Файл: Учет безналичных денежный средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1 Организация денежного оборота и расчетов в современных условиях

1.2 Роль бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций

1.3 Особенности учета денежных средств и расчетных операций в международной практике

1.4 Нормативная правовая база, регулирующая учет денежных средств и расчетных операций

ГЛАВА 2 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1 Порядок открытия текущих (расчетных) счетов в банке

2.2 Документальное оформление движения денежных средств и расчетных операций

2.3 Синтетический и аналитический учет денежных средств и расчетных операций

2.4 Инвентаризация расчетов, ее документальное оформление и отражение в учете

ГЛАВА 3 РОЛЬ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тысяч рублей

Источник информации

Дебет

Кредит

Внесены наличные денежные средства на расчетный счет организации

51

50

69533230

Главная книга

Зачислены на расчетный счет денежные средства, находящиеся в пути

51

57

13975695

Главная книга

Возвращены излишне перечисленные денежные средства поставщикам и подрядчикам

51

60

3584435

Главная книга

Получена выручка от покупателей, заказчиков за реализованную им продукцию, товары, работы, услуги

51

62

11227160958

Главная книга

Окончание таблицы 2.1

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тысяч рублей

Источник информации

Дебет

Кредит

Получен лизинговый платеж от лизингополучателя, аванс от сторонней организации под доставку товаров, продукции, работ, услуг

51

76

2767415

Главная книга

Поступил рублевый эквивалент от продажи валютных средств (российских рублей), получены проценты по депозитам

51

91

30987590

Главная книга

Оплачены услуги банка

26

51

71540962

Главная книга

Оплачены хозяйственные расходы (детский сад)

29

51/3

31540

Главная книга

Поступили наличные деньги в кассу с текущего счета в банке

50

51

16019900

Главная книга

Оплачены счета кредиторов с текущего счета

60

51

Главная книга

Погашены долгосрочные кредиты банков и проценты по ним

67

51

Главная книга

Перечислена заработная плата на карт-счета работникам организации

70

51

Главная книга

Перечислены денежные средства, причитающиеся к уплате Фонду социальной защиты населения

69

51

Главная книга

Перечислены денежные средства, причитающиеся к уплате, по платежам в бюджет

68

51

Главная книга

Перечислены денежные средства с расчетного счета различным кредиторам

76

51

Главная книга

Перечислены алименты взыскателям, удерживаемые из заработной платы должников

76

51

Главная книга

Перечислены денежные средства на карт-счета работников, находящихся в командировке

71

51

Главная книга


Примечание – Источник: собственная разработка

Из представленных проводок видно, что бухгалтерские проводки по учету денежных средств составляются в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета.

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 «Расчетные счета» служит в ОАО «Барановичхлебопродукт» мемориальный ордер. Записи в мемориальном ордере производят в хронологическом порядке на основании данных выписок по расчетному счету и прилагаемых к ним документов.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в мемориальный ордер итогами. Обязательное условие для заполнения регистров – использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена.

После записей в мемориальный ордер данных последней за месяц выписки по расчетному счету приступают к подсчету дебетовых и кредитовых оборотов по счету 51 «Расчетный счет» и выведению сальдо на конец месяца. Полученное сальдо должно соответствовать остатку денежных средств, указанному в выписке банка по расчетному счету за последний день отчетного месяца.

На исследуемом предприятии используются мемориальные ордера, а так же бухгалтерский учет частично автоматизирован. В помощь бухгалтерам и с целью облегчения ведения учета, осуществления контроля в реальном времени, а также принятии своевременных решений в управлении организацией, исключения ошибок разного типа, в том числе опечаток, описок, внедрено программное обеспечение «Клиент-Банк».

С помощью данного программного обеспечения существенно упрощается ведение учета движения денежных средств и их эквивалентов. Своевременные данные, полученные путем обработки первичных данных программным обеспечением, существенно влияют на принятие решений руководством при осуществлении хозяйственной деятельности, так как автоматизировано ведение первичных документов: выписок банка с расчетных и валютных счетов организации, платежных ведомостей и других.

Автоматизированные программы значительно экономят время на выполнение операций в бухгалтерском учете: бухгалтеру уже нет необходимости вручную заполнять платежные ведомости, платежные требования, платежные поручения и многие другие документы. Быстро можно получить информацию по любому контрагенту, его задолженность, куда и когда были израсходованы денежные средства.

В ОАО «Барановичхлебопродукт» бухгалтерский учет ведется по мемориально-ордерной форме. Оформление первичных документов, ведение регистров бухгалтерского учета и составление отчетности производится с использование КСА «Ветразь», данная форма ведения бухгалтерского учета неокончательно доработана для ведения регистров бухгалтерского учёта, что в данный момент затрудняет формирование учетной информации.


2.4 Инвентаризация расчетов, ее документальное оформление и отражение в учете

Основными целями инвентаризации являются выявление наличия дебиторской задолженности организации для сопоставления с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями заключается в проверке обоснованности сумм на счетах бухгалтерского учета.

Наиболее целесообразным и рациональным представляется ежеквартальное проведения инвентаризации расчетов в первую очередь с поставщиками и покупателями. Сроки и периодичность проведения инвентаризации нужно отразить в учетной политике.

При инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы, по которым истек срок исковой давности. Для этого необходимо сверить учетные данные счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с данными актов сверки взаиморасчетов с контрагентами (по соглашению сторон акт сверки составляется организацией или контрагентов: поставщиком, покупателем, арендатором и др.), т.е. с каждым дебитором и кредитором.

Форма акта сверки взаиморасчетов не является унифицированным первичным документом, поэтому организации должны их разрабатывать самостоятельно и утверждать в учетной политике. При разработке формы акта организация должна определить, будет ли каждый акт относиться к сверке взаиморасчетов по одному договору или же в акте, возможно, объединить расчеты по нескольким договорам с контрагентов [15, с. 183].

Акты сверок с контрагентами в ОАО «Барановичхлебопродукт» составляют в двух экземплярах, один из которых регистрируют в специальном журнале и хранят для контроля своевременности и полноты возврата задолженностей. 2-й экземпляр отправляется контрагенту для соглашения. В момент получения ответа в указанном журнале по строке регистрации акта сверки в соответствующей графе делается отметка о результатах согласования данных сверки с этим контрагентом.

Выявленные по итогам расхождения рассматриваются и по ним принимается соответствующее решение. Если требования кредитора обоснованы, то в бухгалтерском учете организации должны быть оформлены корректирующие записи, посредством которых суммы задолженности станут реальными.


Организациям, создающим резерв по сомнительным долгам, также необходимо проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Именно по ее результатам устанавливается задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также дебиторская задолженность организации, которая не погашается в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, т.е. сомнительная задолженность.

Результаты инвентаризации расчетов с контрагентами и персоналом организации сводятся в один акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками (ф. № ИНВ-17). Он составляется на основании актов сверки и справки о дебиторской и кредиторской задолженности (приложение к ф. № ИНВ-17) в дух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.

Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии [15, с. 215].

По итогам инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками в бухгалтерском учете организации могут быть оформлены записи, представленные в таблице 2.2

Таблица 2.2 – Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Выявлены неучтенные суммы кредиторской задолженности по оплате поставленных материалов, товаров, основных средств

08,10,41

60

Отражена стоимость потребленных работ и услуг, обязательства по оплате которых были выявлены при сверке расчетов

20,23,25,26,44

60,76

На сумму НДС по неоприходованным ценностям, работам и услугам

18/1

60,76

Отражена выручка от реализации, не учтенная в текущем периоде

62

90/2

Начислен НДС

90/2

68

Списана выявленная в результате инвентаризации дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, по которой не создавался резерв

91

62

Списана выявленная в результате инвентаризации кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности

60

91

Примечание – Источник: собственная разработка


Результаты инвентаризации в ОАО «Барановичхлебопродукт» рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. При этом в задачи комиссии входит выявление причин, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, кроме этого комиссия должна предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Ознакомившись с выводами инвентаризационной комиссии, руководитель организации издает распорядительный документ, в котором утверждается предложенный комиссией порядок урегулирования инвентаризационных разниц.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактической суммой задолженности и соответствующими данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом отчете.

Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и призванных ею правильными.

Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствии с реально оказанными объемами услуг при условии наличия правильно оформленных первичных учетных документов.

ГЛАВА 3 РОЛЬ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

Согласно классификации элементов бухгалтерского баланса в соответствии с требованиями МСФО выделяются активы, обязательства и капитал. Это, в свою очередь, означает признание дебиторской задолженности активом, а кредиторской задолженности – обязательством организации.

По вопросу подготовки и использования финансовой отчетности следует отметить, что формирование так называемых «активно-пассивных» счетов по сути отдаляет белорусский План счетов от принципов классификации элементов финансовой отчетности, заложенных в МСФО.