Файл: Особенности коммуникаций в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.

Сводная таблица результатов исследования коммуникативных склонностей

Ф.И.О.

Уровень коммуникативных склонностей

Очень низкий

низкий

средний

высокий

высший

1

Т.Е.Н.

9

2

К.О.В.

-

-

-

-

-

3

Т.А.С.

5

4

К.А.С.

4

5

З.В.И.

7

6

Б.Д.Р.

10

7

С.Я.А.

14

8

Е.Д.А.

13

9

В.Д.С.

4

10

Ч.А.М.

7

Итого %

2 20%

3 30%

2 20%

2 20%

0 0

Таблица 3.

Сводная таблица результатов исследования организаторских склонностей

Ф.И.О.

Уровень коммуникативных склонностей

Очень низкий

низкий

средний

высокий

высший

1

Т.Е.Н.

7

2

К.О.В.

-

-

-

-

-

3

Т.А.С.

11

4

К.А.С.

4

5

З.В.И.

6

6

Б.Д.Р.

14

7

С.Я.А.

17

8

Е.Д.А.

11

9

В.Д.С.

10

10

Ч.А.М.

14

Итого %

1 10%

2 20%

3 30%

2 20%

1 10%


Следующий тест (по методике В.Ф. Ряховского) направлен на исследование общительности и коммуникабельности опрошенных (см. табл. 4).

Диаграмма 1. Диаграмма результатов исследования

Интересно то, что эта методика подразделяет общительность на 7 уровней, но среди опрошенных было только 2 вида. Это нормальная коммуникабельность, характеризующая своих представителей, как охотно слушающих интересного собеседника, терпеливых в общении с другими, без неприятных переживаний, идущих на встречу с незнакомыми людьми, в то же время не любящих шумных компаний. И высокая общительность (порой даже без меры). Такие люди разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя и не всегда могут их выполнить.

Следующий тест (по М. Снайдеру) помог определить, насколько хорошо могут контролировать себя опрошенные, т.к. умение контролировать процесс общения, адаптироваться к собеседнику, устанавливать с ним контакт - важное качество успешного коммуникатора (см. табл. 4).

Таблица 4.

Сводная таблица результатов исследования самоконтроля

Ф.И.О.

Уровень самоконтроля

низкий

средний

высокий

1

Т.Е.Н.

+

2

К.О.В.

+

3

Т.А.С.

+

4

К.А.С.

+

5

З.В.И.

+

6

Б.Д.Р.

+

7

С.Я.А.

+

8

Е.Д.А.

+

9

В.Д.С.

+

10

Ч.А.М.

+

итого

Человек %

1 10

7 70

2 20

Большинство опрошенных имеют средний уровень самоконтроля. Такие люди в общении непосредственные, искренне относится к другим. Но сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.


Один человек имеет низкий уровень, т.е. присутствует высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

И два человека имеют высокий самоконтроль. Постоянно следят за собой, управляют выражением своих эмоций.

Последний тест был направлен на изучение отношения опрошенных к мимике и жестам, насколько хорошо они могут понимать людей при помощи мимики и жестов.

Таблица 5.

Сводная таблица результатов исследования отношения к мимике и жестам

Ф.И.О.

Уровень отношения

низкий

средний

высокий

1

Т.Е.Н.

+

2

К.О.В.

+

3

Т.А.С.

+

4

К.А.С.

+

5

З.В.И.

+

6

Б.Д.Р.

+

7

С.Я.А.

+

8

Е.Д.А.

+

9

В.Д.С.

+

10

Ч.А.М.

+

итого

Человек %

0 0

9 90

1 10

% опрошенных имеют средний уровень, т.е. они достаточно неплохо интерпретируют мимику, но проблема в том, что не всегда, получается, использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить взаимоотношения с окружающими. Есть склонность буквально воспринимать сказанные слова и руководствоваться ими.

И один человек имеет высокий уровень. Люди такого типа обладают способностью понимать других людей и имеют наблюдательность и чутье. Но в своих суждениях иногда слишком сильно полагаются на эти качества.

Таким образом, все опрошенные обладают в той или иной степени навыками коммуникации, могут контролировать себя, достаточно общительны, и умеют понимать мимику и жесты. Но, конечно, это не предел их возможностей, и, поэтому не стоит останавливаться на нынешних результатах. Чем больше они будут работать над собой, тем выше их потенциал, тем больше возможностей завести новых знакомых, лучше понимать людей (как в быту, так и в деловом общении), тем лучше будет и их самооценка, и возможность самореализации.


3.2 Рекомендации по улучшению коммуникационных навыков

Умение слушать, умение выражать свои мысли - составляющие коммуникационной стороны общения. Неумелое выражение приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Чтобы овладеть этой методикой, нужно научиться молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой приём облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.

Слушающий должен воздерживается от суждений по поводу говорящего, стремясь максимально и без искажений понять его:

- ощущение присутствия в данном месте и в данное время

- уважение к говорящему и ощущение контакта с ним

- сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего, включая язык тела

- сопереживание чувствам и мыслям говорящего

- игнорирование своих собственных мыслей и чувств - внимание направлено исключительно на процесс «слушания»

Существует пять ситуаций, при которых целесообразно применять этот метод:

1) Собеседник горит желанием что-то высказать, выразить свою точку зрения.

2) Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы.

3) Собеседнику трудно выразить, облечь в слова то, что его беспокоит, о чем хочет рассказать.

4) Если собеседник застенчивый неуверенный в себе человек, которому легче «общаться с вещами, чем с себе подобными».

5) При собеседовании при приеме на работу, когда о претенденте нужно узнать больше информации.

Ошибки слушания часто связаны с тем, что во время рассказа слушатель:

- не уточняет содержание сообщений, воспринятых с акустическими искажениями

- по-своему понимает неясные по содержанию и по форме высказывания клиента, не пытаясь проверить правильность восприятия

- вместо того чтобы слушать, ищет аргументы или контраргументы

- очень озабочен тем, как он выглядит

- очень интересуется внешностью говорящего

- торопится поделиться с говорящим важной идеей или выводом, который только что пришел ему в голову


- неточно воспринимает эмоциональный компонент высказывания

- приписывает ему свои намерения, мысли, чувства (проекция)

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим. Позволяет устранять искажение информации, преграды в процессе общения, точнее понимать смысл высказываний. Стоит иметь в виду, что многие слова имеют разный смысл, и разными людьми могут пониматься по-разному. Иногда говорящий вкладывает в слово одно значение, а другой истолковывает его по-своему. Очень часто люди боятся высказывать свои мысли, боясь быть непонятыми, глупыми или смешными.

Рефлексивное слушание полезно не только потому, что оно позволяет нам более точно понять собеседника. Проверяя правильность понимания, мы одновременно даем говорящему знать, что для нас важно то, что он сообщает.

Тем самым мы более активно поощряем его к тому, чтобы он продолжал свой рассказ. Рефлексивно слушающий собеседник уверяет говорящего, что все произнесенное он понял верно. Он как бы сообщает говорящему: «Я принимаю вас, я хочу понять ваш опыт, ваши чувства и особенно ваши потребности».

Существует несколько техник рефлексивного слушания. Все перечисленные ниже техники объединяет направленность на одновременное решение трех основных задач:

1) Проверять правильность своего понимания слов и высказываний говорящего.

2) Не управлять темой разговора, а поддержать спонтанный речевой поток говорящего, помочь ему «разговориться», говорить не о том, что представляется важным и интересным нам, а о том, что считает важным он.

3) Не только быть заинтересованным слушателем, но и дать собеседнику почувствовать эту заинтересованность.

Непонимание

Первая техника, направленная на улучшение взаимопонимания, выглядит на первый взгляд парадоксально: это демонстрация непонимания. Бывает полезно просто заявить: «Я не понимаю, что вы имеете в виду». При этом важно, чтобы слушающий проявлял готовность ждать более точной передачи всего сообщения, сохраняя «нейтралитет» и не высказывая раздражения или неудовольствия. Когда, выслушивая собеседника, мы его плохо понимаем, мы можем честно и прямо об этом сказать. Принцип, которым руководствуются при применении этой техники, прост: если чего-то не понимаешь - скажи об этом.

Отражение (эхо)

Отражение - это повторение слов или фраз собеседника. Обычно оно имеет форму дословного повторения или повторения с незначительными изменениями.

Использование этой техники чрезвычайно широко распространено в психотерапевтической и консультационной практике. Она встречается в психологической литературе под разными названиями и является одной из характерных черт психологического консультирования в США. Одним из апологетов этой техники был Карл Роджерс.