Файл: Современное состояние управления знаниями в компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо сохранения неявные знания должны активно распространяться среди сотрудников предприятия. Одним из наиболее распространенных в российских компаниях инструментов обмена является наставничество - техника прямой передачи неявных знаний от опытных сотрудников новичкам. Помимо существенного объема передаваемого опыта, у наставника есть возможность контролировать степень усвоения знаний молодым сотрудником, что также играет большую роль в успехе дальнейшего применения полученных умений и навыков.

Еще одним, привлекающим внимание нетривиальным инструментом сохранения и усвоения сотрудниками знаний является внедрение практики интеллект-карт, использование которых было описано М. Жельбом, заимствовавшим данную технику еще у Леонардо да Винчи. Данный инструмент предназначен для предоставления сотрудникам возможности реализовать потенциал своей интуиции за счет оперирования ментальными моделями. Подобные техники способствуют эффективному сохранению в памяти и дальнейшему применению имеющихся у работников неявных знаний в решении новых проблем или приложении к новым направлениям деятельности [29].

Важным организационно-культурным вопросом является привитие сотрудникам рефлексивного мышления. Коллисон и Парсел описывают в своих трудах такие инструменты как анализ предпринятых действий и анализ предшествующего опыта. Целью первой техники является предоставление сотрудникам возможности взглянуть на результаты проделанной работы в процессе решения той или иной проблемы. Точно так же это относится и к организационному обучению [30]. Таким образом, сотрудники могут проанализировать, на правильном ли пути они находятся и зафиксировать (задокументировать) имеющиеся результаты, что станет существенным подспорьем для их последователей [31].

Анализ предшествующего опыта, по аналогии с предыдущим инструментом подразумевает использование сотрудниками сохраненного опыта предыдущих решений. Стоит отметить, что для реализации подобных техник необходима развитая база знаний.

Одним из таких инструментов является создание специализированных экспертных групп. Истерби и Лилс предложили определенный порядок управления работой подобных объединений для достижения желаемых целей [32]. Так, данный подход подразумевает 4 последовательных шага, заключающихся в поиске ответов на вопросы:

  • Как определить необходимых экспертов, где их найти?
  • Как организовать взаимодействие этих людей?
  • Как сосредоточить группу экспертов на решении конкретной проблемы и обеспечить желаемые результаты?
  • Как сохранить (формализовать или задокументировать) полученные результаты?

Выводы по главе.

  1. Уровень применения имеющихся и создания новых знаний на российских промышленных предприятиях не позволяет обеспечить переход к инновационной модели развития и наравне конкурировать с развитыми странами. Доля инновационно-активных компаний не превышает 11 %, что ниже показателей передовых экономик в 4 раза. В связи с этим, российские промышленные компании отстают от развитых стран в производстве инновационной продукции более чем в 2 раза. При этом, темпы роста затрат на инновационную деятельность значительно превышают темпы увеличения производства инновационной продукции, что свидетельствует о низкой рентабельности инвестиций в разработку новых продуктов и решений.
  2. Существующие приоритеты в инвестиционной деятельности промышленных предприятий не способствуют повышению эффективности управления знаниями. Наиболее распространенным является приобретение готовых машин и оборудования, при этом существенно ниже находятся инвестиции в программное обеспечение, обучение и повышение квалификации сотрудников, научно-исследовательские и конструкторские работы, а обеспеченность персонала вычислительной техникой остается на низком уровне, не превышая 30 %, при этом скорость приобретения/обновления составляет только 10 % – что не способствует формированию необходимой для эффективного управления знаниями информационной инфраструктуры и существенно снижает потенциал разработки собственных конкурентоспособных решений, основанных на эффективном использовании корпоративных знаний и развитии человеческого капитала.
  3. Не смотря на осознание перспективности управления знаниями, важности развития компетенций сотрудников и информационной инфраструктуры, промышленные предприятия не занимаются внедрением специализированных систем и инструментов управления знаниями, что снижает потенциал экономического роста. В данном направлении развиваются только четверть от инновационно-активных компаний, при этом, финансовые вложения в распространение специализированных систем управления знаниями на промышленных предприятиях России не превышает 2–5% от совокупных инвестиций в технологические инновации.
  4. Развитие управления знаниями на предприятии происходит в трех ключевых направлениях: информационной инфраструктуры, организационной культуры и организационной структуры. В каждом из данных направлений существует множество применяемых практических инструментов, оказывающих влияние на различные процессы управления знаниями, внедрение которых в деятельность предприятия позволяет повысить эффективность управления знаниями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Знания являются ключевым ресурсом хозяйствующих субъектов в современных условиях ведения экономической деятельности. Таким образом процессы воспроизводства знаний, их актуализация и активное использование во всех областях деятельности предприятия обеспечивают максимально быстрое превращение результатов фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в инновационную продукцию и являются критическим фактором в разработке конкурентоспособных решений.

Управление знаниями представляет собой совокупность процессов поиска, накопления, хранения, приобретения, распространения, обмена, создания, использования и применения знаний, реализуемых в целях улучшения показателей деятельности, развития предприятия и достижения долгосрочных конкурентных преимуществ. Следовательно, руководство предприятия, должно прикладывать максимум усилий для формирования гибкой организационной структуры, создания необходимой информационной инфраструктуры, обеспечения условий развития культуры организации - способствующих наиболее эффективной реализации перечисленных процессов.

  1. Анализ актуального состояния управления знаниями на российских промышленных предприятиях позволил вывить ряд ключевых проблем:
  • Уровень применения имеющихся и создания новых знаний на российских промышленных предприятиях не позволяет обеспечить переход к инновационной модели развития и наравне конкурировать с развитыми странами. Доля инновационно-активных компаний не превышает 11 %, что ниже показателей передовых экономик в 4 раза. В связи с этим, российские промышленные компании отстают от развитых стран в производстве инновационной продукции более чем в 2 раза. При этом, темпы роста затрат на инновационную деятельность значительно превышают темпы увеличения производства инновационной продукции, что свидетельствует о низкой рентабельности инвестиций в разработку новых продуктов и решений.
  • Существующие приоритеты в инвестиционной деятельности промышленных предприятий не способствуют повышению эффективности управления знаниями. Наиболее распространенным является приобретение готовых машин и оборудования, при этом существенно ниже находятся инвестиции в программное обеспечение, обучение и повышение квалификации сотрудников, научно-исследовательские и конструкторские работы, а обеспеченность персонала вычислительной техникой остается на низком уровне, не превышая 30 %, при этом скорость приобретения/обновления составляет только 10 % – что не способствует формированию необходимой для эффективного управления знаниями информационной инфраструктуры и существенно снижает потенциал разработки собственных конкурентоспособных решений, основанных на эффективном использовании корпоративных знаний и развитии человеческого капитала.
  • Не смотря на осознание перспективности управления знаниями, важности развития компетенций сотрудников и информационной инфраструктуры, промышленные предприятия не занимаются внедрением специализированных систем и инструментов управления знаниями, что снижает потенциал экономического роста. В данном направлении развиваются только четверть от инновационно-активных компаний, при этом, финансовые вложения в распространение специализированных систем управления знаниями на промышленных предприятиях России не превышает 2–5% от совокупных инвестиций в технологические инновации.

  1. Развитие управления знаниями на предприятии происходит в трех ключевых направлениях: информационной инфраструктуры, организационной культуры и организационной структуры. В каждом из данных направлений существует множество применяемых практических инструментов, оказывающих влияние на различные процессы управления знаниями, внедрение которых в деятельность предприятия позволяет повысить эффективность управления знаниями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Сидоров М. Н., Шапкин И.Н. От сырьевой к инновационной экономике России / М.Н. Сидоров, И.Н. Шапкин // Власть. – 2008. - №3 – с. 38
  2. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. – Москва: - Гардарики. - 2016. – 383 с.
  3. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: The Power of Visual Storytelling / J. Lankow, J. Ritchie, R. Crooks. — Wiley. - 2012. — 264 p.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва: - Оникс-ЛИТ, - 2017. – 1376 с.
  5. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махлуп. – пер. с англ. – Москва: - Прогресс, - 1966. – 462 с.
  6. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. – пер. с англ. – Москва: - Прогресс, - 1985.
  7. Баранчеев В. П. Управление знаниями в инновационной сфере / В. П. Баранчеев. – Москва: - Благовест, - 2017. – 272 с.
  8. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи. – пер. с англ. – Москва: - Олимп-Бизнес, - 2003. – 384 с.
  9. Drucker P. Managing the non-profit organization: practices and principles / P. Drucker. – New York: - HarperCollins. - 1990.
  10. Мильнер Б. З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации / Б. З. Мильнер. – Москва: - Инфра-М. – 2015. - 177 с.
  11. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями. Руководство к действию / У. Букович, Р. Уильямс. – пер с англ. – Москва: - Инфра-М. - 2015. – 504 с.
  12. Румизен М. The Complete Idiot's Guide. Управление знаниями / М. Румизен. – пер. с англ. - Москва: - АСТ. - 2004. - 310 с.
  13. Davenport T. H. Saving IT's Soul: Human Centered Information Management / T. H. Davenport // Harvard Business Review, - March-April, 72 (2), – 1994. - pp. 119-131.
  14. Джанетто, К. Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / К. Джанетто, Э. Уиллер - пер. с англ. Е.М. Пестеревой – Москва: - Добрая книга, - 2015. – 192 с.
  15. Гапоненко А. Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т. М. Орлова. — Москва: - Эксмо, - 2018. — 400 c.
  16. Мариничева М. К. Управление знаниями на 100 %: Путеводитель для практиков / М. К. Мариничева. - Москва: - Альпина Бизнес Букс, - 2018. – 196 с.
  17. Голубкин В. Н., Календжян С. О., Клеева Л. П. Три подхода к управлению знаниями в ходе трансформации современной экономики / В. Н. Голубкин, С. О. Календжян, Л. П. Клеева. – Проблемы современной экономики. - №6. – 2006. – с. 1002-1113.
  18. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Москва: - Гардарики. - 2015.
  19. Веснин В.Р.. Менеджмент / В.Р. Веснин. - Москва: - Проспект. - 2015.
  20. Малясова М. М. Особенности организационных ценностей промышленных предприятий республики Мордовия / М. М. Малясова // Современные проблемы науки и образования. - №6. - 2013.
  21. Горшкова Л. А., Поплавская В.А., Поплавский Б.Н. Управление организационной культурой: опыт крупного промышленного предприятия / Л. А. Горшкова, В. А. Поплавская, Б. Н. Поплавский // Экономический анализ: теория и практика. - №21, - 2012. – с. 19-26.
  22. Репин В., Елиферов В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. Репин, В. Елиферов. – Москва: - «Манн, Иванов и Фербер». - 2015. – 543 с.
  23. Гусева И. Б., Далекин П. И., Ковырзина К. В. НИОКР на предприятиях ОПК: современные проблемы / И. Б. Гусева, П. И. Далекин, К. В. Ковырзина // Вестник ИЭ РАН. - №2. - 2016. – с. 100-114.
  24. Блинов А. О. Менеджмент организационных изменений на российских предприятиях [электронный ресурс] / А. О. Блинов // Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - [электронный научный журнал] – №4. - 2013. – Режим доступа: [http://www.vestnik-ku.ru] (дата обращения: 05.05.2018).
  25. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Сопротивление организационным изменениям как проблема организационного развития [электронный ресурс] / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова // Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - [электронный научный журнал] – №1. - 2015. – Режим доступа: [http://www.vestnik-ku.ru] (дата обращения: 05.05.2018).
  26. Рейтинг «Информационные технологии для промышленности -