Файл: Мотивационные программы для сотрудников ресторана на примере ресторана Кимчи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала 

1.1 Понятие мотивации и стимулирования персонала; основные понятия и концепции мотивации труда 

2.1 Отличительные особенности систем мотивации персонала в организациях России от организаций других стран 

2.2 Стимулирование и мотивация персонала к труду в современных организациях

2.3 Анализ основных факторов мотивации труда персонала 

2.3 Диагностика профессиональных компетенций в процессе формирования профессионального имиджа сотрудников предприятия

3. Совершенствование системы мотивации персонала 

3.1 Зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала 

3.2 Мотивация как способ реализации стратегии компании 

3.3 Разработка рекомендаций по стимулированию и мотивации труда 

Заключение

Заключение

Список используемой литературы 

В 2004-2005 учебном году Консалтинговой компанией ООО "РЕГУЛ-КОНСАЛТ" был проведен ряд семинаров-тренингов по современным технологиям управления персоналом, центральной частью которых являются вопросы развития мотивации и совершенствования систем стимулирования персонала. Семинары были организованы на ряде крупнейших российских предприятий, как в Москве, так и в регионах [9, C. 65].

С сожалением следует отметить, что многие участники семинаров впервые для себя лично поняли разницу между понятиями «мотив» и «стимул», «мотивация» и «стимулирование».

Напомним, что мотивы - это внутренние побудители отдельного человека-работника (индивидуальные мотивы), группы людей (групповые мотивы) или коллектива (коллективные мотивы).

Понятия «мотивация» и «мотивирование» используются не только в смысле формирования индивидуальных, групповых и коллективных мотивов, но и обозначения процесса влияния стимулов на мотивы для получения требуемого уровня мотивированности.

В свою очередь, относительно отдельного работника, группы или коллектива стимулы выступают как внешние побудители в труде, деятельности и работе, которые ему адресует предприятие. А система стимулирования определяется и конструируется на предприятии исходя из его возможностей, целей и уровня профессионализма руководителей [9, C. 65].

Исходя из такого понимания мотивов и стимулов, а также соответственных систем мотивации и стимулирования, участники семинаров выходили на их различные соотношения в текущей практике управления предприятием.

Соотношение первое: чем больше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, чем сильнее ее действие, тем выше эффективность действия стимулов.

Это простое и вроде бы понятное, на первый взгляд, соотношение в отечественной практике управления предприятиями длительное время было лишено необходимого информационно-аналитического подкрепления по знанию мотивации своего персонала. Поэтому практика стимулирования на многих российских предприятиях базировалась и продолжает базироваться на неком внутреннем ощущении руководителями мотивации своего персонала.

Соотношение второе (или обратное): чем меньше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, тем слабее ее действие и тем ниже эффективность действия стимулов [9, C. 66].

Такое соотношение возникает по различным причинам, но главной среди них является, как отмечали участники семинаров, незнание мотивации, или отсутствие необходимой аналитической информации.


Используемые в рамках проведенных семинаров авторские методики по оценке систем стимулирования и обсуждение оценочной информации позволили выявить их типичные слабости, или «болезни».

Первая типичная слабость заключается в том, что руководители, как правило, рассматривают систему стимулирования в узком спектре стимулов, а работники – в более широком.

Руководители обычно относят к стимулам три классические группы.

-   Методы материального стимулирования - виды заработной платы, доплаты, надбавки, премии, компенсации, материальная помощь и (в акционерных обществах) дивиденды и корпоративные опционы.

-   Социальный пакет – оплата предприятием в том или ином процентном соотношении различных услуг и/или выполнение определенных социальных обязательств перед своими работниками.

-   Методы морального стимулирования, находящие выражение, в принципе, в различных средствах морального поощрения.

-   Работники рассматривают систему стимулирования в более широком спектре, добавляя к этому делению следующие группы.

-   Методы организационного стимулирования, для которых характерны изменения в организации труда: гибкий рабочий день или график; частичное выполнение работы дома (так называемая телеработа); участие в совещаниях, заседаниях «не отходя от рабочего места» и прочее.

-   Условия труда – санитарно-гигиенические, материально-технические, информационные, социально-бытовые, социально-психологические, условия социальной защиты, помощи, пространственные, эстетические, темпоритмические.

-   Стиль непосредственного руководителя, находящий выражение в проявлениях его индивидуальных особенностей [9, C. 67].

В данном отношении следует отметить следующую закономерность. Методы морального стимулирования являются наиболее доступными для руководителей, но их палитра в практическом использовании, как правило, довольно бедна. Это, как выяснилось, объясняется тремя причинами:

-   взгляд на стимулирование как на систему и процесс, имеющий преимущественно денежное выражение;

-   никто не учил и не учит руководителей организационным и социально-психологическим технологиям использования этих методов;

-   укоренившиеся представления, с одной стороны, о легкости и даже «советскости» этих методов (благодарность, ценный подарок, почетная грамота, фотография на Доске почета), а с другой – чрезмерная бюрократизация, например, процесса представления работников к награждению орденами, медалями, присвоению почетных званий.


Вторая типичная слабость системы стимулирования состоите том, что руководители рассматривают ее с чисто формальных позиций (то есть наличие прав по применению тех или иных методов), а подчиненные – как с формальных, так и с неформальных.

Работники предприятий делят методы стимулирования на следующие группы:

-   жесткие - зафиксированные (документами) в системе стимулирования и используемые в соответствии с установленными и утвержденными внутрикорпоративными правилами. К ним относятся методы первой, второй, третьей и четвертой групп;

-   полужесткие - частично зафиксированные и частично не зафиксированные (в зависимости от практики предприятия). В их состав работники включают частично методы из четвертой и пятой групп;

-   мягкие, которые во многом зависят от стилевых особенностей руководителя и уровня его профессионального мастерства (шестая группа). Мягкие методы работники увязывают со стилевыми особенностями руководителей, поскольку здесь имеется так называемое поле для гибкого маневра [9, C. 67].

По мнению работников предприятий, большинство руководителей тяготеют к использованию жестких методов. Хотя приводились примеры того, как некоторые высокопрофессиональные руководители расширяют арсенал методов стимулирования за счет полужестких и особенно мягких методов. Например, можно работнику объявить благодарность в приказе. Поскольку у руководителя подразделения нет такого права, он придерживается установленного порядка, то есть выходит с соответствующим ходатайством к руководителю предприятия. В результате бюрократическая машина закручивается, теряется время, и эффективность такого поощрения резко снижается. Но ведь благодарность можно объявить устно, перед коллективом подразделения, в ходе повседневного общения. То есть наряду с формальным вариантом метода имеются мягкие его разновидности, отличающиеся большей оперативностью и большим «откликом» (эффективностью).

И, наконец, третья типичная слабость систем стимулирования заключается в том, что они используются, как правило, без обратной связи.

Большинство работников предприятий (а среди них были и с большим стажем работы) впервые в жизни участвовали в тренинге, посвященном оценке той формальной (жесткой) системы стимулирования, которую на сегодняшний день имеет каждый из них на своем предприятии. Далее было предложено дополнить эту систему в соответствии с индивидуальной мотивацией, то есть «что бы я хотел(а) еще иметь среди формальных стимулов». И в результате список стимулов был серьезно дополнен [9, C. 68].


При этом на многих предприятиях не использовались и не используются какие-либо формы и методы оценки работниками системы стимулирования. То есть получается мотивационно-стимулирующий парадокс: работнику адресуется некий набор формальных стимулов, а как он их воспринимает и оценивает, никого не интересует. От работника ожидаются только результаты работы. Такое «стимулирующее равнодушие» - весьма характерная черта российской практики.

Таким образом, практической закономерностью в области мотивации и стимулирования работы персонала является наличие более широкого спектра внешних и внутренних мотивов, а также методов стимулирования, чем официально используется на предприятии. И это связано с индивидуальными особенностями как руководителей, так и подчиненных. Поэтому, как ни банально это звучит, знание индивидуальных особенностей каждого работника помогает лучше понять его мотивационное и стимулирующее поле, а также стратегии поведения, что, в свою очередь, помогает руководителю осуществлять правильную мотивационную политику. 

2.3 Анализ основных факторов мотивации труда персонала 

План организационно-технических мер для роста квалификационного уровня работников в кафе «Grill House» представлен в таблице 6.

Таблица 6

План организационно-технических мер для роста квалификационного уровня сотрудников кафе «Grill House»

Наименование

Сущность мер

Главные итоги

1

2

3

Развитие орг. структуры

Рационализация количества работников, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей.

Новейшая оптимальная орг. структура управления.

Новейшее штатное расписание.

Структура отбора работников

Утверждение необходимости в работниках.

Разработка показателей для отбора работников.

Положения о структурных звеньях управления, должностные функции.

Форма анкетирования для обеспечения первичных сведений о кандидатах.

Адаптация работников

Разработка норм поведения, содержащих в себе сведения о предприятии, образцах и культуре поведения.

Формирование справочника для работников.

Предложения по осуществлению процедуры внедрения новых работников.

Программа по утверждению работников

Обучение работников

Создание программ обучения для новых работников, руководства, стабильного кадрового состава, резерва на продвижение.

Разработка планов и положений обучения по аспектам.

Оценивание оптимальности обучения.

Оценивание итогов деятельности с сотрудниками

Создание положений деятельности работников.

Создание процессов аттестации работников.

Исследование осуществления стандартов.

Положение об осуществлении аттестации.

Бланки и способы аттестации.

Формы персональных отчетов.

Структура стимулирования

Осуществление опросов по аспектам отношений к своей деятельности.

Создание Положения о премиальных выплатах.

Итоги осуществленных опросов.

Способы стимулирования морального характера.

Фонд плановых премиальных выплат работников.

Увеличение сотрудничества

Процесс торжественного вознаграждения выдающихся работников.

Осуществление торжественных мер.

Материалы, содержащие информационный характер об итогах деятельности.


На данный момент большей вероятностью использования компьютерной техники и автоматизации должны обладать кадровые технологии оценивания, отбора, подбора, аттестации работников. Для обучения высокопрофессиональных работников в кафе «Grill House» реализуется «Программа подготовки, переподготовки и роста квалификационного уровня работников».

Цель программы – регулярное обогащение знаний и способностей, совершенствование отдельных умений и возможностей, формирование трудового потенциала, опираясь на потребности предприятия.

Важной установкой обучения выступает создание положительных факторов использования итогов обучения для увеличения рациональности выполнения работниками должностных функций, что приводит к должностным переводам, мотивации трудовой деятельности работников. Далее рассмотрим основные источники найма персонала кафе «Grill House» (см. Таблицу 7).

Таблица 7

Основные источники найма персонала кафе «Grill House»

Источники найма

Категории персонала

Руководители

Специалисты

Рабочие

Внутренние

+

Внешние

+

+

+

К отрицательным моментам можно отнести отсутствие внутренних источников набора в среде руководителей, что говорит об отсутствии перспектив роста для амбициозных сотрудников предприятия, и не дает основы для нематериальной мотивации работников кафе «Grill House».

В кафе «Grill House» используются 2 важнейшие модели подготовки кадров предприятия: обучение без отрыва от работы и практическая подготовка в организации; обучение с отрывом от основной деятельности в специальных профессионально-технических учебных организациях и центрах подготовки кадров.

Таблица 8

Анализ использования рабочего времени кафе «Grill House» за 2014-2016 гг.

Показатели

2014

2015

2016

Отклонение

Усл.обозначения

1

2

3

4

5

6

Среднесписочная численность, чел.

23

25

29

+6

ЧР

Уд. вес работников в общ. числ. раб.

0,86

0,86

0,86

-

Отработано всеми работниками:

Дней

130358

139409

143529

+4120

Д все

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Часов

1009489

1098723

1143320

+44597

Ч все

Отработано одним работником:

Дней

228

238

226

-12

Д1р

Часов

1768

1875

1798

-77

Ч1р

Продолжительность рабочего дня Ч/Д

7,7

7,9

8,0

+0,1

П

Фонд рабочего времени, час.

1009489

1098723

1143320

+44597

ФРВ