Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Формирование налоговой системы в РФ).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налоговой системы РФ
1.1 Понятие и сущность налоговой системы
1.2 История формирование налоговой системы в РФ
1.3 Структура налоговой системы в РФ
2. Современное состояние налоговой системы РФ
3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Проблемы налоговой системы РФ
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, прежде всего, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены следующие элементы:
- все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
- субъекты обложения налогами и сборами;
- нормативно-правовая основа;
- государственные органы власти в области налогообложения и финансов [27, с. 10].
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года) [18, с. 215].
Налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, поэтому законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
- Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
- Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
- Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями) [16, с. 187].
Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и Федеральная налоговая служба РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
К системе налоговых органов РФ относятся:
- Министерство финансов РФ.
- Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится Федеральная налоговая служба РФ как исполнительный орган государственной власти [22, с. 47].
Главными функциями Федеральной налоговой службы РФ являются:
- учет плательщиков налогов и сборов;
- контроль за выполнением требований налогового законодательства;
- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности [25, с. 64].
Федеральная налоговая служба РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:
- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции Федеральной налоговой службы РФ.
- Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
В завершении главы, стоит отметить, что зачатки налоговой системы в России появились еще в IX веке. Глобальные изменения ожидали ее при правлении императора Петра I, после отмены крепостного права и создания СССР (в период НЭПа). С 2004 года надзорную функцию за налогообложением в стране осуществляет привычная Федеральная налоговая служба РФ [31, с. 116].
Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
2. Современное состояние налоговой системы РФ
В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом [30, с. 81].
Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям.
Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации [3, с. 312].
Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.
Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года (табл. 1).
Таблица 1
Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг. [32]
Вид бюджета |
2015 г., млрд. руб. |
2016 г., млрд. руб. |
Изменения, % |
Консолидированный бюджет |
13788,3 |
14482,9 |
105,0 |
Федеральный бюджет |
6880,5 |
6929,1 |
100,7 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6907,8 |
7553,7 |
109,4 |
Таблица составлена на основании официальных данных ИФНС за 2015-2016 гг.
На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:
- Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
- Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
- В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4% [18, с. 215].
В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.
Таблица 2
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг. [32]
Виды налогов |
2015 год, млрд. руб. |
2016 год, млрд. руб. |
Изменения, % |
Налог на прибыль |
2 598,8 |
2 770,2 |
106,6 |
НДПИ |
3 226,8 |
2 929,4 |
90,8 |
НДФЛ |
2 806,5 |
3 017,3 |
107,5 |
НДС |
2 448,3 |
2 657,4 |
108,5 |
Акцизы |
1 014,4 |
1 293,9 |
127,6 |
Имущественные налоги |
1 068,4 |
1 116,9 |
104,5 |
Таблица составлена на основании официальных данных ИФНС за 2015 – 2016 гг.
По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.
Остальные показатели показывают увеличение.
На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016 гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы [28, с. 265].
На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.
Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.
В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.
Далее необходимо проанализировать структуру поступлений в налоговый бюджет РФ (табл. 3).
Таблица 3
Структура поступлений в федеральный бюджет [33]
Виды налогов |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
|
Всего поступило в федеральный бюджет, в том числе: |
6 214,6 |
100,0 |
6 880,5 |
100,0 |
6 929,1 |
100,0 |
Налог на прибыль |
411,3 |
6,6 |
491,4 |
7,1 |
491,0 |
7,1 |
НДС |
2 181,4 |
35,1 |
2 448,3 |
35,6 |
2 657,4 |
38,4 |
Акцизы |
520,8 |
8,4 |
527,9 |
7,7 |
632,2 |
9,1 |
НДПИ |
2 858,0 |
46,0 |
3 160,0 |
45,9 |
2 863,5 |
41,3 |
Остальные налоги и сборы |
243,1 |
3,9 |
252,8 |
3,7 |
285,1 |
4,1 |
Таблица составлена на основании официальных данных ИФНС за 2014 – 2016 гг.
Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей [27, с. 11].
Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:
- налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
- акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
- остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.
Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно [24, с. 167].
Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.
По видам налогов увеличение составило:
- поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
- поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
- поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
- поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
- поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб. [28, с. 267].
Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации [22, с. 48].
Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.