Файл: Понятие и развитие социального страхования в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные проблемы социального страхования и возможные пути их решения представлены в таблице 5.

Таблица 5. Основные проблемы социального страхования и возможные пути их решения [26, с. 352]

Проблема социального страхования

Возможный путь решения проблемы

Деформация распределительных отношений и принципов обязательного социального страхования

Создание условий язя развития обязательного негосударственного социального страхования

Снижение ставки ЕСН

Закрепление объемов и норм страхового обеспечения, определение соответствующих этому размеров страховых тарифов

Необоснованное занижение страхового тарифа страхователями

Проверка Фондом социального страхования правильности установления класса профессионального риска, соответствующего роду деятельности предприятия (организации)

Низкая заинтересованность страхователей в уплате страховых взносов

Направление до 20% сумм страховых взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма (включая финансирование периодических медосмотров, санаторно-курортное оздоровление работников, занятых во вредном производстве)

Применение специальных налоговых режимов

Установление взаимосвязи между страховыми выплатами из внебюджетных фондов, фонда оплаты труда и численностью работников, перешедших на специальные налоговые режимы.

Исключение из числа экономически активного населения такой категории потенциальных страхователей, как индивидуальные предприниматели, адвокаты, фермеры

Предоставление возможности добровольно уплачивать взносы в Фонд социального страхования РФ

В нашей стране не раз предпринимались попытки реформировать социальное страхование (замена с 01.01.2001 г. основного источника финансирования - страховых взносов - на единый социальный налог, и введение с 01.01.2003 г. налога по категории платель­щиков страхователей, перешедших на специальные налоговые режимы) [26, с. 353]. Однако это не принесло положи­тельных результатов. Снижение ставки единого соци­ального налога привело к сокращению отчислений во внебюджетные фонды, ликвидации санаторно-курорт­ного лечения работающих, введению оплаты больнич­ного листа за счет средств обязательного социального страхования только с 3-го дня. По сути, был утрачен страховой характер обязательного социального стра­хования, взносы стали взиматься обезличенно, превра­тились в некий обязательный платеж, который стал инструментом перераспределительной политики госу­дарства [14, с. 174]. У работодателей и граждан пропала мотива­ция в собственной социальной защите в виде социаль­ного страхования. Единый налог на вмененный доход, сельскохозяйственный налог, налог в связи с упрощен­ной системой налогооблажения имеют иную природу, чем страховые взносы и единый социальный налог. У него иная налогооблагаемая база, не связанная ни с фондом оплаты труда, ни с численностью персонала. При этом основным критерием социального страхова­ния и возмещения страховых выплат продолжает оста­ваться потеря работником заработка. По нашему мне­нию, необходимо предусмотреть связь между страховы­ми выплатами из внебюджетных фондов с фондом оп­латы труда и численностью работников, перешедших на специальные налоговые режимы [15, с. 16].


В настоящее время произошла деформация распре­делительных отношений, появилась возможность по­лучения страховых услуг без участия в формировании финансовой базы социального страхования. В резуль­тате нарушается один из основополагающих принци­пов социального страхования «взнос - выплата», а система недополучает законодательно установленных ресурсов. В этом случае имеет место подмена цели со­циального страхования. Принцип личной ответствен­ности каждого за формирование условий своей жиз­ни, необходимый в рыночной экономике, сведен к нулю [14, с. 174].

Кроме того, необходимо приостановить сползание социального страхования на путь социального обес­печения, восстановив его функционирование на под­линно страховых принципах.

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспо­собности до сих нор регулируется законодательством бывшего СССР, многие нормы которого устарели. Рад организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим законодательством име­ют право на значительные льготы по уплате отчисле­ний в ФСС РФ. В тоже время они пользуются правами на получение страхового возмещения, как и другие пла­тельщики, которые льгот не имеют [14, с. 175]. Таким образом, возникает проблема отсутствия зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. На наш взгляд, для решения этой проблемы можно перене­сти бремя нестраховых выплат на федеральный и реги­ональные бюджеты, а также оптимизировать страхо­вые расходы. Например, для сокращения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обяза­тельному социальному страхованию предлагается ос­вободить выплаты по временной нетрудоспособности от налога на доходы физических лиц [11, с. 7].

Проблема страхования самозанятого населения, работников малого бизнеса и категорий населения, не выплачивающих страховые взносы или налоговые платежи во внебюджетные фонды, также является ак­туальной. Однако на сегодняшний момент законода­тельство предоставило возможность данной катего­рии страхователей уплачивать взносы в Фонд соци­ального страхования в добровольном порядке и, со­ответственно, получить право на получение пособий и страховых выплат [18, с. 216].

Одним из решающих направлений совершенство­вания системы социального страхования должно стать осуществление комплекса мер, направленных на достижение финансовой устойчивости системы за счет сбалансированности поступлений обязательных пла­тежей и расходов на социальные выплаты во внебюд­жетные фонды. Выполнение этой задачи обусловли­вает необходимость установления четких границ меж­ду сферами социального страхования и социального обеспечения, отнесение расходов к категории страхо­вых и нестраховых. Мы считаем, что выплаты посо­бия по временной нетрудоспособности, по беремен­ности и родам имеют четко выраженную страховую природу, расходы же по выплате пособий при рожде­нии ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не от­носятся к страховым рискам, а расходы на санатор­но-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Ис­ходя из этого и предполагается определить для каж­дого вида расходов, осуществляемых сегодня из средств социального страхования, источники финан­сирования. Это может произойти только в случае ра­дикального изменения в нашем государстве отноше­ния к порядку и условиям оплаты труда гражданам, занятым в производстве, и определенного роста их заработной платы. Правомерно ставить вопрос о па­раллельном введении в формирование доходов по бюджету социального страхования понятия страхо­вых взносов [18, с. 217].


Вывод.

Стратегия развития социаль­ного страхования должна включать консолидирован­ную позицию Правительства, профсоюзов и работо­дателей в решении вопросов социального страхова­ния; активизацию работы профсоюзов при сохране­нии за государством законодательных и контрольных функций; создание условий и предпосылок для разви­тия негосударственного социального страхования, что связано с организацией негосударственных пенсион­ных фондов.

Развитие и поддержка негосударствен­ных добровольных форм страхования позволит, во- первых, вовлечь в социальное страхование и те груп­пы населения, которые окажутся вне действующей си­стемы; во-вторых, создать условия конкуренции меж­ду страховыми организациями, что повысит уровень страховых услуг и создаст предпосылки повышения эффективности социальной зашиты населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социальное страхование можно определить как организационно-экономический меха­низм по перераспределению национального дохода, основывающийся на формировании за счет обязатель­ных страховых взносов работников и работодателей или части социального налога специальных государ­ственных фондов и использовании этих средств для компенсации потери трудового дохода вследствие действия определенных социальных рисков.

Организация социального страхования в России базируется на следующих принципах:

1. Личная ответственность. Это означает, что работники сами участвуют в финансировании своего страхования, и общий размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового рынка.

2. Солидарность. Означает, что работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании, при помощи взносов, направленных на обеспечение мене обеспеченных слоев населения.

3. Всеобщность. Социальное страхование распространяется на самые широкие круги людей, это выражается в закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка проведения соответствующих выплат и предоставления нужных услуг.

4. Обязанность. Не зависит от воли и желания работодателей и застрахованных лиц, что находит выражение в обязательном характере уплаты страховых взносов работодателями и их работниками, а также в определенных случаях и государством.

5. Государственное регулирование. Это утвержденные законом уровни выплат, условия назначения пособий, контроль за правильностью использования финансовых средств.


Функции социального страхования:

1. Защитная - заключается в поддержке финансового уровня застрахованного, если обычный источник доходов становится для него недоступным.

2. Компенсирующая. Эта функция состоит в возмещении ущерба с помощью материального возмещения заработка, а также оплату услуг на лечение и реабилитацию.

3. Перераспределительная функция выполняется тогда, когда социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным.

4. Стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по вопросам об уровне социальной защиты, распределении финансовой нагрузки между субъектами, участии в управлении социальным страхованием.

Сегодня обязательное социальное страхование стало важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного государства, обеспечивающим дополнительную защиту занятого населения при наступлении социальных рисков.

Однако, по мнению многих экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, происходящее в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи с этим требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения.

Таким образом, без решения поставленных про­блем невозможно создать эффективную систему соци­ального страхования в России и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различно­го рода социальных рисков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета от 31.07.2017.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Российская газета от 21.07.2017.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Российская газета от 31.07.2017.
  5. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 03.07.2016) // Российская газета от 06.07.2016.
  6. Федеральный закон от 19.12.2016 N 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Российская газета от 31.07.2017.
  7. Федеральный закон №125-ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета от 31.07.2017.
  8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета от 31.07.2017.
  9. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Российская газета от 31.12.2016.
  10. Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (ред. от 05.08.1995) // СЗ РФ от 07.08.1995.
  11. Богатырева О.А. Развитие системы социального страхования в России в сравнении с государственным социальным страхованием в Германии // Вопросы студенческой науки. №7. март 2017. С. 4-7.
  12. Вязовская Т.Н. Юридическая природа социального страхования // Вестник Чувашского университета. 2016. №3. С.262-266.
  13. Ермаков Д.Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: Учебное пособие для магистров / Д. Н. Ерма­ков, С. Л. Хмелевская. - Издательско-торговая корпора­ция «Дашков и К°», 2014. - 400 с.
  14. Землянухина С.Г. Обоснование форм разрешения противоречий российской системы социального страхования // Территория науки. 2016. №6. С.171-175.
  15. Климова М. Новый порядок обязательного социального страхования // Налоговый вестник. 2014. N 8. С. 10 - 20.
  16. Лобунько С.И. Роль социального страхования в формировании и развитии человеческого капитала // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 2016. С. 114-123.
  17. Махдиева Ю.М., Омарова Э.А. Современные особенности формирования и расходования бюджета фонда социального страхования Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. № 11. 2016. С. 162-166.
  18. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: учебник для бакалавров/ В.Г. Павлюченко.- М.: Дашков и К, 2016.- 479 c.
  19. Семенов И.В. Социальное страхование: сущность, виды // Основные аспекты оценки системы социального страхования. 2014. №1. С.53-58.
  20. Страховое право (5-е издание): учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Финансы и кредит»/ А.Н. Кузбагаров и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 423 c.
  21. Темирова З.Д. Обязательное социальное страхование как элемент рыночной экономики // Научный вестник ЮИМ. 2016. №1. С.62-64.
  22. Усмаев Ш.В. К вопросу о принципах социального страхования // Символ науки. 2016. №5. С. 223-225.
  23. Филимонова С.А. К вопросу об основании возникновения отношения по обязательному социальному страхованию // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2016. №2. С. 169-173.
  24. Финансы России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - М., 2017. - 343 c.
  25. Шапошникова И.А., Малафеева С.Н. Принципы и основные виды социального страхования в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2016. №1. С.57-62.
  26. Шарифьянова З.Ф., Скрябина М.Г., Лутфиева Г.М. Социальное страхование в России: проблемы и перспективы развития // Инновационная наука. №12. 2015. С.349-353.
  27. Пенсионная система: что ждет россиян в 2017 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2017/01/09/127272
  28. Структура фонда социального страхования РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://prostrahovanie24.ru/soc/fond-socialnogo-strahovanija/struktura.html
  29. ФНС улучшит собираемость страховых взносов с бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/msp-analitika/4018622