Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Перспектива развития сетевых форм бизнеса в России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Таблица 2. Основные характеристики сетевых организаций

Тип сети 

Особенности организации 

Сферы

применения 

Недостатки, связанные с расширением сети 

Недостатки, связанные с модификацией структуры 

Стабильная 

Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз

Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Объединение собственности партнеров ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов

Чрезмерное использование услуг поставщиков или продавцов может привести к их излишней зависимости от центра фирмы

Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творческий потенциал партнеров

Внутренняя 

Совместное владение, распределение ресурсов по ценностной цепи с использованием рыночных механизмов

Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделений

Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей «внутреннего рынка» и механизмов оценки результатов деятельности

Руководители фирмы используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции

Динамичная 

Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнеров

Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т. д.)

Экспертиза может оказаться слишком узкой и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме

Могут быть разработаны действенные механизмы, чтобы предотвратить сопротивление партнёров. Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнерами

Таким образом, возможность того, что фирмы, внедряющие сетевые структуры, повысят способность к самообновлению, вытекает из двух отличительных свойств сетевой формы: характера взаимосвязей между компонентами сети и добровольных рыночных отношений. Даже когда компонентами сети владеют сообща, структура организации носит рыночный характер. Четко определенные, нацеленные и структурированные контракты управляют взаимосвязями вместо заранее установленных внутренних правил, процедур и рутинных инструкций. В противоположность этому в иерархических организациях каждое взаимодействие носит отпечаток административно регламентируемых ограничений. Поведением здесь управляет структурное звено организации или ее руководитель в лице его должностного положения, а не результаты деятельности.


Наиболее важно, что отношения в сети не диктуются какой-либо одной стороной. В действительности главное, позитивное, что есть в сетевой структуре, — это отношения добровольности. Конечно, может случиться, что партнеры не свободны в выходе из этой сети отношений, даже если они представляются им несправедливыми. Тогда возможно вмешательство корпоративных руководителей в операции «внутреннего рынка». Положительные черты сетевой организации могут помочь руководителям в адаптации к новой среде в соответствии с принципами организации каждой фирмы. Любые изменения, которые ограничивают отношения добровольности, становятся потенциальной угрозой для эффективности всей сети.

Исследования подтверждают, что организации, особенно большие и сложные, испытывают затруднения, приспосабливаясь к изменениям внешней среды.[10] Адаптация к изменениям на рынке и в технологии невозможна в рамках старой организации, без рассмотрения направлений преобразования системы, без принятия организационных мер, обеспечивающих стабильность деятельности в новых условиях. Организационные формы, особенно сетевые, должны противостоять провалам в деятельности предприятий и неспособности их руководителей справиться с новыми задачами. По своей природе сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы — в состоянии корректировки в соответствии с изменениями рынка, технологий и других факторов внешней среды. Процесс адаптации, ориентированный на результаты, должен помочь руководителям углубить понимание современных способов достижения целей организации в изменяющейся обстановке. Изучение сетевых организаций и принципов их деятельности должно внести вклад в лучшее понимание причин неудач предприятий всех организационных форм.

Глава 3. Перспектива развития сетевых форм бизнеса в России

Достижение роста национальной экономики может быть обеспечено при прочих равных условиях при реализации сетевой стратегии развития бизнес- структур, функционирующих в условиях новой российской экономики. Переход к новому типу хозяйствования диктует новые принципы организации бизнес-процессов, основанные на более тесном партнерстве и получении дополнительных выгод от взаимодействия. Именно сетевая экономика служит, с одной стороны, средой, в рамках которой создается единая система правил, норм, особенностей регулирования бизнес-процессов, с другой — эффективным методом достижения конкурентных преимуществ предпринимательских структур, входящих в сеть.


Переход на сетевые формы организации бизнеса- это эволюционный шаг, который предпринимают компании для получения конкурентных преимуществ при увеличении рисков, связанных с переходом экономики от индустриальной фазы к информационной.

  Исследователи называют следующие основные тенденции, характеризующие современное состояние  сетевых организаций:

  • консолидация рынка: увеличение количества сделок слияний и поглощений внутри одной сети, как между российскими операторами, так и с привлечением иностранных;
  • увеличение долговых заимствований сетевых организаций с помощью облигационных займов, а также привлечение синдицированных кредитов;
  • увеличение доли организованного сетевого бизнеса с постепенным снижением доли несетевых организаций;
  • увеличение использования современных технологий по построению сетевых торговых организаций: магазиностроение;
  • участие в строительстве торгово-развлекательных центров, иных объектов недвижимости;
  • появление на том или ином отраслевом рынке «не профессиональных» компаний в связи с диверсификацией бизнеса или структурными изменениями в основном бизнесе, деятельность которых не связана с данным рынком;
  • развитие альтернативных выходов на рынок с помощью франчайзинга, создания совместных предприятий;

     При этом основным сектором бизнеса, в котором  наблюдается рост сетевой организации  хозяйственной деятельности, является торговля. Национальные торговые сети охватывают целые страны, однако на мировом рынке широко представлены и транснациональные ритейлинговые сети. И хотя сетевая организация бизнеса свойственна многим отраслям деятельности – банкам, гостиничным комплексам, операторам сотовой связи и т.д. – все же наиболее типичными представителями сетевого бизнеса являются сети розничной торговли.

Такая тенденция обусловлена строительством современных магазинов и торговых центров, ростом доходов населения  и изменением его потребительской культуры. Операторы рынка прогнозируют, что в течение 3-4 лет российские сети увеличат долю рынка до 40-45% за счет вытеснения рыночной торговли. 
     Есть  еще одна тенденция сетевого ритейл-бизнеса  – если раньше обязательно существовала «цепочка» доведения продукта до потребителя: производитель – крупный дистрибьютор, который после занимался перепродажей и распространением товара в розничных сетях, то теперь эта «цепочка» укоротилась: производители работают непосредственно с торговыми сетями, что непременно сказывается на цене продаваемых продуктов, и в свою очередь увеличивает спрос покупателей на данные продукты в сетевых магазинах. 


Самыми популярными  форматами стали два формата  – «гипермаркеты» и «дискаунтеры» - их доли рынка 39% и 33% соответственно. Значительно уступают им «супермаркеты», занимая 20% сетевого рынка. А на долю остальных форматов в рыночной доле сетевых игроков приходится всего лишь 8%.

Деятельность  сетевых предприятий охватывает множество структурных элементов  внутри одной системы и часто  сильно территориально диверсифицирована. Отсюда следует и является очевидным, что на деятельность таких организаций оказывают значительное влияние факторы внешней и внутренней среды

В России нет классических аналогов зарубежных предпринимательских сетей, видимо на данном этапе экономического развития для России, это не характерно. Среди современных сетей выделяются интеллектуальные сети, основные связи в которых существуют по поводу распространения и обмена информацией и знаниями. Они могут быть внутрикорпоративными; представлять собой сети средних компаний; сети глобальных транснациональных корпораций; информационные сети территориальных кластеров; общенациональные информационные сети различных функциональных направлений; международные сети. Эффективным инструментом формирования и развития интеллектуальных сетей является менеджмент знаний. Он включает в себя следующие компоненты: стимулирование прироста знаний; отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников; сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний; распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации; использование знаний в деловых процессах, в том числе при принятии решений; воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении; оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации; защита знаний. Менеджмент знаний — это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять.

Результатом развития предпринимательства и в мире в целом, и в России, стало то, что внешняя среда фирмы стала прямо или опосредственно играть все более важную роль, так как фирмы не являются более замкнутыми системами, но взаимосвязаны общими экономическими процессами. В настоящее время, ключевым фактором успеха предпринимателя становятся не только его личные качества, наличие необходимых ресурсов или бизнес-идеи, но и умение привлечь и организовать партнеров по бизнесу, превратить конкурентов в своих союзников. Стихийные сети превращаются в инструмент целенаправленной координации целей участников процесса воспроизводства, и возникает необходимость изучения теоретических принципов формирования и функционирования сетей[11].


Сетевой характер экономики современных хозяйственных систем предъявляет новые требования к компаниям, к формированию их структур управления. Изменяются принципиальные основы деятельности компаний — происходит переход от компаний, базирующихся на рациональной организации, к сетевым компаниям, базирующимся на знаниях и информации. В основе построения и функционирования таких компаний будет лежать не узкая функциональная специализация, а интеграционные процессы в управленческой деятельности. Традиционные иерархические структуры управления будут дополняться многочисленными горизонтальными связями. Замена вертикальных иерархических структур более плоскими в большинстве случаев протекает как сложный, болезненный и длительный процесс. Практикой подтверждено, что для крупных компаний, ориентированных на массовое производство, наиболее эффективными продолжают оставаться иерархические структуры, в низовых же звеньях этих компаний возможно применение горизонтальных структур. В связи с этим большинство компаний придерживается смешанной организационной модели. В рамках этой модели происходит постоянное взаимодействие сотрудников: маркетологов и финансистов, производственников и разработчиков новой продукции. Изменятся не только сами компании, став организациями без границ, компаниями- сетями, но и традиционные связи и взаимоотношения между компаниями. Прогресс информатики и управления на основе широкого применения вычислительной техники и средств телекоммуникации изменили традиционные представления о границах компании[12]. Происходит переход к новой модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие союзы разных типов. В условиях сетевой модели вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Как следствие этого договорные отношения переносятся на владельцев долей капитала, оборудования и отдельных сотрудников. Эффективность сетевых компаний гарантируется низким уровнем и рациональной структурой издержек. Снижение издержек достигается также и тем, что сетевые структуры менее обременены такими организационными единицами, как наблюдательный совет компании, производственный совет и т. п. Ориентация предприятия на расширение горизонтальных связей, способствующих преодолению барьеров между подразделениями и являющихся необходимым условием для быстрого приспособления к изменениям внешней среды, требует относительной самостоятельности маркетинговых и сервисных служб, выделения производственных подразделений в самостоятельные единицы предпринимательского типа. Новые структуры дают возможность каждому работнику действовать с полной отдачей, на основе собственной инициативы. Традиционные организации базируются на формальной иерархии, штатном расписании, устойчивых ролевых функциях, стереотипных процедурах. Сетевые же формы организации экономической деятельности основываются на автономии частей, разделении рисков, на креативности. Здесь сочетаются индивидуальные проекты и групповые коалиции их исполнителей. Последние годы в России происходят революционные процессы в сфере распределения потребительских товаров, через сетевые формы организации хозяйствующих субъектов, вызванные глобализацией и изменением поведения и предпочтений покупателей. Можно отметить следующие стратегические тенденции изменений: глобализация розничной торговли; создание новых форматов магазинов; разработка торговых и сервисных марок; влияние информационных технологий на развитие торговли и рост электронной торговли. Основными тенденциями развития торговли являются стремительный рост сетевых форм организации магазинов, укрупнение розничной торговли, увеличение доли покупателей крупных торговых комплексов, сохранение позиций универсамов и специализированных магазинов на фоне существенных потерь покупателей рынками и маленькими магазинами. За счет высоких темпов развития информационных технологий в последние десятилетия Россия смогла сократить разрыв с промышленно развитыми странами в уровне информатизации экономики и общества[13].