Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Перспектива развития сетевых форм бизнеса в России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Глобальные кризисы конца ХХ — начала ХХI в. подхлестнули поиск новых рыночных возможностей и сделали еще более очевидным тот факт, что на современных рынках усилий одной отдельно взятой компании недостаточно для успешного ведения бизнеса. Требуется сочетание множества условий, соединение экономических, организационных, технологических возможностей разных игроков рынка, свойства современных рынков заставляют компании активно расширять круг партнерских отношений, в том числе путем участия в межорганизационных сетях. Высший и средний менеджмент сталкивается не только с быстро меняющейся окружающей средой бизнеса, имеющей глобальный масштаб, но и с тем, что эта среда требует от предприятий чрезвычайной активности в выстраивании взаимодействий и партнерских отношений с другими предприятиями, а также высочайшего мастерства в создании новых технологий, продуктов и услуг.

Само возникновение сетевых форм организации бизнеса было связано с необходимостью преодоления кризиса, постигшего в третьей четверти ХХ века старые вертикально-интегрированные корпорации. Таким образом, уже по своему первоначальному назначению сети явились ответом на один из главных вызовов того времени. 

Многие современные исследователи считают[1], что сетевые организационные структуры наиболее адекватны с точки зрения требований современных рынков, а их бурное развитие является закономерным этапом в процессе эволюции организационных форм. В условиях усиливающейся конкуренции на глобальных рынках организации фокусируются на относительно малом количестве корневых и ключевых компетенций и широко сотрудничают с другими организациями, чтобы поддерживать технологический уровень или добиваться повышения эффективности для уменьшения издержек и сохранения конкурентоспособности. В информационную эру компании стремятся к другому: меньше активов, быстрый рост и меньше видов деятельности в рамках одного предприятия. Это и есть особенности сетевой организации.

Бизнес- сети рассматриваются как выгодная стратегия для малых и средних предприятий, помогающая им расти и развиваться без резкого наращивания внутрифирменных расходов, сопряженных с ростом компании Сетевые формы, связывая множество малых и средних компаний в единые структуры, делают их способными успешно конкурировать с гигантами бизнеса, проявляют и усиливают их преимущества, заключающиеся в гибкости и приспособляемости к запросам рынка. Таким образом, можно смело говорить об актуальности изучения сетевых форм организации в бизнесе как одного из наиболее важных феноменов современного развития глобального рынка.


Целью курсовой работы является исследование сетевой формы организации бизнеса

Для решения данной цели определим следующие задачи:

  1. дать определение сетевой формы организации бизнеса;
  2. рассмотреть ключевые свойства сетевых форм организации бизнеса,
  3. определить основные причины возникновения сетей;
  4. проанализировать основные функции сетей, связанные с преодолением кризисных явлений в экономике;
  5. рассмотреть перспективу развития сетевых форм организации бизнеса в России.

Глава 1. Сущность сетевой формы организации бизнеса

Сетевая форма организации бизнеса предполагает полную самостоятельность и юридическую независимость фирм, включенных в сеть. Они работают в сети на основании договоров, а единая информационная сеть и ресурсная база позволяют им обладать равными знаниями и использовать их для принятия как управленческих, так и превентивных решений, угадывающих тенденции в развитии спроса.

Основные цели создания сетей:

  1. формирование общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;
  2. создание общей базы знаний, обмен необходимыми компетенциями и предложение рынку более привлекательной ценности;
  3. распределение рисков между партнерами;
  4. максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта).

Отечественная и зарубежная исследовательская литература не содержит однозначного определения сети. Это обусловлено как многообразием самих сетевых форм организации бизнеса, так и тем, что различные авторы акцентируют внимание на разных аспектах возникновения и функционирования сетей. Тем не менее, в самом общем смысле сеть можно определить как устойчивую взаимосвязь между экономическими агентами, обладающими большей или меньшей самостоятельностью.[2] Данное определение, очевидно, указывает на два ключевых свойства сети: во-первых, на то, что сеть - это устойчивое образование; во-вторых, что участники сети - это самостоятельные экономические агенты. Таким образом, данное определение обозначает основные признаки сети, отличающие ее от других форм организации бизнеса - рынка (где отношения между участниками нестабильны и во многом стихийны) и иерархии (внутри которой реализуются командные формы управления). [3]
Итак, отличительной особенностью сетей является то, что отношения между их участниками характеризуются стабильностью. Принято полагать, что участники сетей образуют стратегические коалиции. Но это, в свою очередь, предполагает наличие внутри сетей определенных стратегий развития, специфических правил взаимодействия и общих целей, разделяемых фирмами-партнерами и реализуемых в долгосрочной перспективе.[4] Основной из таких целей является преодоление возможных кризисных явлений в функционировании компаний и создание условий для устойчивого развития компаний-участников сети. 


Среди причин возникновения сетевых форм организации бизнеса называются:

  • рост уровня конкуренции, в том числе международной в результате глобализации;
  • желание экономических агентов снизить уровень неопределенности через рост доверия между участниками рынка;
  • быстрые технологические изменения и структурные изменения внешней среды, предполагающие высокую степень гибкости и оперативности; возрастающая роль информации и времени как ресурса;
  • стремление получить доступ к ресурсам, контролируемым другими участниками рынка.

Рассмотрим подробнее эти причины и укажем на преимущества сетей в каждом из этих случаев. Прежде всего сеть рассматривается как объединение предприятий, взаимодействующих на рынке с целью оптимизации производственных ресурсов на взаимовыгодных условиях.[5] Сетевые формы организации бизнеса повышают конкурентные преимущества компаний-участников в результате доступа к ресурсам (партнерские связи, ноу-хау, капитал), контролируемым другими членами сети. Все это позволяет получить более высокую рентабельность, уменьшить объем средств, направляемых на цели научно-технического развития, снизить издержки на ведение бизнеса. Немаловажно и то, что сети позволяют сформировать ассоциации, нацеленные на взаимную поддержку и лоббирование интересов участников рынка. Следует указать на то, что сеть - это не только объединение компаний, но и объединение компетентных работников внутри фирмы. Многие исследователи указывают на то, что на предприятии должна создаваться сеть команд, в том числе потенциальных, чтобы предприятие могло отреагировать на изменяющиеся внешние условия или же справиться с новыми компетенциями. Таким образом, сетевые структуры могут реализовываться не только как связи между компаниями, но и как форма взаимодействия сотрудников, специализирующихся в разных областях.[6]
Говоря о преимуществах сетевых форм кооперации, следует отметить, что более ранний опыт работы компаний - прежде всего западных - в качестве меры борьбы с факторами конкуренции предлагал путь слияния и поглощения. Последний опыт показывает, что большинство слияний и поглощений не приводит к желаемому эффекту. Деятельность организаций, образованных подобным путем, свидетельствует о том, что большая часть приобретенных компаний не окупают вложенные средства или отстают в своем развитии. Особенно явно эта проблема проявилась в условиях мирового финансового кризиса и связанного с ним падения деловой активности. 


Второе, на что необходимо обратить внимание, это желание экономических агентов снизить уровень неопределенности через рост доверия между участниками сети. Возможную недобросовестность в поведении контрагентов сети преодолевают с помощью роста доверия между компаниями-участниками. Исследуя этот вопрос, многие авторы отмечают, что сеть представляет собой группу агентов, которые разделяют неформальные нормы и ценности сверх того, что требуют обычные рыночные трансакции.[7]

Таким образом, взаимоотношения между компаниями обеспечиваются не только посредством санкций, но и при помощи некоторого неформально механизма. В связи с этим центральное место в сетевом взаимодействии занимает то, что можно обозначить как «дух доброй воли», а доверительное поведение как средство избегания конфликтных ситуаций является главной ценностью. Тем самым участники сети создают общий проект, «правила игры», корпоративную модель поведения, в основе которой - стремление к устойчивому развитию. Участие в сети предполагает, что компании должны сделать понятными процессы своей работы для партнеров, а также получить аналогичное понимание бизнес-процессов своих партнеров. Все это создает новые стандарты, утверждающие открытость и прозрачность компаний.
Третья причина возникновения сетей - это быстрые технологические изменения. Рост предложения, наполнение рынков приводят к росту конкуренции производителей. Обострение конкуренции требует от производителей непрерывного совершенствования и обновления продукта. В результате срок жизни товаров и услуг сокращается. Одновременно с этим растут инновационные риски и объемы средств, направляемых на цели научно-технического развития. Вместе с тем, как показывает опыт, только малая доля инновационных идей являются коммерчески успешными. В частности, отмечается, что лишь около 15% инновационных идей становятся востребованными, остальные же влекут за собой невозместимые издержки. Такие научно-технические объединения направляют усилия на обеспечение технологического лидерства в той или иной области. Участники этих объединений обмениваются технологиями, осуществляют совместные научные исследования и изыскания, в результате чего получают доступ к инновационным идеям и технологиям. 

В случае рассмотрения сети как информационного партнерства сеть понимается как бизнес-коммутатор, который дает ее участникам возможность получения достоверной информации и более дешевого мониторинга ситуации на рынке. Своевременный доступ к информации сокращает издержки, повышая тем самым конкурентоспособность продукции. Показательно, что к концу ХХ века затраты мировых компаний на получение информации могли достигать 6-8% от их годового оборота. Очевидно, что участие в сети позволяет сократить подобные издержки. 
В качестве четвертой причины возникновения сетей указывается стремление компаний получить доступ к ресурсам, контролируемым другими участниками рынка. Данное утверждение основано на том предположении, что фирмы вступают во взаимодействие для достижения синергии от комбинации различных ресурсов. Это позволяет получить более высокую рентабельность и укрепить конкурентное преимущество компаний. В рамках сетевых структур фирмы обеспечивают себе доступ к новым ресурсам, а также получают возможность сохранить собственные ценные ресурсы, которые в настоящий момент полностью не востребованы. Приведем несколько примеров. Так, производственные объединения нацеливаются на приобретение производственных компетенций через организацию совместных проектов с лидерами отрасли. Результатом взаимодействия для сторон становится совершенствование производства, достижение эффекта масштаба, снижение риска освоения новых продуктов и услуг. Маркетинговые объединения имеют целью поставить под контроль определенное рыночное пространство на основе обеспечения эксклюзивного доступа к новым видам ресурсов, источникам финансирования, комплектующим, новым рынкам и потребителям. Также их целью является усовершенствование каналов дистрибуции. Очевидно, что интеграция ресурсов в сетевых объединениях требует от сторон меньших инвестиций и оставляет возможность для перегруппировки в будущем. 


В развитии бизнеса и его организационных структур можно выделить 4 основных этапа. На 1-м этапе бизнес укрупнялся в основном за счет концентрации однотипного производства, что позволяло использовать унитарную форму (У-форму) управления, в рамках которой реализуется централизованное принятие решений и полная подчиненность периферии центру. На 2-м этапе (в первой половине ХХ века) корпорации начали расти благодаря вертикальной и горизонтальной интеграции, поэтому распространение получили холдинговые структуры (Х-формы), позволяющие централизовать финансы и управлять организацией на основе стратегических инвестиционных решений. На 3-м этапе развитие бизнеса было связано с диверсификацией деятельности корпораций, и на смену тормозящим его рост У- и Х-формам в 1960–70-е гг. пришли мультидивизиональные структуры (М-формы), когда управляющая компания берет на себя стратегическое руководство капиталом, а производственные подразделения самостоятельно принимают оперативные решения. На 4-м этапе в середине 90-х годов под давлением новых рыночных реалий, в т.ч. ускорения научно-технического прогресса, необходимости более быстрого внедрения инноваций, развития информационных технологий, всё большей индивидуализации потребления, корпорации стали переживать организационный кризис. Прежние формы не справлялись с новыми задачами, что привело к быстрому развитию сетевой формы организации бизнеса, которая предполагает полную самостоятельность и юридическую независимость фирм, включенных в сеть. Они работают в сети на основании договоров, а единая информационная сеть и ресурсная база позволяют им обладать равными знаниями и использовать их для принятия как управленческих, так и превентивных решений, угадывающих тенденции в развитии спроса.

Таким образом, можно выделить следующие факторы устойчивости и эффективности сети:

  • устойчивость информационных связей (наличие общего сетевого оперативно пополняющегося информационного ресурса).
  • согласованность действий участников сети (в случае объединения компаний, имеющих равный вес на рынке, обычно создаются координационные советы для решения наиболее важных вопросов или нанимается сетевой брокер, осуществляющий координацию их деятельности);
  • наличие и исполнение внутрисетевых стандартов (должны быть четко прописаны и контролируемы бизнес-процессы, связанные с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.);
  • доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура (этот фактор часто является ключевым для достижения успеха).