Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (Формирование бухгалтерского баланса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внеоборотные активы в структуре увеличились на 5,49%.

В структуре оборотных активов значительные структурные сдвиги наблюдаются по строкам «Денежные средства и денежные эквиваленты» (+42,01%).

Удельный вес собственного капитала в валюте баланса составил на конец периода 64,76% - в основном за счет доли нераспределенной прибыли в составе собственного капитала. Непокрытые убытки в балансе отсутствуют.

На данный момент объем и структура собственного капитала позволяют организовать производственный процесс и развиваться без внешних заимствований.

Таким образом, дали краткую характеристику ООО «Родник» и переходим к формированию бухгалтерского баланса.

2.2. Формирование бухгалтерского баланса

Баланс общества представляет собой таблицу, которая разделена на две части: активы и пассивы. Обязательное условие баланса – это равенство его актива и пассива.

Актив баланса – это имущество организации.

Состоит из двух разделов:

Внеоборотные активы – включает в себя имущество, которое используется в организации на протяжении длительного периода времени (более 12 месяцев) и переносит свою стоимость на финансовый результат частями [16].

Включает такие статьи как: НМА, основные средства, финансовые вложения и т.д. в Балансе общества внеоборотные активы представлены основными средствами.

Оборотные активы – включает имущество, используемое менее 12 месяцев, при этом это имущество находится в постоянной динамике, а его стоимость переносится на финансовый результат разово.

Состоит из следующих статей: запасы, НДС, дебиторскую задолженность, денежные средства и их денежные эквиваленты. В балансе общества оборотные активы представлены: дебиторской задолженностью, денежными средствами и денежными эквивалентами.

Пассив баланса – это источники формирования имущества.

Капитал и резервы – отражает наличие чистых активов предприятия (собственных средств).

Эти средства разделены на неизменную часть (уставный капитал) и переменную часть, которая зависит от учетной политики предприятия и его финансового результата (резервный капитал, переоценка).

Состоит из следующих статей: уставный капитал, добавочный капитал (за минусом переоценки), резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). В балансе общества капитал и резервы представлены: уставным капиталом, нераспределенной прибылью.


Долгосрочные обязательства – включает в себя долгосрочную кредиторскую задолженность предприятия (более 12 месяцев). Статьи, которые включает в себя этот раздел: заемные средства, оценочные и отложенные обязательства. Баланс общества не имеет долгосрочных обязательств [19].

Краткосрочные обязательства – включает в себя краткосрочную кредиторскую задолженность (менее 12 месяцев). включает в себя такие статьи, как: заемные средства, кредиторскую задолженность, оценочные обязательства и доходы будущих периодов.

В балансе ООО «Родник» краткосрочные обязательства представлены краткосрочными заемными средствами и кредиторской задолженностью (краткосрочной).

В процессе составления бухгалтерского баланса организация может использовать как стандартную его форму с детализированной разбивкой по статьям, которая была рекомендована Министерством финансов РФ, так и использовать собственную разбивку. При этом, если отсутствуют исходные данные для заполнения тех или иных статей, то организация вправе исключить эти статьи.

Построение баланса ООО «Родник» осуществляется на основании данных бухгалтерского учета, а именно остатков на счетах. По истечении отчетного периода (квартал или год) на определенных счетах бухгалтерского учета формируются обороты за такой период и образуются конечные остатки по дебету и кредиту таких счетов.

Остатки по дебету в общей сумме полностью совпадают с остатками по кредиту счетов бухгалтерского учета. Это главное правило, и если остатки не совпадают – значит в бухгалтерском учете была допущена ошибка, которую необходимо обнаружить и исправить. Также бухгалтер должен проверить, что остатки по активным счетам сформированы по дебету счетов, а пассивных счетов – по кредиту счетов.

Рассмотрим формирование источников для показателей баланса в ООО «Родник».

1. Первичный документ. Первичный документ фиксирует любую хозяйственную операцию и является юридически обоснованным подтверждением факта такой операции. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» выдвигает определенные требования к порядку составления первичного документа для его принятия к бухгалтерскому учету на предприятии.

2. Запись на счетах бухгалтерского учета. На основании полученного первичного документа, бухгалтер делает двойную запись на счетах бухгалтерского учета, регламентированных учетной политикой общества в части рабочего плана счетов. Запись производится на основании характера операции.


Например, если это полученная от поставщика расходная накладная на материалы, то это будет проводка: Д-т 10 «Материалы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если это будет ведомость начисления заработной платы работникам производства, то это будет проводка: Д-т 20 «Основное производство» К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» [5].

3. Регистры бухгалтерского учета. Информация по счетам бухгалтерского учета группируется в различных регистрах. Как правило, регистры представляют собой различные накопительные и группировочные таблицы, книги, карточки учета и т.д.

4. Оборотно-сальдовая ведомость. Данный документ формируется по окончании отчетного периода, где отражены обороты по всем счетам бухгалтерского учета в организации и остатки на начало и конец периода.

Данный документ является последним документом в цикле учетного процесса, и который является законченным источником для формирования данных бухгалтерского баланса.

Для формирования каждой строки баланса, бухгалтер анализирует показатели оборотно-сальдовой ведомости.

Так, в строке «Внеоборотные активы», бухгалтер отражает данные по остаткам на счете 01 «Основные средства» [5]. При этом, из остаточной стоимости основных средств, бухгалтер вычитает сумму накопленной амортизации, которая составляет остаток на счете 02 «Амортизация ОС».

При поступлении или выбытии основных средств в организацию, документальным источником информации являются:

- документы на поставку или реализацию основных средств (расходные накладные, товарные накладные);

- документы на ввод основных средств в эксплуатацию (или вывод);

- документы по инвентаризации основных средств или запасов (инвентаризационные описи, сличительные ведомости);

- документы на прочие расходы, связанные с приобретением/реализацией основных средств или запасов (акты транспортных компаний);

- документы на отпуск запасов в производство (требования-накладные) и т.п.

В строку «Запасы» попадает сумма остатков по таким счетам как:

- 10 «Материалы»;

- 41 «Товары»;

- 43 «Готовая продукция»;

- и т.д.

Если в организации имеются резервы под снижение стоимости материальных ценностей, то суммы таких резервов вычитаются из данного показателя.

Для отражения информации в строке «Денежные средства», источником являются остатки по счетам учета денежных средств в организации.

Это могут быть:

- 50 «Касса» [5];

- 51 «Расчетные счета»;

- 52 «Валютные счета»;


- и др.

Наличие данной группы активов подтверждается информацией из выписок банка и кассовых документов (ПКО, РКО, Кассовая книга, отчеты кассиров и т.д.).

Для формирования дебиторской задолженности, источниками являются остатки по дебету таких счетов как:

- 62 «Расчеты с покупателями» [5];

- 68 «Расчеты с бюджетом» и т.д.

Наличие данной группы активов подтверждается информацией из множества различных источников в зависимости от вида задолженности.

Так, это могут быть:

- акты сверки с покупателями и поставщиками;

- авансовые отчеты по расчетам с подотчетными лицами;

- и т.д.

Для формирования строк собственного капитала в пассиве баланса источником являются остатки по кредиту таких счетов как:

- 80 «Уставный капитал»;

- 84 «Нераспределенная прибыль/непокрытые убытки» и т.д.

Наличие данной группы пассивов подтверждается информацией из следующих источников:

- учредительные документы (устав, учетная политика организации);

- бухгалтерские справки-расчеты (о выплате дивидендов, отчислениях на резервный капитал, расчеты о формировании добавочного капитала и т.д.);

- документы, подтверждающие взносы учредителей (банковские выписки, акты приема-передачи имущества и т.д.).

Для формирования обязательств в пассиве баланса, источниками являются остатки по кредиту счетов:

- 60 «Расчеты с поставщиками» [5];

- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д.

Наличие данной группы пассивов подтверждается информацией из множества различных источников, в зависимости от вида обязательств.

Например, информация о кредитах и займах отражается в договорах с кредиторами и заемщиками, в выписках банка о погашении такой задолженности.

Кредиторская задолженность подтверждается документами по взаиморасчетам с кредиторами (расходные накладные, выписки банка, акты сверки взаиморасчетов и т.д.).

Кредиторская задолженность по выплате заработной платы подтверждается расчетно-платежными ведомостями и прочими документами по учету заработной платы.

Кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами подтверждается бухгалтерскими справками-расчетами по различным налогам и сборам, налоговой и прочей отчетностью.

Таким образом, важным условием достоверности информации для формирования баланса, является ее документирование по установленным правилам и порядкам. Все показатели по остаткам в оборотно-сальдовой ведомости, являются источниками для отражения данных бухгалтерского баланса.


Можно сделать следующий вывод: формирование бухгалтерского баланса в ООО «Родник» ведется правильно и в полном объеме, в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, рассмотрели формирование бухгалтерского баланса.

Таким образом, во 2 главе рассмотрели формирование бухгалтерского баланса на примере (ООО «Родник»).

3. Рекомендации по совершенствованию порядка составления бухгалтерского баланса организации

Бухгалтерский баланс позволяет увидеть не только конкретную финансово-экономическую ситуацию на отчетную дату, но и проанализировать ее изменение в сопоставлении с данными за прошедшие годы. А с учетом перспективных планов развития дает возможность составить прогноз деятельности предприятия [15].

Для внутренних целей, главной из которых является текущий анализ деятельности и своевременное принятие мер по корректировке работы предприятия, бухгалтерский баланс может составляться с любой периодичностью и в очень широком спектре его видов [11, c. 219].

Таким образом, значение бухгалтерского баланса выходит очень далеко за границы обычной бухгалтерской отчетности, создаваемой для ИФНС.

Поэтому с особым вниманием следует относиться к его заполнению и знаниям о том, как составить бухгалтерский баланс правильно.

В целях рекомендации по совершенствованию порядка составления бухгалтерского баланса ООО «Родник» можно рекомендовать следующее:

- учетные данные при составлении баланса должны отвечать требованиям полноты и достоверности;

- данные, отражаемые в балансе, должны быть нейтральны и коррелировать с данными предшествующих периодов;

- выделение статей в разделах баланса осуществляется по принципу существенности;

- отчетным периодом для бухгалтерского баланса является календарный год;

- активы и обязательства, отражаемые в балансе, должны подразделяться на краткосрочные и долгосрочные (существующие менее и более 12 месяцев соответственно) [14];

- зачет между статьями активов и пассивов не делается, если он не предусмотрен ПБУ;

- имущество оценивается по «чистой» стоимости (за вычетом регулирующих статей);

- учетные данные годового отчета должны быть подтверждены инвентаризацией.

Заполнение бухгалтерского баланса происходит на основании информации об остатках на счетах бухгалтерского учета на отчетную дату [14, 15].

Эти остатки отражаются в балансе в соответствии с задачами, поставленными перед конкретным отчетом.

Для представления в качестве официальной отчетности бухгалтерский баланс имеет определенную форму. Для внутренних потребностей организации он может иметь множество модификаций в зависимости от назначения и от вида данных для его составления: