Файл: Понятие и развитие социального страхования в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная модель основана на концепциях «солидарности» (социальная защита-это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и самообеспечении) [18, с. 402].

Экономическая основа этой модели - эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты, и несет ответственность за эффективное функционирование различных негосударственных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления. Налоги, как правило, весьма высокие, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Особое место занимает Швеция, так как социальные отчисления здесь довольно велики и производятся по ставке 38%. Кстати, их уровень один из наиболее высоких среди развитых государств. Социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда составляют одну из доходных крупнейших частей бюджета. Приведем пример начислений на заработную плату работников наемного труда (табл.4) [18, с. 403].

Таблица 4. Начисления на заработную плату в Швеции [18, с. 404]

Виды начислений

% к заработной плате

На пенсионное обеспечение

13,0

На медицинское страхование

8,43

На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет)

5,86

На пенсионную страховку

0,2

На страхование от производственного травматизма

1,38

На превентивную защиту сотрудников

0,17

На выплату пособий по безработице, финансирование переквалификации потерявших работу

2,12

На гарантию заработной платы при банкротстве компании

0,2

На страхование жизни

0,61

На групповую страховку

0,95

На пособия при увольнении

0,28

На дополнительную пенсию

3,1

На страховку от травматизма

1,0

В гарантийный фонд

0,06

Налог на пенсионные платежи

0,6


Из таблицы 4, следует вывод о том, что начисления на зарплату в Швеции намного отличается от России. В основном это отличие отражается в структуре начислений, хотя в итоге отчисления составляют 38%.

Если речь идет не о наемном работнике, а о владельце фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже выше, а именно 39,3% [18, с. 405].

Данные цифры уточняются при формировании бюджета. Социальные платежи уплачивают как работодатели, так и наемные работники. Но не в одинаковой мере. Обычно работодатели платят 33%, наемный работник - остальное. Конечно, при этом степень социальной защищенности наемного работника чрезвычайно высока, и шведские предприниматели , чтобы избежать налогового воздействия , стремятся зарегистрировать свои предприятия в Европе [12, с. 263].

Реализуя базовую идею шведской модели - национальную солидарность, правительство не только обеспечивает равную защиту интересов всех членов общества, но и добивается относительного сближения благосостояния отдельных групп населения.

Активная перераспределительная политика в скандинавских странах решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально уязвимых групп (инвалидов, детей, стариков, безработных). Как следствие принципа обеспечения социальных прав граждан, уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет добиваться ее эффективности и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает наличие корпоративной системы социальной защиты в рамках предприятий. Правительство использует социальное партнерство как механизм согласования интересов наемных работников и работодателей, инструмент регулирования классовой борьбы в целях повышения уровня социальной защищенности трудозанятого населения. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам общества благосостояния [18, с. 407].

2. Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция)

Иногда называют эту модель «континентальной», «европейской» в соответствии с ее геополитической доминантой, или «консервативной». Центральный принцип - совмещение возможностей рынка с механизмами солидарной самозащиты (социальное страхование) под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, корпоративная модель базируется на принципе достижений, глее труд определяет последующее социальное обеспечение [16, с. 118]. Для хорошо организованных работников в процветающих отраслях производства результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, соответственно они не имеют права на страховые пособия, а уровень государственного вспомоществования крайне невелик. Поэтому эти категории вынуждены рассчитывать на местные благотворительные организации и общественную помощь, также обычно небольшую. Соответственно, корпоративная модель социальной политики ведет к появлению «двойного» общества [23, с. 170].


Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

В отличие от социал–демократической модели, корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль. В основе самозащиты лежит трудовая деятельность и механизмы солидарной самозащиты – социальное страхование. Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью трудовой деятельности [23, с. 173].

Социальные отчисления в Германии составляют 18,6%, во Франции социальный налог уплачивают работодатели по прогрессивной шкале; ставки платежей находятся в интервале 4,5-13,6% [18, с. 408].

Корпоративная модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и не предпочтении реабилитации по сравнению с выходом на пенсию, чтобы не допускать ухода в связи с утратой трудоспособности [11, с. 7].

3. Либеральная модель (Великобритания, США)

Либеральная модель социальной защиты также рассматривает рынок как наиболее важную сферу формирования Социально - защитных ресурсов человека, но отличается от корпоративной модели по крайне мере в двух отношениях.

Во-первых, социальная защита предусмотрена по остаточному принципу, т.е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без помощи государства. Во-вторых, правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальную защиту всех граждан. Он предполагает минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от объема, как правило, довольно высокого, добровольной и неформальной помощи (благотворительность) [11, с. 7].

В отличие от социал–демократической модели, либеральная модель социальной защиты не предполагает высокого уровня перераспределения в соответствии с принципом социальной солидарности. В основе защиты от социальных рисков - гарантированная обществом возможность иметь достойный заработок, накопления и т.п., что дает возможность самообеспечиваться и самореализовываться.


Государство снимает с себя основные вопросы социального воспроизводства и в большей степени нацеливается на минимально необходимую поддержку социальных низов. Однако необходимо иметь в виду, что такая модель может функционировать лишь при условии достаточно сильно развитого экономического и правового пространства, институтов гражданского общества [18, с. 406].

Социальное страхование, в отличие от корпоративной модели, находится на довольно низком уровне, частное страхование развито вполне, а социальная помощь социально уязвимым слоям играет решающую роль.

Велика роль негосударственных субъектов социальной помощи. Экономически активное население должно самостоятельно организовывать для себя необходимый уровень социальной защиты в рамках собственной семьи, посредством частного страхования, личных сбережении и т.п. Государство приходит на помощь в тех случаях, когда индивид не в состоянии по объективным причинам обеспечить себе минимальный уровень жизни [18, с. 406].

Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США. Так, система социальной защиты США базируется на двух основных формах:

- на социальном страховании, выплаты по которому производят как сами работники, так и работодатели;

- на государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней (от федерального до местного).

Точное число программ социальной помощи в США установить трудно, т.к. среди них есть федеральные, федерально-штатные, штатные и муниципальные. По некоторым оценкам, их около 8 тыс. Характерно, что критерии нуждаемости варьируются от штата к штату, а пособие ни по одной программе не дотягивает до прожиточного минимума, Зато каждый нуждающийся может сразу получить помощь по нескольким программам сразу [23, с. 172].

В США работодатели и работники уплачивают на социальное страхование по 7,65% от заработной платы, что в совокупности составляет 15,3% от фонда оплаты труда, в Великобритании работодатели платят 12,2% от выплаченной ими заработной платы, а работники – 10% от полученных доходов [23, с. 172].

4. Латинская модель (страны Латинской Америки)

Принципы латинской (католической) модели социальной политики, обусловившей особенности латинской системы социальной защиты, даны в ряде «папских писем», изданных Ватиканом в течение XX столетия.

Главным принципом является вспомогательность. В христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что помощь в решении возникающих проблем должна быть оказана ближайшей инстанцией. Если индивид не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей; если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования [18, с. 410].


Последней инстанцией является государственный сектор. Характеризуется низким уровнем государственных затрат на социальную защиту населения. Институты социального страхования развиты слабо. Социальная помощь в рамках семь, общины и церкви играет главную роль.

Латинский способ организации системы социальной защиты предполагает такие принципы, как принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма; принцип «общего блага»; принцип вспомоществования, означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.

Выводы.

Таким образом, каждое социально ориентированное государство гарантирует своим гражданам социальное обеспечения по случаю выхода на пенсию, а так же компенсации за несчастный случай или профзаболевание, при этом системы компенсаций изменяются от страны к стране.

Мировой опыт свидетельствует о разнообразии организационно-правовых форм социального страхования. Способы организации руководства данными системами изменяются в зависимости от степени участия государства (от полного государственного контроля до страховых учреждений, руководство которыми осуществляется непосредственно членами этих объединений и профсоюзами). Во всех случаях установленные законодательством системы находятся под защитой государства. Это объясняется тем, что участие государства в самоуправляемых системах позволяет минимизировать нежелательные явления, возникающие в случаях, когда системы управляются только государством или только на основе самоуправления.

3. Совершенствование социального страхования в России

Изменение традиционной системы социального страхования, функционировавшего в России еще с дореволюционного времени и в период советской вла­сти вызвано необходимостью адаптации общества к происходящим рыночным реформам. В настоящее время в Российской Федерации не сформирована це­лостная система социального страхования, хотя основ­ные её элементы уже вырисовываются [21, с. 64].

Формирование оптимальной системы социально­го страхования предполагает:

  • сохранение нестраховых принципов;
  • отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений;
  • незавершенность правового регулирования сис­темы обязательного социального страхования;
  • недостаточность обоснования уровня соци­альных выплат [26, с. 352].