Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации страхового дела в Российской Федерации
1.1 Организационные и нормативно-правовые основы страховой деятельности
1.2 Управление финансовой деятельностью страховой компании
2. Анализ организации и управления деятельностью АО «Страховая группа Уралсиб»
2.1 Экономическая характеристика страховой компании
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности страховой компании
2.3 SWOT-анализ деятельности страховой компании
3. Мероприятия по повышению эффективности управления деятельностью АО «Страховая группа Уралсиб»
статья |
сумма, млн.руб. |
уд.вес, % |
прирост |
|||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
абсолютный, млн.руб. |
относительный, % |
|
Расходы на оплату труда |
1928 |
2082 |
50,49 |
46,32 |
154 |
7,97 |
Взносы в социальные фонды |
392 |
545 |
10,26 |
12,13 |
153 |
39,16 |
налоги |
46 |
79 |
1,20 |
1,75 |
33 |
71,63 |
амортизация |
75 |
97 |
1,96 |
2,16 |
22 |
29,80 |
расходы на содержание зданий и помещений |
311 |
326 |
8,16 |
7,25 |
15 |
4,68 |
агентское вознаграждение для агентов, которые не являются сотрудниками |
619 |
821 |
16,21 |
18,27 |
202 |
32,67 |
содержание служебного транспорта |
29 |
31 |
0,77 |
0,70 |
2 |
7,28 |
расходы на командировки |
19 |
23 |
0,49 |
0,50 |
4 |
20,56 |
расходы на юридические и информационные услуги |
76 |
85 |
1,98 |
1,90 |
10 |
12,69 |
расходы на урегулирование убытков |
111 |
111 |
2,90 |
2,48 |
1 |
0,62 |
канцелярские расходы |
8 |
10 |
0,22 |
0,23 |
2 |
24,38 |
реклама |
45 |
58 |
1,17 |
1,28 |
13 |
28,32 |
связь |
56 |
61 |
1,47 |
1,36 |
5 |
8,40 |
содержание оргтехники и ИТ |
44 |
60 |
1,15 |
1,33 |
16 |
35,56 |
вознаграждение брокеров по перестрахованию |
3 |
13 |
0,09 |
0,29 |
10 |
292,06 |
прочие |
57 |
93 |
1,49 |
2,07 |
36 |
63,32 |
ИТОГО |
3818 |
4494 |
100,00 |
100,00 |
676 |
17,71 |
Как видно из данных таблицы 9, в структуре расходов на ведение дела около 50% в 2015 году и 46% в 2016 году занимает оплата труда и отчисления. Кроме того 16-18% расходов представляет собой брокерское вознаграждение для юридических лиц – банков, страховых брокеров и т.п. Доля прочих статей невелика и в совокупности составляет около 23%.
В 2016 году расходы на ведение дела выросли на 17,7%. Из них наибольшие темпы роста характерны для налогов и взносов в социальные фонды, а также брокерских комиссий.
Далее рассмотрим финансовые результаты страховой компании.
Таблица 10
Динамика финансовых результатов АО «СГ Уралсиб»
Статья |
сумма, млн.руб. |
прирост |
||
2015 |
2016 |
абсолютный, млн.руб. |
относительный, % |
|
А) СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ |
0 |
0 |
0 |
|
в т.ч. |
0 |
|||
премии |
0 |
|||
выплаты |
0 |
|||
изменение резервов |
0 |
|||
расходы на ведение дела |
0 |
|||
0 |
||||
Б) СТРАХОВАНИЕ КРОМЕ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ |
1660 |
1881 |
221 |
13,31 |
премии |
11333 |
13014 |
1681 |
14,83 |
выплаты |
-6232 |
-6580 |
-348 |
5,58 |
расходы по урегулированию убытков |
-466 |
-458 |
8 |
-1,72 |
изменение резервов |
-457 |
-1179 |
-722 |
157,99 |
в т.ч. |
||||
незаработанной премии |
-549 |
-673 |
-124 |
22,59 |
убытков |
-65 |
-587 |
-522 |
803,08 |
прочих резервов |
157 |
81 |
-76 |
-48,41 |
отчисления в прочие резервы |
-116 |
-115 |
1 |
-0,86 |
расходы на ведение дела |
-2402 |
-2801 |
-399 |
16,61 |
! |
||||
В) ИНВЕСТИЦИИ |
329 |
536 |
207 |
62,92 |
доходы |
375 |
568 |
193 |
51,47 |
расходы |
46 |
32 |
-14 |
-30,43 |
Г) САЛЬДО ПРОЧИХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ |
-365 |
-536 |
-171 |
46,85 |
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ |
1416 |
1693 |
277 |
19,56 |
прочие доходы |
374 |
518 |
144 |
38,50 |
прочие расходы |
361 |
497 |
136 |
37,67 |
прибыль до налога |
221 |
209 |
-12 |
-5,43 |
чистая прибыль |
-6 |
-4,41 |
Как видно из данных таблицы 10, финансовые результаты компании в 2016 году сократились. В частности, прибыль до налога уменьшилась на 12 млн.руб., а чистая прибыль – на 6 млн.руб.
Уменьшение прибыли обусловлено превышением прироста расходов (включая управленческие расходы, проценты к уплате и прочие расходы, а также убыток по страхованию жизни) над приростом доходов (по страхованию кроме страхования жизни, по полученным процентам, прочих доходов).
В итоге рентабельность деятельности АО «СГ Уралсиб» в 2016 году снизилась (рис. 3).
Рисунок 3 - Динамика показателей рентабельности АО «ГК Уралсиб»
Таким образом, страховая компания является прибыльной и эффективной. Страховое предложение компании хорошо диверсифицировано, а инвестиционный портфель распределен по видам активов.
2.3 SWOT-анализ деятельности страховой компании
Необходимо изучить внешнюю и внутреннюю среду организации. Для этого выполним SWOТ-анализ компании (таблица 11).
Таблица 11
Особенности внешней и внутренней среды АО «Страховая группа Уралсиб»
Сильные стороны |
Возможности |
Устойчивые позиции на рынке, Известность, Развитая филиальная сеть Высокий уровень надежности Большой ассортимент страхового продукта |
Положительные изменения в законодательстве Невысокий уровень безработицы влечет стабилизацию доходов населения Повышение уровня автомобилизации Развитие обязательных видов страхования Увеличение концентрации страхового бизнеса Снижение убыточности |
Слабые стороны |
Угрозы |
Высокая доля выплат агентам и брокерам Высокие расходы на содержание инфраструктуры продаж Высокая текучесть агентов |
Рост конкуренции Развитие банковских страховых компаний Сохранение угрозы финансового кризиса Замедление роста ВВП РФ |
Исходя из SWOT-анализа, можно выявить две основных группы проблем в деятельности страховой компании:
- проблемы, связанные с трудностями, обусловленными содержанием системы продаж. Особенностью компании является высокий уровень текучести агентов. Высокий объем комиссионного вознаграждения делает компанию более уязвимой к рискам андеррайтинга, тарифному риску, риску нового продукта и т.п. Развитие системы продаж через агентов предполагает вложения в обучение персонала. При этом в силу высокой текучести персонала расходы на обучение не всегда являются эффективными. Это обуславливает специфический кадровый риск АО «СГ «Уралсиб».
- проблемы, обусловленные внешней средой. Прежде всего это макроэкономические риски (спад деловой активности или возникновение кризисных явлений в экономике), риски государственного регулирования (например, неповышение тарифов по ОСАГО) и риски, связанные с активностью конкурентов, особенно банков.
При этом банковский канал продаж является самым дорогим и самым динамично развивающимся. По оценке РА «Эксперт», его доля за три года может вырасти с 11 до 20%. Рост продаж страховых продуктов активно планируют и сами банки. Как показал опрос «Эксперт РА», почти половина банков ожидают, что не позднее 2017 года более 10% прибыли они будут получать за счет страховщиков (такой показатель в настоящий момент имеет лишь 6% банков).
С другой стороны, для АО «СГ Уралсиб» развитие банковского канала продаж является риском в силу высокого уровня комиссий. Коме того, такая структура продаж делает страховые компании слишком зависимыми от банков.
Таким образом, резервы повышения эффективности управления деятельностью компании лежат в поле минимизации кадрового риска.
3. Мероприятия по повышению эффективности управления деятельностью АО «Страховая группа Уралсиб»
Как показал проведенный ранее анализ, расходы на ведение дела страховой компании выросли на 17,7%, одновременно с сокращением финансового результата и рентабельности деятельности. Кроме того, анализ позволил определить высокую степень важности для компании кадрового риска, который помимо прочего обусловлен высоким уровнем текучести персонала АО «Страховая группа Уралсиб».
Это увеличивает риски инвестиций в персонал. В частности, расходы на обучение сотрудника включают следующие виды затрат (таблица 12).
Таблица 12
Затраты на обучение агентов (на группу из 15 человек)
Статья затрат |
Сумма на 1 семинар, тыс.руб. |
заработная плата тренера |
4 |
отчисления в социальные фонды (30,2%) |
1,21 |
аренда помещения, чай, кофе |
3 |
перелет+проживание+командировочные (тренера) |
18 |
методические материалы на группу из 15 человек |
0,7 |
Итого |
26,91 |
Таким образом, затраты на обучение в совокупности составляют 26,91 тыс.руб. на группу или 26,91/15 = 1,8 тыс.руб./человека.
С учетом того, что агенты в среднем работают в компании 7,5 мес., расходы на обучение агента в год составляют 1,8*12/7,5 =2,88 тыс.руб.
Необходимое число агентов в компании - 500 чел. Следовательно, годовые расходы на обучение составят: 2,88*500 = 1440 тыс.руб./год.
Кадровый риск для компании проявляется в возможности обученного агента сменить место работы, что снижает эффективность расходов на его обучение.
Для минимизации данного риска деятельности предлагается использовать метод разделения активов. Он предполагает управление активами таким образом, чтобы снизить величину возможных потерь при возникновении рискового события (в данном случае – увольнения агента из компании).
Это требует разработки мероприятий по снижению затрат на обучение. Одним из направлений сокращения затрат является использование систем дистанционного обучения.
Для .этого можно использовать программу WebTutor
WebTutor — система комплексной автоматизации бизнес-процессов, связанных с подбором, оценкой, тестированием и обучением персонала, управлением талантами, систематизацией и хранением знаний, а также с организацией корпоративных коммуникаций и взаимодействия между сотрудниками и HR-подразделением [20].
Систему WebTutor отличает модульный подход, позволяющий создавать на базе набора программных модулей гибко настраиваемые системы, функционал которых зависит от задач, стоящих перед заказчиком.
В результате внедрения системы заказчик получает портал, который может быть доступен как в сети Интернет, так и в Интранет. На основе портала может быть построена либо система дистанционного обучения и тестирования, либо полноценный учебный или HR-портал, автоматизирующий все процессы корпоративного обучения, либо корпоративный информационный портал компании.
Портал предоставляет пользователям (сотрудникам компании, партнерам, клиентам) сервисы, зависящие от набора внедренных модулей системы. Примеры сервисов, доступных на портале:
- дистанционное обучение сотрудников с использованием электронных учебных курсов;
- проведение тренингов и семинаров в формате вебинаров;
- информирование сотрудников об HR-политике компании (новости, статьи, документы);
- тестирование сотрудников;
- проведение процедур оценки персонала (по компетенциям, по целям);
- информирование сотрудников обо всех формах корпоративного обучения, ознакомление с календарем учебных мероприятий, сбор заявок на обучение;