Файл: Проблема развития социальной группы (Динамика социально-психологического развития малой группы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй тип - легально-рациональный (бюрократический), который основан на разумности существующих порядков в обществе. Он предполагает обязательно определенный уровень знаний, компетентности, подготовленности лидера. Существующие законы регламентируют функции лидера. Подобный тип лидерства характерен для индустриальных стран.

Третий тип - лидерство харизматическое. Этот термин заимствован из раннехристианской литературы и означает «божественный, сверхъестественный, необычный». К харизматикам относили пророков, святых. Харизматические лидеры - это не только религиозные деятели. Они существовали в разные эпохи. Чаще всего, эти лидеры появляются на крутых поворотах истории. Харизматический лидер возникает вне существующих государственных структур и традиций.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Однако эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может лишь частично брать на себя функции лидера. Если для лидера нравственные критерии стоят на первом плане, то руководитель занят в основном функциями организации контроля и распределения.

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения - одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения - особенно сложная функция. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, давно известен в социальной психологии.

Принятию группового решения всегда предшествует групповая дискуссия. Она позволяет столкнуть противоположные позиции и подходы и тем самым помочь участникам дискуссии увидеть разные стороны проблемы.

В заключении данного теоретического исследования подведем некоторые итоги:

1. Групповая динамика - это совокупность тех динамически процессов, которые одновременно происходят в группе и знаменуют собой ее развитие. К этим процессам относятся: нормативное влияние, развитие и принятие групповых решений.

2. Группа в своем развитии проходит различные стадии. На каждой из них она характеризуется определенными свойствами, соотношением инструментальной и экспрессивной деятельностей. Высшая стадия группового развития в отечественной социальной психологии традиционно именуется коллективом.


3. К механизмам группового развития относятся: идиосинкразический кредит лидера, внутригрупповой конфликт, групповое влияние меньшинства, поляризация мнений и сдвиг к риску в процессе принятия групповых решений. К механизмам групповой стабилизации: конформность, совместимость и сработанность, сплоченность.

Таковы социально-психологические феномены и динамические процессы в малой группе.

Заключение

Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений. Отличительные признаки малой группы:

1) пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов;

2) наличие постоянной цели совместной деятельности;

3) наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами групп;

4) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли;

5) наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе;

6) выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

2. Малая группа, являясь универсальной системой непосредственного межличностного общения, была генетически первичной социальной общностью в истории человечества. В ее рамках личное отношение между людьми создало - и повседневно воссоздает - отношения общения более высокого порядка. Таким образом, контактная (малая) группа является универсальной системой непосредственного межличностного общения.

Для ее доказательства были привлечены данные этологии, работы по антропосоциогенезу и результаты различных экспериментальных исследований в области возрастной социальной психологии. Можно предполагать, что именно малая (контактная) группа была исходной, исторически первичной формой социально-психологической структуры межличностных отношений.


3. Групповая динамика - это совокупность тех динамически процессов, которые одновременно происходят в группе и знаменуют собой ее развитие. К этим процессам относятся: нормативное влияние, развитие и принятие групповых решений. Группа в своем развитии проходит различные стадии. На каждой из них она характеризуется определенными свойствами, соотношением инструментальной и экспрессивной деятельностей.

Высшая стадия группового развития в отечественной социальной психологии традиционно именуется коллективом. К механизмам группового развития относятся: идиосинкразический кредит лидера, внутригрупповой конфликт, групповое влияние меньшинства, поляризация мнений и сдвиг к риску в процессе принятия групповых решений. К механизмам групповой стабилизации: конформность, совместимость и сработанность, сплоченность.

Таковы социально-психологические феномены и динамические процессы в малой группе.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Группа - ассоциация

начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности

2

Группа - коллектив

объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде

3

Группа - кооперация

имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация

4

Диффузная группа

нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей

5

Малая группа

достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами

6

Малая социальная группа

немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений

7

Неформальная группа

не имеют официально установленной структуры

8

Референтная группа

группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные

9

Формальная группа

объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей

10

Элитарные социальные группы

группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе


Список использованных источников

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 2009. – 432 с.
  2. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на Западе / Г.М. Андреева, Н.И. Богомолова, Л.А. Петровская. - М., 2008. - 354 с.
  3. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. - М., 2003. - 73 с.
  4. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учеб. пособие / М.Р. Битянова. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс. 2001. – 576 с.
  5. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – М., 2004.
  6. Еникеев, М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.
  7. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы: анализ методологических дискуссий 70-90-х гг. - М., 2003.- 152 с.
  8. Кисилев, И.Е. Основы социальной психологии: Учеб. пособие / И.Е. Кисилев. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 214 с.
  9. Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой и др. – М., 2005.
  10. Кроник, А.А. Межличностное оценивание в группах / А.А. Кроник. – Киев, 2002.
  11. Кузьмин, В.Е. Методы социальной психологии / В.Е. Кузьмин. – М., 2007. – 247 с.
  12. Лебон, Г. Психология социализма / Г. Лебон. - СПб., 2005. -138 с.
  13. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 2004. – 448 с.
  14. Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. – М., 2007. – 247 с.
  15. Московичи, С. Век толп / С. Московичи. - М., 2007. - 336 с.
  16. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов. – М., 2004.
  17. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М., 2001. - 225 с.
  18. Современная зарубежная социальная психология: Тесты. - М., 2004.- 176 с.
  19. Социальная психология: Краткий очерк. - М., 2005.- 239 с.
  20. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н.Сухов. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 600 с.
  21. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
  22. Социальная психология / Под ред. Г.Л. Предвечного, Ю.А. Шерковина. – М., 2005.
  23. Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е Семенова. – СпБ., 2009.
  24. Современная зарубежная социальная психология / Под. ред. Г.М. Андреевой и др. – М., 2004.
  25. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2005. – 544 с.
  26. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М., 2009. – 535 с.
  27. Теоретическая и прикладная социальная психология / Под ред. А. К. Уледова. - М., 2008.Чорбинский, С.Н. Социальная работа и социальные программы в США / С.Н. Чорбинский. - М., 2012г