Файл: Понятие и развитие социального страхования в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Базовые основы теории социального страхования заложены в работах американских ученых-экономистов 2-й половины ХХ века Теодора Шульца и Гэри Беккера.

Экономические аспекты функционирования различных видов социального страхования (пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в связи с временной утратой трудоспособности) рассмотрены в исследованиях Н.А. Вигдорчика, В.Д. Роика, Н.А. Кричевского.

Актуальность проблемы социального страхования обусловлена тем, что в Конституции РФ Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции). Социальное государство имеет признаки, к которым можно отнести доступность социальной поддержки всем членам общества, наличие бюджетных социальных выплат, наличие системы социальной защиты, социального обеспечения и занятости.

Одним из признаков социального государства является также система социального страхования. Российская система социального страхования представляет собой наиболее важную часть социальной политики государства, направленной на помощь малоимущим группам населения, на уменьшение бедности и достижение для всех членов общества приемлемого уровня благосостояния.

Страхование представляет собой особую сферу перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Экономические отношения социального страхования складываются между субъектами этой системы - страховщиками (в лице государственных некоммерческих организаций), страхователями (в лице работодателей, на которых возложена обязанность по перечислению страховых взносов) и застрахованными лицами - гражданами РФ.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной темы.


Целью данной работы является анализ социального страхования и его функций.

Для реализации цели в работе будут решаться следующие задачи:

- выявление понятия и развития социального страхования в России;

- рассмотрение функций социального страхования;

- анализ социального страхования в России;

- изучение моделей социального страхования в зарубежных странах;

- исследование совершенствования социального страхования в России.

Объект исследования: социальное страхование.

Предмет исследования: особенности, функции, сущность и нормативно-правовое регулирование социального страхования.

Данная работа состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения и списка использованных источников.

Источниковой базой работы послужили: Конституция Российской Федерации, Кодексы РФ, Федеральное законодательство, учебная литература и монографии, авторские статьи, а так же Интернет-источники.

Теоретической основой исследования явились научные труды следующих авторов: Богатырева О.А., Вязовская Т.Н., Ермаков Д.Н., Землянухина С.Г., Климова М., Лобунько С.И., Махдиева Ю.М., Омарова Э.А., Павлюченко В.Г., Семенов И.В., Кузбагаров А.Н., Темирова З.Д., Усмаев Ш.В., Филимонова С.А., Шапошникова И.А., Малафеева С.Н., Шарифьянова З.Ф., Скрябина М.Г., Лутфиева Г.М. и других.

1. Теоретические основы социального страхования

1.1. Понятие и развитие социального страхования в России

В связи с постоянной нестабильностью политики, модернизации Фонда социального страхования с 2009 г. по настоящее время, в современном развитии страхования России необходимо изучение построения государственной системы этого направления, применения опыта зарубежных стран к уже существующей системе в России в качестве реабилитируемого инструмента, приводящего к стабилизации, поднимающего на мировой уровень развития, что ведет к сбалансированной экономике на государственном уровне, к уравновешиванию существующего социального обеспечения и к дальнейшей модернизации взаимоотношений между различными субъектами РФ и самой системой [20, с. 33].


Россия развивала социальное страхование, взяв за основу немецкую модель, так как последняя являлась образцом для подражания. В 1889 г. в Государственный совет был внесен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий, так называемый закон об обязательном страховании рабочих за увечье и смерть. Спустя 14 лет, 2 июня 1903 г., был принят первый общероссийский Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» [20, с. 34].

Этим Законом вводилось не только обязательное страхование рабочих, он имел важнейшее значение для становления в России государственного социального страхования. Так, в 1918 г. гарантию обеспечения получили все наемные работники независимо от характера труда по видам пособий: при временной утрате в связи с болезнью, беременностью и родами [11, с. 5]. В 1922 г. непосредственно предприятиям в счет страховых взносов была передана выплата пособий, с 1929 г. образовался единый бюджет в сфере государственного социального страхования, а с 1933 г. управление социальным страхованием перешло под непосредственное руководство советских профсоюзов [11, с. 6].

В основе осуществления обязательного социального страхования лежит Конституция РФ. В настоящий момент социальное страхование представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование многоуровневой системы государственного социального страхования. Структура ФСС РФ состоит из трех основных звеньев – руководства, в которое входят председатель Фонда и четыре заместителя председателя Фонда; центрального аппарата Фонда, состоящего из четырнадцати департаментов и находящихся в подчинении девяти региональных отделений (рисунок 1, 2) [28].

Рисунок 1. Структура фонда социального страхования РФ [28]

ЦР ФСС,

Контрольно- ревизионная служба

Рисунок 2. Развернутая организационная структура ФСС РФ [28]

Фондом социального страхования (далее – ФСС) называется государственная не бюджетная организация, которая осуществляет обязательное страхование граждан РФ [19, с. 53].

Ее структура и порядок деятельности устанавливаются:

- Конституцией РФ [1];

- Бюджетным кодексом РФ [2] и Налоговым кодексом РФ, часть 1, 2 [3, 4];

- Федеральными законами РФ: Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» [5], «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [6], «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [7], «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [8], «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [9] и др.;


- Указом Президента РФ от 07.08.1992 N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» [10];

- Положениями, указами главы государства и другими нормативными актами.

Составляющие органы ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом [28].

Основные цели социального страхования граждан - компенсация потери трудового дохода в результате наступления определенного вида социального риска, оказание материальной помощи населению в моменты его социальной и материальной нестабильности, со­действие адаптации социально уязвимых групп насе­ления к условиям рыночной экономики. Вопросы тру­довых доходов и социальных выплат рассматриваются Д.Н. Ермаковым: «Приходится условно отличать зара­ботную плату от других видов дохода, поступающего в бюджет рабочего деньгами или натурой, - будь то за счет государственного бюджета или за счет специальных фондов социального страхования» [13, с. 43].

Организация механизма социального страхования основывается на определенных принципах, которые рассматривались многими авторами: Усмаевым Ш.В., С.Ю. Яновой, В.Г. Павлюченко, В.Д. Роик. Усмаев Ш.В. выделяет сле­дующие принципы социального страхования: принцип личной ответственности, принцип солидарности, принцип организационного самоуправления, принцип всеобщ­ности, принцип обязательности (принудительности), принцип государственного регулирования [22, с. 223].

Важно выделить и основные принципы, на которых базируется обязательное социальное страхование:

- страховой механизм формирования финансовой основы социального страхования (страховые взносы в обязательном порядке уплачиваются за работника с момента начала его трудовой деятельности, аккумулируются в общем фонде и при наступлении страховых случаев из него делаются соответствующие выплаты);

- распространение на все трудящееся население/на всех застрахованных лиц;

- социальная солидарность (страховые выплаты тем, у кого наступил страховой случай, выплачиваются из аккумулированных страховых взносов, отсюда, идет перераспределение аккумулированных средств от трудоспособных - нетрудоспособным, здоровых - больным);

- государственные гарантии, ответственность за формирование и стабильное функционирование системы социального страхования;

- целевое использование средств [21, с. 63].

Система социального страхования включает четыре отрасли, управляемые тремя внебюджетными государственными фондами:


1) государственное социальное страхование (ФСС);

2) обязательное страхование от несчастных случаев (ФСС);

3) обязательное медицинское страхование (федеральный и территориальные фонды ОМС и ПФР);

4) обязательное пенсионное страхование (ПФР) [18, с. 66].

Социальное страхование можно классифицировать на обязательное и добровольное по следующим признакам:

  • установление и реализация социальных и страховых отношений;
  • степень централизации процессов осуществления, организации и кон­троля страхования [18, с. 67].

Обязательное социальное страхование включает:

  • централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;
  • децентрализованную форму обязательного социального страхования, ор­ганизованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами.

Добровольное социальное страхование состоит из:

  • корпоративной и коллективной формы личного социального страхования;
  • индивидуальной формы личного социального страхования.

Эти формы социального страхования имеют достаточно много общего: цель, принципы, объекты, страховые случаи [15, с. 11].

1.2. Функции социального страхования

Для рабочих и служащих главными функциями фонда ФСС представляется оплата временной нетрудоспособности, выплата пособий.

Наемные работники воспринимают Фонд как источник средств в определенных жизненных ситуациях. Но для того, чтобы средства расходовать, их вначале нужно получить.

Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия – часть средств от его капитализации [12, с. 262].

Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.

Основные функции фонда социального страхования РФ – аккумуляция средств и контроль за их расходованием. Собранные средства расходуются на выплату пособий застрахованным лицам, по той или иной причине временно нетрудоспособным, а также получившим инвалидность, или семьям умерших [13, с. 78].

При необходимости Фонд перераспределяет находящиеся в его распоряжении средства между отраслями и регионами.

Резервные, временно свободные деньги вкладываются в государственные ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью, то есть те, которые можно в любой момент быстро обменять на деньги. Небольшие проценты, которые начисляются по ценным бумагам, также поступают в распоряжение ФСС.