Файл: Управленческое решение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс принятия управленческих решений - ключевой момент в работе многих профессий, которые связаны с управленческой деятельностью. Сегодня принятие оптимального решения по определенному вопросу очень важно, так как все более расширяются масштабы деятельности, растет количество элементов и взаимосвязей. А усложнение связей между различными элементами влечет за собой неопределенность в понимании реальной ситуации, что связано в первую очередь с человеческим фактором, искажением информации. Неправильно считать, что принятие решения является выбором одного из возможных направлений действий. Особенности принятия управленческих решений проявляются в том, что в сравнении с частным выбором решения это более ответственный и формализованный процесс, который требует профессиональной подготовки.

Целью работы является изучение процессов принятия решений в организации.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы процесса принятия решений в организации

- изучить этапы принятия решений в организации

- провести анализ процессов принятия решений на примере гостиницы «Шатура Холл».

Предметом работы являются процессы принятия решений в организации.

Объектом работы является ООО «Шатура Холл».

Изучению проблем, связанных с управлением процессами принятия решений, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению процессами принятия решений.

В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Балдин К.В., Башкатова Ю.И., Бирман Л.А. и др.

Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

1. Теоретические основы процесса принятия решений в организации


1.1. Понятие управленческого решения

В 1980-е годы в отечественной науке сложилась традиция, согласно которой теоретические работы по теории принятия решений проводились главным образом в математической области: решение – это результат оптимального выбора между существующими альтернативами. Применение такие работы находили в автоматизированных системах управления производственно-технологическими и другими процессами, в которых роль человека сводится к принятию уже готового решения, а также в автоматических системах, когда человеческий фактор отсутствует [1, с. 75].

В настоящее время в литературе имеется большое количество научно-исследовательских и учебно-методических работ, посвященных теории принятия решений [2, с. 97].

В них рассматриваются разные теоретические и прикладные вопросы, связанные с подготовкой, обоснованием и принятием управленческих решений. Однако указанная выше традиция математизации процесса принятия решений сохранилась. Такие факторы, как неопределенность, отсутствие точных данных для расчета, личность лидера, слабая структуризация проблем, могут стать причиной невозможности использования математических моделей при принятии управленческих решений. Автор видит цель в том, чтобы охарактеризовать понятие «управленческое решение».

Понятия «управленческое решение» и «управленческая проблема» исследуются в применении к организациям [3, с. 77].

Это означает, что а) решения готовятся, принимаются и исполняются конкретными лицами – руководителями, собственниками, персоналом и др., б) решения принимаются в чьих-либо интересах – акционеров, сотрудников, организаций и др., в) решения влияют на жизнедеятельность людей и организаций. Разберем историко-этимологические основы слов решение, управление, проблема.

Слова решать и управлять имеют исконно русские корни; их появление и употребление обусловлено становлением и развитием государственности в Древней Руси.

Проблема в переводе с греческого – задача; появление этого слова в русском языке по времени совпадает с развитием и обособлением научной деятельности в самостоятельный род занятий [3, с. 77].

Решение происходит от глагола решать: после обдумывания делать какое-либо заключение, вывод; определять искомое; кончать, вершить, установлять, определять властью; находить способ осуществления, исполнения чего-либо, намечать к осуществлению. Управление происходит от глагола управлять: распоряжаться, ладить, одолевать препоны, трудности, своеволие, приводить в порядок; руководить деятельностью или направлять работу кого-либо, чего-либо [5, с. 143].


Слово задача первоначально имело два разных значения: действие в соответствии с глаголом задавать – задать (предлагать, назначать что-нибудь для разрешения, изучения, осуществления, к примеру, вопрос, урок, работу) и состояние соответственно значению глагола задаваться – задаться (удаваться, посчастливиться). Позже второе значение стало малоупотребительным и сохранилось в обратном значении как незадача (неуспех). Сохранение в русском языке изначальных значений указанных выше слов, их глубокие историко-этимологическое корни позволяют сформулировать искомые определения так. Управленческая задача – ситуация, отражающая текущее или ожидаемое состояние объекта управления, заданная для изучения и изменения путем подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Положительное решение задачи – успех, отрицательное – неуспех, незадача [6, с. 95].

Управленческое решение означает подготовку совокупности оценок и выводов о текущем и будущем состоянии объекта управления и принятие уполномоченным лицом окончательного и обязательного для исполнения постановления об управляющем воздействии на объект управления. Сделаем ряд дополнений и пояснений. Во-первых, решение рассматривается с ситуационной и процессной точек зрения. Управленческое решение – это разрешение проблемной ситуации, связанной с текущим или ожидаемым состоянием объекта управления. Как процесс решение означает поиск, идентификацию и анализ управленческих задач, изучение и прогнозирование состояния объекта управления, установление (переоценку) целей управления, разработку плана мероприятий, организацию их выполнения и контроль [6, с. 95].

Во-вторых, организация как совокупность индивидов является объектом управления, состояние которого выступает предметом управленческого решения. Организация представляет собой экономическую систему, свойствами которой выступают открытость, незамкнутость, целенаправленность, синергизм, эмерджентность, эквифинальность, детерминизм, гомеостаз [7, с. 123].

В-третьих, управляющее воздействие оказывается в отношении: – внутренней структуры, содержания, взаимосвязей элементов, состава и взаимосвязи входных и выходных параметров объекта управления; – модели поведения, организации функционирования объекта управления, а также порядка и способов взаимодействия с субъектом управления; – целей управления – желаемого состояния объекта управления, а также границ целевых значений его выходных параметров; – правил оценки достижения целей управления и критериев оценки соответствия выходных параметров целевым значениям; – изменения значений входных параметров объекта управления [8, с. 59].


В-четвертых, решение принимается уполномоченным лицом – индивидом или группой индивидов. Полномочность выступает как право и обязанность осуществлять поиск проблем, подготовку, принятие и реализацию решений. В организации права одних индивидов трансформируются в обязанности для других. Этим обусловливается высокая степень сложности управления: индивид может быть одновременно объектом одних решений и субъектом других; субъект управления глубоко интегрирован в объект управления. Если же решения предполагают системную трансформацию объекта управления, то это недопустимо без коренных изменений в субъекте управления, и наоборот [8, с. 59].

В-пятых, решение как сущность и предмет управленческой деятельности предполагает наличие целей как желаемого состояния объекта управления в настоящем и будущем. Без целей невозможно понимание проблем, а подготовка и реализация управляющего воздействия представляются просто немыслимыми: организации создаются, действуют и упраздняются в соответствии с интересами, целями и ценностями заинтересованных сторон. Основанием для принятия решения является наличие проблемы как комплекса сложных управленческих задач [10, с. 145].

В теоретическом плане управленческая проблема может пониматься с ситуационной и процессной точек зрения [9, с. 17]:

1. Как отклонение состояния объекта управления от целей, установленных на текущую дату.

Такими являются большинство задач оперативного характера. Управляющее воздействие, как правило, принимается в отношении входных параметров объекта управления для того, чтобы «выровнять» или «подогнать» выходные параметры в установленные границы целевых значений. В перспективе могут иметь место ситуационные планы, предназначенные для своевременного устранения отклонений от заданных параметров.

2. Как отклонение прогнозируемого состояния объекта управления от целей, установленных на дату в будущем.

Отсутствие проблем в данный момент не гарантирует их отсутствия в будущем; многие ситуационные проблемы возникли давно и обнаружились лишь сейчас. Кроме того, неразрешимость ряда проблем требует, с одной стороны, трансформации системы целей и коренного изменения модели поведения и характеристик объекта управления – с другой. Предвидимый разрыв, положительный или отрицательный, между траекторией движения объекта управления и целевыми установками требует приложения экстраординарных мер. Воздействие производится не только на входные, но и на все структурные и функциональные параметры объекта управления, включая цели и критерии их оценки [9, с. 17].


Управленческая проблема характеризуется: – множественностью целей. Часто возникает ситуация, когда невозможно принятие решения, удовлетворяющего всем целям, нужен компромисс; – неопределенностью. В большинстве случаев нельзя утверждать однозначно о последствиях принятия решения в отношении данной проблемы; – наличием риска. Каждый вариант решения проблемы имеет степень риска – вероятность не получить искомый результат в части или в целом; – сложной структурой [11, с. 59]. Во многих случаях сущность и содержание проблемы скрыты от исследователя, а ее структура неясна или запутанна; – связью с другими проблемами. Проблемы и соответствующие им решения почти всегда логически и содержательно связаны друг с другом; – множественностью участников. В решении проблем участвует много сторон, имеющих разные интересы, цели и ценности. Приведенные характеристики понятий «управленческое решение» и «управленческая проблема» позволяют указать на следующее. Организации постоянно подвергаются действию перемен во внешней среде. Стремительность изменений – самый устойчивый феномен внешнего мира, источник возможностей и угроз для организации. И возможности, и угрозы – суть управленческие проблемы, создающие в настоящем или будущем разрывы между состоянием объекта и целью управления. И только разрешение управленческих проблем создает возможности развития организации [12, с. 123].

Управленческое решение создает выгоду. Каждое решение принимается в интересах лиц, получающих выгоду (бенефициаров), иначе для чего еще оно нужно? Идея удовлетворения интересов бенефициаров дает объяснение, почему решения бывают такими нелегкими: индивиды сильно разнятся в своих ценностях и интересах. Почти всегда решение управленческой проблемы бывает выгодным для одних лиц, но невыгодным для других [12, с. 123].

Таким образом, приемлемость и результативность управленческого решения определяется степенью удовлетворения интересов бенефициаров. Любое управляющее воздействие на организацию как объект управления должно оцениваться с точки зрения полезности для ее участников деятельности [13, с. 95].

Причем оценка решения может быть не только прагматической (прибыльность), а, например, этической или эстетической, в зависимости от ценностей, принятых выгодоприобретателем. Управленческое решение не является выбором. Правильнее сказать, что выбор – частный случай управленческого решения, когда проблема хорошо структурирована, ясна, все альтернативы ее решения известны заранее, а составление адекватной математической модели не создает трудностей. Однако большинство проблем плохо структурировано, сведения о них мало доступны, моделирование весьма затруднительно. Ресурс времени, как правило, ограничен; но даже увеличение времени подготовки решения далеко не всегда ведет к росту вероятности успеха, поскольку внешняя среда терпит перемены. Все это обусловливает невозможность точно определить все факторы и параметры выбора. А в ситуации, когда возможности решения проблемы появляются не одновременно, а поочередно, выбор вообще теряет смысл. Управленческое решение – следствие свободного волеизъявления. Индивид (группа индивидов) вправе принять решение или отказаться от него [14, с. 25].