Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Модели олигополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование глобальных олигополий непосредственно связано c неуклонным движением к глобализации хозяйственной деятельности крупных компаний. Эта глобализация является логическим продолжением процесса экспансии крупных компаний, который начался в послевоенные годы с бума ТНК (транс-национальных trans-national или меж-страновых корпораций), охватывающих несколько стран. В 80-е годы эти компании переросли в МНК (многонациональные корпорации, multi-national корпорации), охватывающие более двух-трёх десятков стран. В нынешней фазе глобализации ещё не завершен процесс экстенсивного развития[3], который очевидно не остановится до тех пор, пока компании, развивая сети своих филиалов и представительств, не проникнут со своей продукцией/услугами во все регионы и территориальные «глубинки» во всех странах мира.

В современных условиях формирование глобальных корпоративных сетей форсируется также благодаря отладке новых экономических механизмов. В частности, франчайзинг (с различными его вариантами) является одним из алгоритмов ускоренного развития таких сетей.

Глобальная экспансия стимулируется также благодаря своеобразной цепной реакции. Как утверждает С.Гибара, главный управляющий корпорации «Goodyear Tire & Rubber Co»: «То, что мы имеем, представляет собой настоящую цепную реакцию... Мы становимся глобальными, поскольку наши потребители становятся глобальными. Далее, в той степени, в которой мы становимся глобальными, наши поставщики вынуждены становится глобальными.»

Однако, подлинной движущей силой в процессе экспансии корпоративных сетей является конкуренция с себе подобными, при которой компании стремятся не отстать от конкурентов в охвате территорий и развитии структуры сетей. Таким образом, конкуренция сетевых структур стимулирует их продолжающуюся экспансию, а экспансия сетей, в свою очередь, влияет на режим их конкуренции, создавая повсеместно пересечения сетей на формирующихся рынках, тем самым здесь действуют механизмы прямой и обратной связи.

Таким путём этот процесс ведёт к «конечному состоянию», определяемому в настоящей работе, как «уплотнение конкуренции сетей». Введём определение. Назовём конкуренцию между несколькими (число «олиго») сетевыми структурами (достигшими оптимальной степени «густоты») «плотной на данной территории», если в каждой точке этой территории потребитель имеет выбор из продукции всех данных фирм. (Однако, в этом определении рыночное пространство на территории нельзя рассматривать как плоское. Необходимо смоделировать его как содержащее крупные города и глубинки).


От национальных олигополий - к глобальным

Можно провести параллель между нынешним эволюционным процессом, ведущим к образованию глобальных олигополий и известным из недавней истории процессом формирования национальных олигополий (т.е. олигополий в национальных отраслях промышленности наиболее индустриально развитых стран мира; этот процесс происходил в первой и для большинства этих стран во второй половине 20-го века). Оба эти процесса, их закономерности и фазы углубления могут быть описаны общей моделью.

На начальном этапе в процессе формирования национальных олигополий мы имеем несколько десятков, как правило, небольших компаний в рамках отдельных национальных отраслей промышленности. Например, в 20-е годы в автомобилестроении США насчитывалось свыше 30 компаний. Эти компании стремились к расширению производства и охвату новых регионов сбыта. Но на определённом этапе возникает поворот к резкому сокращению числа компаний-конкурентов в отрасли в результате поглощений и слияний, а также, отчасти, банкротств. Этот поворот свидетельствует о возникновении эффекта «тесноты» экономического пространства в рамках национальных отраслей.

Продолжающаяся активная экспансия компаний стимулируется и ускоряется благодаря конкуренции с себе подобными. Экспансия, достигая пределов национальных границ, ведёт к тому, что сбытовые сети компаний заполняют все возможные локальные рынки: таким образом, в отраслях формируются компании национального масштаба (или компании «плотные» в рамках национального экономического пространства аналогично введённому ранее понятию «полностью глобальных компаний»).

Формирование в отрасли сразу нескольких компаний национального масштаба сопровождает процесс «уплотнения конкуренции» между этими компаниями (в рамках национального экономического пространства). Эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их совместное завершение означает окончательное формирование олигополий в национальных отраслях. Мы будем называть их отраслевыми олигополиями (или олигополиями-I). Они соответствовали первой ступени структурирования национальной экономики развитых стран. Согласно результатам анализа, приведённого в работе, процесс структурирования национальной экономики в наиболее индустриально развитых странах мира (в первой и для большинства этих стран во второй половине 20-го века) носил чётко выраженный двух-ступенчатый характер. И на второй завершающей ступени структурирования в каждой из этих стран образовалось несколько мощных национальных ФПГ-УМК (финансово-промышленных групп с универсальным спектром охвата отраслей, так называемых, универсальных многоотраслевых комплексов (УМК)), которые, конкурируя между собой, создавали одну национальную надотраслевую олигополию-II.


* * *

Укажем на существенные отличия конечного состояния для национальных олигополий как открытых систем от ожидаемого конечного состояния глобальных олигополий как замкнутых систем:

а) С формированием национальных олигополий процесс экспансии, экстенсивного развития компаний не прекращается, напротив, он активно, нарастающими темпами продолжается вовне, за пределы национальных границ.

б) Национальные олигополии никогда не были полностью замкнутыми системами; они испытывали (в большей или меньшей степени) влияние внешней конкуренции со стороны крупных иностранных фирм (это влияние осуществлялось как посредством поставок импортированных товаров, так и путём проникновения производственных филиалов иностранных фирм на территорию страны).

Для ожидаемого конечного состояния глобальных олигополий характерны иные качества:

а) замкнутость системы, отсутствие внешних государств и внешних конкурентов;

б) прекращение процесса экстенсивного развития компаний путём территориальной экспансии, охвата новых территорий сбыта.

Формирование глобальных олигополий предсказывалось многими авторами в последнее десятилетие (известны также подобные прогнозы ещё с 70-х годов). Однако, мы стали свидетелями того, как сроки прогноза неожиданно приблизились. В течение последних лет мы наблюдаем достаточно резкий поворот в сторону крупномасштабных поглощений компаний - непосредственных конкурентов (относящихся к разным странам и в ряде случаев к одной стране), волна которых создаёт настоящую цепную реакцию и охватывает различные отрасли. Это даёт основание утверждать, что процесс формирования глобальных олигополий вступил в свою первую фазу.

«Если Вы хотите понять важный смысл, который стоит за волной крупномасштабных поглощений последнего десятилетия, здесь есть только одно слово: олигополия. Какую бы отрасль промышленности Вы не взяли, она структурируется в свою собственную версию американской «большой тройки» автомобилестроителей».

Что же происходит? Как утверждает Л.Галамбос, ведущий специалист по истории бизнеса университета Джона Гопкинса: «Глобальные олигополии также неизбежны как восход солнца».

Олигополистическая конкуренция оказалась благотворной, поскольку она предотвращает окостенение и приводит к тому, что менеджмент поддерживает свои организации в состоянии инновационности и эффективности в течение длительного периода... она заставляет менеджмент крупных компаний-лидеров, имея достойных соперников, не расслабляться...


Отрасль за отраслью марш в направлении олигополизации (консолидации) представляется неотвратимым.]

После слияния «Даймлер»-«Крайслер» (ныне завершённого) и «Форд»-«Вольво» (пока ещё не завершённого) мировая отрасль автомобилестроения продолжает стягиваться в шесть или восемь гигантских компаний.

В мировой отрасли записи музыкальных компакт-дисков намечается «большая пятёрка» (их доли на американском рынке отражены в таблице 2).

В производстве безалкогольных напитков пока обозначились три основных глобальных «боксёра».

В мировом производстве полупроводников пока около 12 глобальных участников.

В фармацевтической отрасли сегодня сформировалось 10 глобальных «боксёров», причём ожидается сокращение этого числа путём дальнейших слияний, поскольку даже гиганты в этой отрасли опасаются, что они слишком малы, чтобы конкурировать в глобальном масштабе.

Цитируем Д.М. Михайлова: «Основной тенденцией развития финансово-банковской отрасли становится формирование глобальной олигополии (выделено Д.М. Михайловым).Четыре главных игрока уже определились - Goldman Sachs, Merill Lynch, Solomon Smith Barney, Morgan Stanley Dean Witter. Их рыночные доли составляют от 10 до 13%. Важным преимуществом крупнейших инвестиционных банков является глобальный характер их деятельности. Поскольку все больше промышленных компаний ведут свой бизнес в международных масштабах, естественно они становятся клиентами инвест-банков, которые способны предоставить консультации и совершить транзакции на любом рынке мира.

Особенности функционирования рынка олигополии.

Олигополия – "групповая" монополия, когда значительная или преобладающая доля отраслевого производства концентрируется в руках ограниченного числа крупных производителей. Олигополистические признаки чаще всего отмечаются в автомобильной, фармацевтической, электронной, химической промышленности. Для такой структуры рынка характерно, что любое действие по крайней мере одной крупной фирмы в отрасли обязательно вызывает ответную реакцию конкурентов, в отличие от отрасли с монополистической конкуренцией. Уникальными свойствами олигополии являются всеобщая взаимозависимость конкурентов, необходимость учитывать реакцию конкурентов при изменении ценовой политики. 
Олигополистический рынок отличается от совершенно конкурентного особенностями изменения цен. В чисто конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса – предложения. При олигополии же цены изменяются не так часто, как правило, через большие промежутки времени и довольно значительно. Так, циклические и сезонные колебания спроса заранее учитываются фирмами - олигополистами, которые стремятся реагировать на изменения спроса, изменяя не цену, а объем выпускаемых товаров, поскольку это связано с наименьшими издержками. Удерживать цены эффективно только лишь в краткосрочном периоде. 
Безусловно, что олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие определенных стимулов к тайному сговору и иным согласованным действиям при назначении и динамике цен. 
Но в данном вопросе существует модель кривой ломанной спроса. 
Предположим, что олигополистическая отрасль состоит из двух фирм: А и В. Представить, как выглядит кривая спроса или продаж фирмы, можно лишь в том случае, если проанализировать реакцию конкурентов на предпринятое А изменение цены. Ответные действия конкурента могут быть двоякими.


Первый вариант: В будет выравнивать цены вслед за А. Тогда кривые спроса и предельного дохода будут выглядеть как D1 и MR1. Смысл в том, что если А снижает цену на свой товар, ее продажи увеличатся очень незначительно, так как конкурент В тоже снизит цену и не позволит А получить большое преимущество перед ним. Увеличение продаж или же их уменьшение (в случае повышения цены фирмой А) происходят за счет других отраслей, а не за счет фирм – конкурентов. 
Второй вариант: В игнорирует любое изменение цены фирмой А.

Тогда кривые спроса и предельного дохода будут выглядеть как D2 и MR2. Кривая спроса в данном случае более эластична. Например А понижает цену, В – нет, значит товар А дешевле аналогов, и фирма получит увеличение объема продаж за счет своих конкурентов. 
На практике – конкуренты фирмы – олигополиста будут игнорировать увеличение цены, но будут следовать за ее снижением. Отрезок кривой спроса D2P показывает ситуацию, когда "конкуренты игнорируют", что подходит для случая повышения цены, а отрезок PD1 характеризует ситуацию, когда "конкуренты следуют" – в случае снижения цен. Именно поэтому говорят, что олигополист имеет ломанную кривую спроса D2PD1. Именно поэтому изменения цены редки в олигополистических отраслях, так как любое изменение цены приводит к худшему: если цена возрастет, фирма потеряет часть потребителей, если же цену понизить – продажи увеличатся незначительно. 
Ломанной кривой спроса соответствует ломанная кривая предельного дохода. 
Ломанная кривая спроса и предельного дохода означает, что любой сдвиг в предельных издержках между МС1 и МС2 не окажет никакого воздействия ни на объем производства, ни на цену. Другими словами, в издержках – еще одна причина негибкости цен в условиях олигополии, не основанной на тайном сговоре. 
Чтобы описать действия фирм в долгосрочном периоде, необходимо знать, какова будет реакция конкурентов на изменение цены олигополистом. Но так как точно предвидеть характер такой ответной реакции затруднительно, пока не удается создать единую теорию поведения фирмы олигополиста в долгосрочном периоде. 

При достижении «конечного» состояния «уплотнения конкуренции» корпоративных структур (в глобальном экономическом пространстве) завершается процесс формирования глобальных олигополий. Это конечное состояние также означает, что резервы экстенсивного развития всех компаний - олигополистов исчерпаны.

Отметим, что два понятия, ныне широко используемые в современной экономической литературе: «глобальная компания» и «глобальная олигополия» нуждаются в уточнении, поскольку не отражают того, что предстоит ещё длительный путь экстенсивного развития, ведущий к их полной реализации. Поэтому мы считаем целесообразным ввести понятия «полностью глобальная компания» и «полностью сформировавшаяся глобальная олигополия» - оба понятия относятся к «конечному состоянию», которое характеризуется: а) уплотнением конкуренции компаний-олигополистов (в рамках глобального экономического пространства); б) исчерпанием резервов экстенсивного развития всех компаний-олигополистов. Соответственно к нынешним таким компаниям будем применять термин «условно-глобальные компании».