Файл: Современное состояние управления знаниями в компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Защита научно-технических разработок и имеющихся знаний. Методы защиты научно-технических разработок подразделяются на формальные, в числе которых патентование, поддержание существующих патентов, регистрация товарных знаков и охрана авторских прав, а также неформальные методы, включающие обеспечение коммерческой тайны и секретности ноу-хау, усложнение проектируемых изделий и обеспечение существенного отрыва в сроках разработки от конкурентов.

На рисунке 5 показано, что среди формальных методов наиболее значимым для промышленных предприятий является регистрация товарных знаков. В меньшей степени распространены традиционное патентование, а наименьший уровень доверия у охраны авторских прав.

Рисунок 5 – Удельный вес организаций, оценивших отдельные методы защиты информации как основные, в общем числе компаний, осуществляющих технологические инновации.

Наиболее значимым методом защиты знаний предприятия является обеспечение коммерческой тайны. Также, в целях обеспечения сохранности и снижения вероятности утечки важной информации, компании высоко оценивают сокращение сроков разработки изделий для достижения отрыва от конкурентов.

По причине повсеместного распространения использования в рабочих целях возможностей сети Интернет, наиболее передовые и часто используемые методы защиты информации, применяемые на современных предприятиях, представляют собой средства шифрования, электронной подписи, ограничения доступа к ненадежным ресурсам, использования антивирусных программных продуктов и специализированного аппаратного обеспечения. Регулярно обновляемые антивирусные программы имеют наибольшее распространение среди перечисленных выше способов защиты (около 74% всех пердприятий).

Среди факторов, от которых напрямую зависит эффективность управления знаниями, достаточно высоким оказалось влияние низкого инновационного потенциала организаций и недостатка квалифицированного персонала – данные барьеры являются самыми значимыми из нефинансовых. Нехватка информации о рынках сбыта, новых технологиях, а также неразвитость кооперационных связей и инновационной инфраструктуры остаются наименее значительными ограничительными факторами в области осуществления технологических инновационной на промышленных предприятиях на всем протяжении рассматриваемого периода.

Актуальное состояние управления знаниями на российских промышленных предприятиях, с одной стороны, располагает их на стадии догоняющего развития и имеет большой потенциал. С другой – выявленные проблемы не так актуальны в свете существующих налоговых барьеров и финансовой неустойчивости предприятий, что подтверждается выявленными закономерностями.


2.2 Практические рекомендации по внедрению инструментария управления знаниями

Управление знаниями в настоящий момент обладает решающим значением в системе организационно-управленческих и экономических взаимодействий, осуществляемых в процессе деятельности предприятий. В современных экономических условиях, характеризующихся, в частности, переориентацией российской экономики на инновационную модель развития с сопутствующим ей снижением зависимости от сырьевого экспорта, усиливается роль экономических благ с высокой добавленной стоимостью, создание которых детерминируется качеством используемых знаний, которое, в свою очередь, определяется эффективностью применяемых методов управления этими знаниями.

Однако, как показали результаты проведенного в предыдущей главе анализа, применение современных инструментов менеджмента знаний пока не является обыденной практикой для российских промышленных предприятий, находящихся на данный момент на стадии экстенсивно догоняющего развития относительно развитых мировых экономик. Одной из основных причин относительного застоя организаций в данном направлении, на наш взгляд, является недостаточность информации о перспективных направлениях совершенствования, имеющих индивидуальный характер в каждом конкретном случае.

Текущая эффективность управления знаниями на предприятии таким образом становится своеобразной отправной точкой для реализации мероприятий направленных на его развитие, связанных с внедрением новых практик и инструментов.

Внедрение инструментов управления знаниями. Как отмечалось ранее, управление знаниями не может быть раскрыто исключительно через призму классического понимания менеджмента, как совокупности функций планирования, организации, мотивации и контроля, ввиду замкнутости на социальной составляющей. Предложенное в теоретической главе определение управления знаниями предполагает также повышение значения создаваемой инфраструктуры (в первую очередь основанной на применении информационных и коммуникационных технологий), призванной повысить отдачу от человеческого капитала предприятия, и являющейся в современных условиях одним из ключевых лимитирующих факторов в достижении долгосрочных конкурентных преимуществ.


Таким образом, говоря о развитии управления знаниями на предприятии, мы выделяем основные направления (рисунок 6):

Рисунок 6 – Направления развития управления знаниями на предприятии.

Далее рассмотрим подробнее возможное применение различных традиционных и специфических инструментов управления знаниями в рамках описанных перспектив применительно к повышению эффективности различных процессов управления знаниями.

Направление информационной инфраструктуры. Использование передовой вычислительной техники, многофункциональных программных средств и надежных коммуникационных систем позволяет создать в организации условия, способствующие наибольшей реализации человеческого потенциала. Компании сферы информационных технологий регулярно предлагают все более совершенные продукты. Так, на данный момент на рынке существует как программное обеспечение, позволяющее решать отдельные задачи, так и комплексные интегрируемые системы управления знаниями (СУЗ). Тем не менее, стоит отметить, несколько существенных недостатков предлагаемых СУЗ:

    • во-первых, это, зачастую, исключительно дорогостоящие решения;
    • во-вторых, чаще всего они плохо интегрируются в существующую информационную инфраструктуру предприятия, ввиду разрозненности в уже применяемых технологиях и программном обеспечении, о чем было сказано в аналитической главе;
    • в-третьих, предлагаемые системы часто предполагают полномасштабное переобучение сотрудников, влекущее серьезные простои в операционной деятельности.
    • В-четвертых, большинство подобных систем включают ограниченный перечень инструментов управления знаниями, что не позволяет обеспечить комплексную поддержку реализации его ключевых процессов.

В связи с перечисленными обстоятельствами, мы считаем, что наиболее благоприятным сценарием развития информационной инфраструктуры на промышленных предприятиях России, учитывая ряд характерных особенностей, описанных в третьем разделе теоретической главы, станет поэтапное точечное внедрение отдельных программных и коммуникационных решений, постепенно интегрируемых друг с другом и позволяющим обеспечить плавную адаптацию сотрудников предприятия, как основных субъектов исполнения составляющих управление знаниями процессов.

В то же время, анализ текущего состояния управления знаниями на промышленных предприятиях показал, что многие компании уже занимаются повсеместным внедрением различных информационных систем, которые, в частности, позволяют в какой-либо мере управлять знаниями. В то же время, остается открытым вопрос об эффективности применения данных систем. Разработанная нами методика оценки эффективности управления знаниями позволяет определить слабые процессы. Поэтому, далее мы рассмотрим потенциальное внедрение тех или иных программных решений, позволяющих ликвидировать обнаруженное отставание.


Наиболее популярными, и, в тоже время необходимыми из применяемых систем являются специализированные электронные базы знаний. Среди выполняемых ими функций первоочередной является хранение знаний, организация которого должна производится на основе адекватного построения архитектуры базы знаний, что с одной стороны позволит систематизировать хранимую информацию и знания, а с другой, обеспечить высокую скорость поиска предоставления доступа к необходимым материалам [38]. База знаний должна позволять хранить материалы разнообразного характера: от тривиальных текстовых документов и изображений, до аудио- и видеозаписей, реализованных программных решений, электронных протоколов выполненных при решении различных задач действий, хранимых в специализированных защищенных форматах.

Для эффективного обмена и распространения знаний практикуется использование электронного документооборота и автоматического обмена данными, активно использующимися на данный момент большинством промышленных компаний (на уровне 60 % от общего числа предприятий).

Помимо баз знаний широко распространены корпоративные интер- и интранет порталы. Данные ресурсы позволяют сотрудникам получать наиболее актуальную информацию о работе организации, получать доступ к корпоративным базам данных, принимать участие в создании виртуальных сообществ взаимодействия. Кроме того, подобные порталы позволяют сотрудникам участвовать в отрытом обсуждении различных рабочих задач и получать помощь от сотрудников, наиболее компетентных в тех или иных профессиональных областях [38].

В последнее время в наиболее передовых высокотехнологичных компаниях мира развивается применение корпоративных социальных сетей, являющихся наиболее перспективным средством организации коммуникаций между сотрудниками. В подобных системах применяется привычный многим пользователям интерфейс, схожий с популярной социальной сетью Фэйсбук (Facebook), что способствует скорейшей адаптации персонала к применению подобных коммуникационных средств в профессиональной деятельности.

Еще одним перспективным направлением развития корпоративной информационной инфраструктуры является внедрение систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management (CRM)), ставших крайне популярными в высокотехнологичных компаниях западных стран и фирмах сферы услуг, тем не менее, пока еще мало используемых на промышленных предприятиях (только 13,5 %, по результатам анализа, приведенного во второй главе исследования). Данные системы позволяют существенно усилить внешний обмен знаниями в направлении взаимодействия с клиентами, представляющими один из основных информационных ресурсов для генерации востребованных рынком решений и продуктов [35].


Ввиду растущей степени географического рассредоточения и увеличения объемов используемой информации актуальными становятся системы, позволяющие обеспечить доступ к функциям корпоративной системы управления знаниями из-за пределов оборудованного рабочего места. Для реализации подобного функционала применяются облачные сервисы и технологии. Однако, только крупные компании могут себе позволить подобные механизмы, ввиду высокой стоимости, обусловленной необходимостью обеспечения дополнительной защиты.

Направление организационной культуры. Формирование в организации условий, наилучшим образом мотивирующих сотрудников к реализации процессов управления знаниями является основой группы экологических подходов к данному направлению менеджмента. Среди инструментов, применяемых в рамках данной перспективы мы обнаруживаем множество организационно-управленческих механизмов и социально-психологических техник, направленных на стимулирование взаимодействия сотрудников в процессах обмена и распространения знаний, которые, в свою очередь, формируют базу для создания новых знаний и более продуктивного использования имеющихся [31].

Одной из наиболее популярных техник является «мозговой штурм», используемый преимущественно для интенсификации процессов обмена и создания знаний. Существует множество подходов к проведению мозгового штурма, направленных на достижение различных результатов. Наиболее распространенной считает базовый вариант, предполагающий генерацию группой участников множества желательно нетривиальных идей по решению той или иной проблемы, либо по выдвижению предложению по развитию или совершенствованию деятельности. Кроме того, существуют специфические подходы, существенно отличающиеся от базового варианта по предполагаемым результатам проведения.

Параллельное мышление – еще одна техника мозгового штурма, основанная на одновременном фокусировании участников на одной конкретной проблеме. Концепция предложена Де Боно в 1985 году, и является одной из наиболее популярных форм мозгового штурма [27]. Наибольшее распространение данная методика получила в рамках концепции Дизайн-мышления (design thinking).

Другим инструментом, ставшим результатом работы Де Лонга во Всемирном Банке, является активное применение видеозаписи. Цель заключалась в записи на видео сотрудников исследуемой организации, делившихся своими мыслями о работе в компании и ее деятельности в целом. Подобная техника позволяет сохранять некое наследие сотрудников для организации [28].