Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Формирование налоговой системы в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ

3.1 Проблемы налоговой системы РФ

Налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений. В свою очередь от бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

Во-первых, отметим проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной [2, с. 158]. Она включает в себя большое число налогов, возникают трудности в методиках их расчетов, существует наличие множества спорных вопросов, которые могут приводить к усложнению ведения налогового учета и контроля со стороны налоговых органов, появляется возможности недобросовестным налогоплательщикам использовать уловки в налоговом законодательстве [3, с. 384].

Для улучшения налогового администрирования Правительством РФ были разработан ряд мероприятий:

- уменьшить временные и материальные затраты предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

- улучшить взаимоотношения между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик [10, с. 311];

- расширить сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков с помощью интернет-сервисов;

- сблизить правила налогового и бухгалтерского учета;

- введена возможность учета убытков, полученных по производным финансовым инструментам, требования по которым подлежат судебной защите в соответствии с применимым законодательством иностранных государств;

- пересмотрены подходы к отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Во-вторых, проблемой налоговой системы РФ является нестабильность налогового законодательство – в НК РФ часто вносятся изменения. Это приводит к путанице, усложнению процедур по уплате налогов и сборов как для налогоплательщика, так и для налоговых органов [3, с. 388].

Во избежание данной проблемы необходимо, чтобы вносимые по- правки имели четкий и ясный характер, и до налогоплательщиков была доведена вся необходимая информация.


Далее рассмотрим проблему, связанную с соотношением прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями [14, с. 167].

Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель.

В России косвенные налоги занимают значительную часть в доходах бюджета. Так, например, в структуре федерального бюджета на НДС и акцизы приходится 31 %. Это усугубляет и так снизившийся уровень жизни в стране.

Для решения данной проблемы необходимо увеличить объем поступлений прямых налогов. Это нельзя сделать за счет увеличения ставок действующих налогов или введения новых – это ухудшит экономическую ситуацию в стране.

Рассмотрим варианты решения проблемы:

- во-первых, это развитие производства стране, что приведет к увеличению налоговых поступлений, в частности налога на прибыль;

- во-вторых, это опять же улучшение налогового администрирования для минимизации налоговых потерь недобросовестными налогоплательщиками [24, с. 63].

В продолжении темы о проблемах в налоговых системах, которые негативно сказываются на обычном населении, отметим налог на доходы физических лиц. Пропорциональная ставка налога, действующая в РФ, не будет способствовать сглаживаю социального неравенства [21, с. 24].

В рамках решения данной проблемы, возможно, стоит задуматься о введении прогрессивной шкалы для НДФЛ.

В завершение параграфа необходимо отметить, что основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения.

В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.


3.2 Налоговая политика государства на 2017 – 2018 гг.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ) [23, с. 61].

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Уменьшились ставки по некоторым налогам. Например, НДС был снижен с 20 до 18%, налог на прибыль — с 24 до 20%.
  4. Совершенствуется система налогового администрирования.
  5. Критерии проверок становятся достаточно доступными.
  6. Появились налоговые каникулы [22, с. 47].

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства, а не на придумывание нового. Налоговая политика стала более предсказуемой и планируемой.

Отличительной особенностью налоговой политики на рассматриваемый период является ее антикризисная направленность. В связи с этим:

  1. Планируется развивать новые производства не только на территориях опережающего развития, как в 2015 году, но и во всех субъектах РФ. Для этого субъектам РФ будет предоставлено право принимать решения о налоговых льготах для таких производств.

Кроме того, с 2016 года налоговой политикой законодательно закреплены ограничения для региональных и местных властей по увеличению ставок региональных и местных налогов и региональной части ставки налога на прибыль в отношении вновь создаваемых предприятий промышленности. А также предусмотрена возможность применять для таких производств повышающий коэффициент 2 по оборудованию 1–7-й амортизационных групп, которое было изготовлено в рамках специального инвестиционного контракта [23, с. 62].

  1. В плане налоговой политики предполагается поддержать развитие бизнеса путем повышения стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, до 80 000–100 000 руб.
  2. Рассматривается стимулирование малого предпринимательства через специальные режимы.
  3. Предполагается упрощение процедуры регистрации и уплаты страховых взносов самозанятыми лицами.
  4. Планируется повышение порога по выручке в 1,2–1,5 раза, что позволит платить авансовые платежи по налогу на прибыль только поквартально.
  5. Продлевается использование величины процентной ставки 0% по займам между зависимыми обществами. В законодательство вводится понятие займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, где кредитор — российская организация, которое рассматривается в налоговых целях как инвестиции. Полученные при этом проценты с точки зрения налогообложения будут рассматриваться как дивиденды.
  6. Для исключения отказов со стороны продавцов от включения в налоговую базу по НДС полученных авансов, в налоговой политике планируется упростить начисление и принятие к вычету НДС, уплаченного в составе аванса. А также решить другие вопросы, связанные с исключением потерь бюджета, которые возникают, когда покупатели ставят на вычет НДС по авансу, а продавцы не включают его в налогооблагаемую базу.
  7. Рассматривается возможность упрощения процедуры предоставления освобождения от уплаты акциза при продаже подакцизных товаров на экспорт, а также подтверждения обоснованности такого освобождения.
  8. Планируется оставить контроль за трансфертным ценообразованием, но при этом ввести критерии проверки, которые позволят снизить издержки налогоплательщиков.

Для поддержания экспортеров налоговой политикой предусматривается упрощение процедуры получения вычета по НДС. Порядок получения вычета планируется сделать таким же, как по внутренним операциям [23, с. 63].

Налоговая политика в 2017–2018 годах будет во многом направлена на совершенствование порядка налогообложения НДС. В частности, планируются меры, направленные на одинаковое толкование НК РФ в части вычета по НДС при получении и уплате авансов по сделкам в условных единицах налоговыми агентами, а также по сделкам с имущественными правами. Также обозначены меры по исключению занижения налоговой базы и неправомерному возмещению НДС [24, с. 167].

Налоговая политика не предусматривает резких скачков и колебаний по акцизному налогообложению. Планируется ряд изменений в НК РФ, одним из которых будет введение авансового платежа акциза на алкогольную продукцию при выдаче спецмарок производителям такой продукции.

В части НДПИ планируется совершенствование налогообложения. Предполагается изменить подходы к определению элементов налогообложения при добыче драгоценных камней и камнесамоцветного сырья, руд черных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов. Также будет рассмотрена необходимость передачи властям субъектов РФ обязанности по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы [24, с. 168].

В отдельный раздел налоговой политики на 2017–2018 годы выделены планы по совершенствованию налогового администрирования. Для этого предполагается ввести институт предварительного налогового контроля (разъяснения). В этом случае налогоплательщик сможет получить информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить [21, с. 26].

Кроме того, в планах — оптимизировать перечень информации, которая не относится к налоговой тайне. Это позволит налогоплательщикам получать более полную информацию о своих контрагентах.

Обозначенная в налоговой политике на 2015–2016 годы линия государства относительно борьбы с выводом прибыли из-под налогообложения (в основном через офшоры) сохраняется и в «Основных направлениях налоговой политики на 2017–2018 годы». Меры, которые планируется принимать, более конкретные и продуманные по сравнению с предыдущими годами [3, с. 342].

Таким образом, в заключение, стоит отметить, что с помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: поддержать инвестиции в новые производства, противостоять кризису и выводу прибыли через офшоры, стимулировать малое предпринимательство, самозанятых граждан и экспортеров, уравновесить бюджеты различных уровней. Кроме того, планируется принять ряд мер, которые позволят усилить контроль за недобросовестными налогоплательщиками и дать вздохнуть добросовестным.


Заключение

Зачатки налоговой системы в России появились еще в IX веке. Глобальные изменения ожидали ее при правлении императора Петра I, после отмены крепостного права и создания СССР (в период НЭПа).

Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться после распада СССР в 1991 году одновременно со становлением рыночной экономики. С тех пор она претерпела множество изменений. Они касались не только налогового законодательства, но и деятельности налоговых органов. Ст. 3 НК РФ определяет базовые принципы, на которых строится налоговая система России.

С 2004 года надзорную функцию за налогообложением в стране осуществляет привычная Федеральная налоговая служба РФ.

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения.

В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России. Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства