Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ (Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– налоговая нагрузка на реализацию – отношение налоговых затрат, относимых на счета реализации к выручке от реализации;

– налоговая нагрузка на себестоимость - отношение налоговых затрат, относимых на себестоимость реализованной продукции к себестоимости;

– налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения – отношение налоговых затрат, относимых на счета финансовых результатов, к положительному финансовому результату от реализации;

– налоговая нагрузка на чистую прибыль – отношение налоговых затрат, относимых на чистую прибыль к чистой прибыли субъекта хозяйствования.

Достоинством данной методики является то, что она позволяет с различной степенью детализации и в зависимости от поставленной управленческой задачи, рассчитать налоговую нагрузку. При расчетах показателей, используется информация, отражаемая в отчетности субъектов хозяйствования[12].

На основании проведенного анализа налоговой нагрузки на предприятие производится выбор рациональных методов и схем налогообложения, при этом используются следующие виды налоговой оптимизации:

– рационализация по отдельным видам налогов, где в качестве объектов планирования используются НДС, налоги на прибыль юридических и физических лиц, единый налог;

– отраслевая оптимизация – представляет собой комплексное планирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятий с учетом их экономической сферы (отрасли). Такой подход отдельно используется, например, для банков, торговых, страховых и прочих предприятий;

– категорийная оптимизация, которая используется отдельно для организаций, физических лиц, малого, среднего и крупного бизнеса[13].

Оптимизация налогообложения в зависимости от характера вовлеченности ответственных лиц может быть:

– пассивной – предполагающей выбор более целесообразной формы оптимизации из числа существующих на законодательном уровне. Как правило, ответственность за подобные действия ложится на самого налогоплательщика;

– активной – осуществляемое должностными лицами более специфическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, направленное на снижение уровня налоговых издержек[14].

Налоговая оптимизация может быть перспективной, предполагающей использование приемов и способов, уменьшающих сумму налогов в процессе всей хозяйственной деятельности налогоплательщика путем правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета и эффективной налоговой политики; и текущей, предполагающей использование методов, снижающих налоги при конкретной хозяйственной операции в отдельно взятом налоговом периоде.


Отдельно классифицируется оптимизация по ее легитимности, как черная и белая. Белая (законная) представляет собой плановое управление финансовой деятельностью предприятия в части налогов и сборов, которое полностью соответствует нормам законодательства Черная (незаконная) предполагает оптимизирование налогов предприятия, которое идет вразрез с действующими законами. За подобные действия предусмотрена административная и уголовная ответственность, а их выявление – главная задача контрольных инструментов налоговой службы (камеральная, выездная проверки).

Элементами налоговой оптимизации являются:

– система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;

– оптимизация налоговых обязательств;

– точное исполнение налоговых обязательств;

– недопущение возникновения дебиторской задолженности, превышающей срок исковой давности;

– система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования[15].

Непосредственно действия, позволяющие в результате минимизировать налоговые платежи организации, могут совершаться её работниками: бухгалтерами, финансистами, юристами.

При этом налоговая оптимизация может осуществляться по поручению налогоплательщика на основе соответствующего договора консалтинговыми компаниями, юридическими фирмами, аудиторами и налоговыми консультантами[16]. Следует отметить, что такая оптимизация более эффективная, так как осуществляется опытными специалистами, но при этом затратная.

Возможность осуществления налоговой оптимизации обусловлена следующими обстоятельствами:

– действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности в различных правовых формах по выбору субъекта предпринимательской деятельности, а различные правовые формы предполагают различный порядок налогообложения;

– налогоплательщик вправе выбирать режим налогообложения для своего предприятия (например, упрощенная или общая система налогообложения);

– законодательство о налогах и сборах предоставляет налогоплательщику возможность выбирать различные методы учета хозяйственных операций для целей налогообложения по своему усмотрению, а также принимать по своему усмотрению иные решения, непосредственно влияющие на налогообложение[17].


Налоговая теория и практика выработали причины, которые побуждают налогоплательщиков к снижению своих налоговых обязательств:

– моральные причины обусловлены тем, что налоговый закон не является общим в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков. Это приводит к тому, что отдельные группы налогоплательщиков оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими. Данное обстоятельство естественно вызывает у последних чувство несправедливости по отношению к ним, порождает стремление уравнять себя с льготниками[18].

Желание о снижении налогового бремени или вообще уклониться от налогов возникает у налогоплательщика и в силу непосильного налогового гнета, когда налогоплательщик фактически работает на государство и отдает ему львиную долю своих доходов[19];

– политические причины подталкивают налогоплательщика к снижению налогового бремени тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, то есть обеспечения своего функционирования и инструмент социальной или экономической политики;

– экономические причины могут порождаться неудовлетворительным финансовым состояние налогоплательщика и экономической конъюнктурой. Так если финансовое состояние налогоплательщика нестабильно или он находится на грани банкротства, то оптимизация налогов может стать единственным средством, не потерять бизнес;

– технико-юридические причины вызваны несовершенством юридической техники налогового законодательства и сложностью налоговой системы. Так само налоговое законодательство дает налогоплательщику возможности оптимизации налоговых обязательств посредством использования налоговых льгот, различных ставок налогообложения, различных источников отнесения расходов и затрат, неоднозначности толкования положений в налоговых законах.

Таким образом, оптимизация налогообложения представляет собой уменьшение размера налоговых обязательств путем использования всех предоставленных действующим законодательством льгот, налоговых освобождений и других приемов и способов, не запрещенных законодательством. Налоговая оптимизация сочетает в себе налоговое планирование и минимизацию налогов. Основной целью оптимизации налогообложения является недопущение роста налоговых издержек при повышении уровня доходов. Оптимизация может быть отраслевой и рационализацией по отдельным видам налогов, пассивной и активной, перспективной и текущей, черной и белой. Осуществляться налоговая оптимизация может собственными силами организации, а может силами консалтинговых компаний, аудиторами и налоговыми консультантами. Среди причин, определяющих ее применение, выделяют моральные, политические, экономические и технико-юридические


ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для работы банковской системы важно развивать систему налогообложения организаций кредитного типа. Банки и другие кредитные организации РФ при налогообложении сталкиваются со сложностями, которые во многом связаны с неразрешенностью и противоречивостью множества положений законодательства о налогах.

Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов Российской Федерации.

Банки и кредитные учреждения являются плательщиками этого налога. Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество.

Для банков и кредитных учреждений, использующих для осуществления основной деятельности привлеченные средства юридических и физических лиц, объектом налогообложения являются собственные основные и оборотные средства, а также финансовые активы, принадлежащие им.

Не облагается налогом имущество вновь созданных банков в течение года после их регистрации. Филиалы имеют право на указанную льготу в пределах года после регистрации головного банка.

Ставки налога на имущество банков определяются законодательными органами республик в составе Российской Федерации, краевыми и областными соответствующими органами. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.

Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с соотнесением на операционные и разные расходы.

При исчислении налога учитываются результаты переоценки валютных средств и основных фондов, произведенной согласно соответствующему Указу Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года №629 и постановления Правительства России от 14 августа 1992 года №595.

Уплата налога производится по квартальным и годовым расчетам нарастающим итогом, в первом случае в пятидневный. во втором в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета.

Банки несут обязанность по уплате некоторых видов местных, региональных и федеральных налогов. Согласно обновлению налоговой системы, российские кредитные организации на сегодня уплачивают такие налоги федерального уровня, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и прочие; региональные налоги: транспортный налог, налог на имущество организаций и прочие; местные налоги: налог на операции с ценными бумагами и земельный налог. Рассмотрим кратко каждый из указанных налогов.


По налогу на прибыль для банковских организаций конкретизируются расходы и доходы, учитывая особенности, которые характерны для деятельности банков.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль, банками в доходах, которые указаны в статьях 249 и 250 НК РФ, учитываются доходы, которые указаны в статье 290 НК РФ, являющиеся характерными именно для банков.

Полученные доходы банками уменьшаются на сумму осуществленных расходов по статьям 254-269 НК РФ, помимо этого, учитываются расходы по статье 291 НК РФ[20].

Сейчас одна из проблем – это вопрос отнесения расходов или доходов банковских организаций к расходам или доходам от реализации или внереализационным расходам или доходам, которые относятся или не относятся в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Ведется существенное число споров по этому вопросу, который связан с несогласием банковских организаций с трактовкой и содержанием разных расходов.

Причина кроется в том, что в статьях 290 и 291 НК РФ не конкретизируется то, какие доходы для банковских организаций представляют собой доходы от реализации, а какие являются внереализационными. В результате этого появляются вопросы: к какому виду для налогообложения прибыли стоит относить расходы и доходы, а от этой классификации во многом имеет зависимость правильность определения прибыли.

Например, согласно ст.265 НК РФ, часть рекламных расходов относится на расходы при определении прибыли в размере, который не превышает 1% выручки от реализации, а не внереализационных расходов[21].

Другая важная особенность обложения налогом на прибыль предприятий, которая установлена в статье 273 НК РФ, это механизм признания расходов и доходов, в соответствии с которым банковские организации не обладают правом на определение даты получения дохода (осуществление расхода) по кассовому методу. Итак, банковский сектор не располагает правом на применение метода начисления. Для банков, как особенной группы налогоплательщиков, также предусматривается создание дополнительного резерва – на возможные потери по ссудам, по ссудной задолженности и задолженности, которая приравнена к ней, в том числе по межбанковским депозитам и кредитам. Суммы отчислений в резерв, в соответствии с пунктом 2 статьи 292 НК РФ, банк имеет право учитывать или включать в состав расходов внереализационного характера, учитывая нормативы в течение налогового или отчетного периода. Размеры отчислений в резерв формируются согласно «Положению о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 14.11.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 № 5774). Создание резерва вызвано тем, что помимо существующих для банков рисков, государство имеет заинтересованность в стабильной банковской системе.