Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Формирование налоговой системы в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговая система является наиболее действующим рычагом государственного регулирования развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности России.

Обзор литературы по теме курсовой работы говорит о том, что действующая в Российской Федерации налоговая система вызывает множество нареканий и недовольства, как со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, так и со стороны обычных налогоплательщиков.

Следует помнить, что налоговая система России развивалась в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Таким образом, актуальность изучения налогообложения в принципе, в теоретическом аспекте и на практике, в действующей в России системе обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы.

Целью курсовой работы является изучение налоговой системы РФ, а также определение проблем ее совершенствования.

В соответствие с целью задачами исследования являются:

- рассмотрение теоретических основ функционирования налоговой системы РФ;

- проведение анализа современного состояния налоговой системы РФ;

- анализ проблем налоговой системы РФ, а также рассмотрение вопросов планирования налоговой политики.

Объектом курсовой работы является налоговая система РФ.

Предметом исследования является функционирование налоговой системы РФ.

В процессе написания курсовой работы были использованы:

- сравнительный анализ;

- динамический анализ;

- метод финансового анализа;

- расчетный метод.

В числе работ, посвященных проблеме формирования налоговой системы современной России, следует отметить исследования А.В. Брызгалина, В.И. Волковского, А.З. Дадашева, И.Н. Куксина, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, М.П. Павловича, В.Г. Панскова, А.Б. Паскачева, С.Г. Синельникова-Мурылева, К.В. Сомика, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др.

При проведении исследования автор опирался на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные материалы Минфина России и ФНС России. Источниками информации явились данные Минфина России, ФНС России, Росстата, а также экономическая и правовая литература и материалы периодической печати (в т.ч. зарубежной).


1. Теоретические основы налоговой системы РФ

1.1 Понятие и сущность налоговой системы

Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Налоговую систему России можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков [11, с. 156].

Принципы налоговой системы РФ представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Принципы налоговой системы РФ [4, с. 287].

Рисунок составлен на основании книги Барулина С.В. «Теория и история налогообложения».

Таким образом, принципами налоговой системы являются:

1) Общеобязательность для всех налогоплательщиков, недопустимость установления необоснованных льгот.

2) Справедливость: находящиеся в равных условиях субъекты должны нести одинаковое налоговое бремя.

3) Выражение налогов исключительно в денежной форме.

4) Установление предельной величины налогового давления по отношению к доходам налогоплательщиков, а в пределах государства – к ВВП [4, с. 288].

5) Определенность и прозрачность. Ставки и порядок взыскания налогов должны сообщаться плательщикам до начала отчетного периода.

6) Однократность налогообложения в отчетном периоде.

7) Предоставление налогоплательщику привилегированного статуса перед фискальными органами. Налоговые процедуры следует делать удобными для носителей налоговых обязательств [6, с. 311].

8) Стабильность, адаптивность и эластичность налоговой системы. Резкие изменения в этой сфере недопустимы.

Налоговая система РФ выполняет функции, представленные на рис. 2.

Рисунок 2. Функции налоговой системы РФ [8, с. 69].

Рисунок составлен на основании книги Заяц Н.Е. «Теория налогов».

Таким образом, функциями налоговой системы РФ являются:

1) Фискальная – формирования доходной составляющей бюджетов.

2) Распределительная – перераспределение общенационального дохода между юридическими и физическими лицами, разными отраслями экономики и бюджетной сферой.


3) Регулирующая – подавление одних видов экономической активности и стимулирование других путем изменения налогового давления.

4) Контрольная – надзор за соблюдением ценовых пропорций и адекватностью доходов на разные виды экономической деятельности.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ) [1].

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования [5, с. 146].

Налоговая система России – это нечто большее, чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения» [13, с. 541]. Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

- принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;

- основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;

- права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);

- ответственность за нарушение налогового законодательства;

- формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;

- информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.) [20, с. 31].

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные. Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные [17, с. 55].

Более подробно структура налоговой системы РФ будет рассмотрена далее.

1.2 История формирование налоговой системы в РФ

О необходимости поступлений в казну задумались еще в Древнерусском государстве в IX веке. В те времена повсеместно взималась дань. После становления Киевского государства она была преобразована в подымную подать, которая подлежала уплате со всех домашних труб и печей «с дымом» [15, с. 298]. Период Золотой Орды стал обременительным для простого населения в том, что касалось сборов податей. Разоренное государство нуждалось в пополнении казны. Кроме того, следовало было регулярно платить дань монгольским ханам. Следует отметить, что в то время повсеместно была распространена система в виде натуральных сборов и прямых взносов послам от монгольских ханов.


Экономическая система России была подвергнута глобальным переменам в период правления императора Петра I. Он ввел множество налогов и сборов, самыми известными из которых стали подушный налог и налог на бороды. Этот период примечателен еще и тем, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков. Они контролировали процесс уплаты налогов и сборов, а также придумывали новые налоги и сборы. [15, с. 299].

Следующим важным этапом в становлении налоговой системы России является период после отмены крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попадали земельные угодья и доходы от недвижимого имущества. Введены винные и табачные акцизы, таможенные сборы [19, с. 80].

Советскую Россию ждали большие перемены после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году. Она практически вернула в действие ту систему налогов и сборов, которая существовала в России до событий Октябрьской революции 1917 года [15, с. 301]. Обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год была полностью упразднена акцизная система. Предприятия начали уплачивать налоги с прибыли и оборота.

Великая Отечественная война стала большим испытанием для СССР. В период с 1941 по 1945 год большая часть средств государства направлялась на содержание армии и создание средств обороны, оружия [3, с. 176]. Во время ВОВ и после ее окончания вводились весьма любопытные с точки зрения современных экономистов налоги, например, налог на холостяков, сборы для одинокого и малосемейного населения. Эти налоги и сборы были призваны повысить рождаемость и увеличить работоспособное в будущем население. Примечательно, что «холостяцкий» налог просуществовал вплоть до 1990 года.

Более привычная нам налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы [9, с. 261].

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам [15, с. 304]. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.


1.3 Структура налоговой системы в РФ

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

- федеральный;

- региональный;

- местный [12, с. 48].

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

- НДФЛ;

- налог на прибыль организаций;

- НДС;

- акцизы;

- водный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- госпошлина [5, с. 96].

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ [23, с. 60]. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ [26, с. 55.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- торговый сбор.

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения [5, с. 124].

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2 — НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми [29, с. 220].