Файл: Учет безналичных денежный средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1 Организация денежного оборота и расчетов в современных условиях

1.2 Роль бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций

1.3 Особенности учета денежных средств и расчетных операций в международной практике

1.4 Нормативная правовая база, регулирующая учет денежных средств и расчетных операций

ГЛАВА 2 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1 Порядок открытия текущих (расчетных) счетов в банке

2.2 Документальное оформление движения денежных средств и расчетных операций

2.3 Синтетический и аналитический учет денежных средств и расчетных операций

2.4 Инвентаризация расчетов, ее документальное оформление и отражение в учете

ГЛАВА 3 РОЛЬ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Основная проблема при проведении такого рода многосторонних расчетов заключается в невозможности адекватной оценки задолженности как внешними пользователями, так, в отдельных случаях, и внутренними. При этом, если между контрагентами отсутствует договор о проведении взаимозачетов, нет и правовой базы для проведения соответствующих зачетов в бухгалтерском учете и отражения в отчетности чистой сальдированной величины обязательств. В свою очередь, действующие МСФО также не разрешают проведения соответствующих взаимозачетов в учете и отчетности в случае, если отсутствует договор между сторонами сделки. Однако, у западных компаний, применяющих МСФО, доля такого рода обязательств в общей структуре активов или в обороте невелика, у белорусских организаций на такого рода схемы может приходиться весьма существенная часть расчетов по договорам. Поэтому необходимо детально рассмотреть вопрос о том, насколько необходимо (и возможно) в этом случае какое-либо дополнительное раскрытие информации с тем, чтобы у пользователей финансовой отчетности могла сложиться более менее адекватная картина.

В целях достоверности бухгалтерской отчетности необходимо установить порядок проведения оценки дебиторской задолженности по рыночным ценам. Правила бухгалтерского учета позволяют создавать резервы по сомнительным долгам, но не оценивать дебиторскую задолженность по рыночным ценам. На сегодняшний день проведение такой оценки затруднено в связи с неразвитостью рынка дебиторской задолженности. Вместе с тем, целесообразно возможность проведения такой оценки уже сейчас заложить в нормативную базу по бухгалтерскому учету, параллельно решая при этом вопрос об оценке кредиторской задолженности перед тем же контрагентом.

Большая часть белорусских Правил (стандартов) по принципам, на которых они базируются, и содержанию близка к международным стандартам по учету расчетных операций, а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от соблюдения международных стандартов, а с особенностями действующего белорусского законодательства, уровнем развития отечественного учета, другими объективными и субъективными причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены, и понятно, в каком направлении для этого следует менять белорусские регламентирующие документы.

Основная проблема проведения в Республики Беларусь учета расчетных операций согласно международным стандартам заключается не в отсутствии соответствующих национальных стандартов или неудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми белорусскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.


Для повышения эффективности учета расчетных операций в Республике Беларусь необходимо постоянно обращаться к зарубежному опыту по учету этих операций.

Зарубежный опыт полезен тем, что:

более четко законодательно регламентирован порядок учета каждого вида расчетных операций;

порядок учета соответствует международным стандартам, что облегчает работу с иностранными партнерами;

учет ведется только с применением современных ПО и использованием ПЭВМ;

за рубежом более эффективно развита система поощрения и наказания работников, осуществляющих бухгалтерский учет на предприятиях (в организациях).

В хозяйствующих субъектах Республики Беларусь совсем по-иному, чем принято на Западе, отражается в финансовой отчетности информация о пенсионных выплатах. Здесь действуют другие принципы формирования пенсионных фондов и пособий, чем те, которые зафиксированы в МСФО № 9. Хозяйствующие субъекты к тому же не составляют пенсионные планы, не производят актуарной их оценки и какого-либо пересчета сумм взносов в пенсионный фонд.

В Республике Беларусь установлен также порядок учета доходов, несколько отличающийся от порядка, заложенного в МСФО № 18. В ряде случаев сами хозяйствующие субъекты (например, организации малого бизнеса) выбирают вариант продаж (в частности, по отгрузке или по оплате продукции), а следовательно, и срок зачисления ресурсов в их доходы.

Республика Беларусь в последние годы реализовала на практике ряд мероприятий, направленных на сближение методологии построения учета на отдельных участках с принципами, заложенными в МСФО. Обращает на себя внимание и тот факт, что основную массу Положений предстоит еще разработать. В настоящее время эти «бреши» в нормативном поле в какой-то мере перекрывают различного рода инструкции, методические рекомендации и другие нормативные документы. Однако их содержание не всегда «вписывается» в единую концептуальную основу построения учета в условиях рыночной экономики, и оно имеет существенные отклонения от принципов учета, зафиксированных в МСФО. Работа по переходу на МСФО весьма трудоемкая, поскольку требует решения целого комплекса проблем. В частности, необходимо:

разработать обширный перечень новых ПБУ и пересмотреть старые, содержание которых должно быть максимально гармонизировано с МСФО;

внести изменения в установленном порядке в Законы (в том числе в Закон о бухгалтерском учете) и другие нормативные акты;

пересмотреть содержание программ, используемых для обработки учетной информации на ПВЭМ, а также регистров и форм бухгалтерского учета;


завершить начавшееся разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий;

усовершенствовать систему подготовки кадров бухгалтеров;

провести переподготовку лиц, ранее окончивших учебные заведения по данному профилю и практиков-бухгалтеров.

Успешность перехода Республики Беларусь на МСФО зависит не только от решения вышеуказанных проблем, но и того, насколько динамичны будут процессы дальнейшего укрепления рыночных отношений в нашем обществе.

Новые условия хозяйствования требуют внедрения современных средств вычислительной техники в обработку учётно-финансовой информации. Рыночная экономика обуславливает развитие прогрессивных информационных технологий в практике бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт – важнейшая составная часть системы управления организаций. Спрос на бухгалтерскую информацию растёт, ужесточаются требования к её качеству и оперативности. Традиционные формы бухгалтерского учёта уже не способны в должной мере обеспечить развитие учёта. Основанные на применении ручного труда, они остро сталкиваются с проблемой лавинообразного роста объёмов бухгалтерской информации.

Освободить бухгалтера от технической, нетворческой, рутинной работы позволяет переход к автоматизированной форме ее организации. Автоматизированная форма бухгалтерского учёта основана на тех же методологических принципах, что и другие формы учёта, применяемые в Республике Беларусь. Основное ее отличие состоит в технологических приёмах ведения бухгалтерского учёта характерно широкое применение технологических компьютерных средств, полностью освобождающих бухгалтера от целого ряда рутинных операций по обработке бухгалтерской информации, оформлению бухгалтерских регистров. В данном случае бухгалтер сознательно передаёт часть своих функций компьютеру и пользуется результатами машинной обработки информации уже в готовом виде. Естественно, доверие к компьютерной системе основывается на многократной проверке точности и надёжности ее действий. Функции бухгалтера в данном случае все больше переходят в плоскость осмысления бухгалтерских данных, направлены на более полное использование их в управлении производством. Функции по оформлению бухгалтерских регистров отодвигаются на второй план. Последовательность составления регистров как основной приём накопления и обобщения бухгалтерских данных теряет свою технологическую роль. Компьютерная система при достаточно полной базе данных способна в любой момент времени выдать любой бухгалтерский документ, как первичный, так и сводный, вплоть до баланса. Таким образом, компьютерный бухгалтерский учёт строится вокруг электронной информационной базы. Создание и обслуживание информационной базы ставится одной из важнейших задач бухгалтерского учёта.


В организациях могут использоваться следующие системы автоматизации бухгалтерского учёта, и в частности, учёта расчётных операций: система «1 С: Предприятие» и «БЭСТ-4».

Как отдельная функциональная задача учёта расчётов с контрагентами в выше названых автоматизированных системах не выделяются, поскольку вся информация по счетам 60,62,71,73,76 уже должна быть сформирована во внутримашинной информационной базе при обработке информации по учёту товарных, кассовых, расчётных операций по банку. Поэтому в данных программных обеспечениях стоит задача приведения в соответствие товарных и платёжных документов.

Система «1С: Предприятие» относится ко второму типу программ, поскольку по счетам 60,62 аналитический учёт ведётся в разрезе "контрагентов", т.е. в товарных и платёжных документах указывается на основании какого документа производится поставка или расчёт. Кроме того, типичными проблемами, связанными с анализом и учётом задолженности является невозможность отслеживать данные "день в день", и поэтому возникает необходимость периодической сверки данных с контрагентами.

В программе «БЭСТ-4» эта проблема решается с помощью общесистемного справочника «Картотека контрагентов». На каждого контрагента заводится специальная карточка, в ней кроме общих сведений о банковском счёте автоматически заносится записи из товарных и платёжных документов. Система предусматривает возможность запрета отгрузки товаров, а адрес тех контрагентов, у которых долг превышает определённую сумму, если они (контрагенты) по каким-то причинам попали в список неблагонадёжных. В этой карточке в режиме реального времени можно увидеть и проанализировать состояние взаиморасчётов с каждым контрагентом.

Подводя итоги всего выше изложенного можно сделать вывод, что формализация бухгалтерской информации о расчётных операциях в электронном виде расширяет возможности доступа к ней всех заинтересованных пользователей. Обладание точной и своевременной информацией позволяет эффективно маневрировать материальными и финансовыми ресурсами, избегать непроизводительных расходов, выбирать более рациональную стратегию и тактику хозяйствования. Например, отсутствие информации ведёт к потерям и убыткам.

Развитие автоматизированных систем обработки экономической информации в организациях Республики Беларусь, несмотря на всю важность данной задачи, встречает ряд объективных и субъективных трудностей. Объективным фактором, сдерживающим компьютеризацию, является ограниченность финансовых ресурсов организаций. В настоящее время в организациях функционируют десятки разнообразных, зачастую в принципе несовместимых компьютерных программ, пакетов, АРМ бухгалтерского назначения. Попытки вытеснять нестандартное программное обеспечение путём внедрения собственных разработок наталкиваются на непонимание и нежелание учётных работников что-либо менять. Традиционный бухгалтерский консерватизм – главный субъективный фактор, препятствующий развитию автоматизированного учёта.


Поскольку бухгалтерский учет в ОАО «Барановичхлебопродукт» частично компьютеризован, то это доставляет ряд неудобств для сотрудников бухгалтерии при систематизации данных бухгалтерского учета. Поэтому рекомендуется полностью автоматизировать бухгалтерский учет с помощью современной программы «1С:Бухгалтерия» версии 8.0.

Программа «1С:Бухгалтерия» является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам.

Аналитический учет ведется по объектам аналитического учета (субконто) в натуральном и стоимостном выражениях.

Программа предоставляет возможность ручного и автоматического ввода проводок. Все проводки заносятся в журнал операций. При просмотре проводок в журнале операций их можно ограничить произвольным временным интервалом, группировать и искать по различным параметрам проводок.

Кроме журнала операций программа поддерживает несколько списков справочной информации (справочников):

план счетов;

список видов объектов аналитического учета;

списки объектов аналитического учета (субконто);

констант и т.д.

На основании введенных проводок может быть выполнен расчет итогов. Итоги могут выводиться за квартал, год, месяц и за любой период, ограниченный двумя датами. Расчет итогов может выполняться по запросу и одновременно с вводом проводок (в последнем случае не требуется пересчет).

После расчета итогов программа формирует различные ведомости:

сводные проводки;

оборотно-сальдовую ведомость;

оборотно-сальдовую ведомость по объектам аналитического учета;

карточка счета;

карточка счета по одному объекту аналитического учета;

анализ счета (аналог главной книги);

анализ счета по датам;

анализ счета по объектам аналитического учета;

анализ объекта аналитического учета по всем счетам;

карточка объекта аналитического учета по всем счетам;

журнальный ордер.

В программе существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языке описать форму и содержание отчета, включая в него остатки и обороты по счетам и по объектам аналитического учета. С помощью данного режима реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации в произвольной форме.

Кроме того программа имеет функции сохранения резервной копии информации и режим сохранения в архиве текстовых документов.