Файл: «Международный валютный фонд: цели, функции, особенности».pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты деятельности МВФ
1.2. Цели, задачи и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе
1.3. Функции Международного валютного фонда
2. Современное состояние деятельности органов управления МВФ
2.1. Характеристика органов управления МВФ
2.2. Направления деятельности МВФ
3. Совершенствование механизмов МВФ
3. Механизм финансирования системных (структурных) преобразований (цель – оказание финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ);
4. Механизм финансирования дополнительных резервов (в рамках этого механизма предоставляются средства государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» в области платежного баланса и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит выражение в стремительной утечке капиталов и давлении на международные резервы страны);
5. Чрезвычайные кредитные линии (МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, «бегства» капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны кредитуемых стран; спецификой нового механизма является его упреждающий характер: валютные средства страна сможет получить не после, а до того, как наступит кризис, - при появлении первых его признаков; условие получение кредита – проведение страной-заемщицей эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение ею «международно-признанных стандартов»).
«В рамках МВФ действуют также специальные системы кредитования, в том числе система компенсационного и чрезвычайного финансирования, система финансирования буферных запасов и система дополнительного резервного финансирования»[58].
«Система компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначена для стран-членов МВФ, которые столкнулись с временным сокращением поступлений от экспорта или несут чрезмерно большие расходы на закупку зерна по причинам, не зависящим от данной страны»[59].
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвергируемыми валютами. Вследствие этою МВФ. как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
«Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями»[60]. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). «В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено»[61]. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
Вывод
МВФ постоянно следит за финансовой и валютной политикой стран-членов и состоянием экономики во всем мире. С этой целью каждый год проводятся консультации с правительственными организациями относительно курсов валют. С другой стороны, государства-члены должны консультироваться с Фондом по макроэкономическим вопросам. Нуждающимся странам МВФ выдает кредиты, предлагая странам заемные средства, которые они могут использовать для самых разных целей.
Современная тенденция развития МВФ заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.
3. Совершенствование механизмов МВФ
В целях соответствия деятельности меняющимся потребностям мировой финансовой системы и мировой экономики, руководство Фонда постоянно стремится совершенствовать механизмы финансирования и инструменты кредитования, а также расширяет спектр оказываемых им услуг странам-членам. На первых фондах деятельность Фонда была направлена на восстановление и реконструкцию экономики капиталистических стран и функцию кредитора выполняли США. «В результате настойчивого требования развивающихся стран МВФ, начиная с 1957 года, был вынужден несколько увеличить сумму выдаваемых им кредитов»[62]. Этому изменению кредитной политики МВФ также содействовало предоставление дешевых кредитов развивающимся странам государствами социалистического лагеря. После крушения колониальной системы и образования новых государств, вступавших в МВФ, сложившаяся ситуация с предоставлением кредитов со временем способствовала углублению противоречий в рамках Фонда.
В первые послевоенные годы США принадлежало 60% официального мирового запаса золота. Так как разоренные войной страны стремились покупать товары в США, то справедливо возникал вопрос о «нехватке долларов». Страна, испытывающая трудности с финансированием текущих операций, для снятия напряженности в системе жестко фиксированных по отношению к доллару США курсов, могла обратиться к средствам МВФ.
3.1. Создание СДР
«Поскольку добыча золота была недостаточно ненадежным источником пополнения валютных резервов, то решение проблемы представлялось в создании нового международного резервного актива, который бы мог использоваться в дополнение к доллару США или золоту для хранения официальных резервов»[63].
В этой связи в целях погашения пассивного сальдо платежного баланса в периоды системных кризисов, МВФ в дополнение к существующим резервным активам создал новый – специальные права заимствования (СДР), которые являются международными счетными единицами и распределены между стран-членов МВФ пропорционально их квоте в Фонде.
«Попытка решений возникшей тогда проблемы имела первоочередной целью недопущение коллапса мировой валютной системы»[64]. Однако всего через несколько лет после введения СДР Бреттон-Вудская валютная система рухнула. Но, несмотря на уменьшение потребности в СДР, возможность предоставлять СДР для пополнения официальных резервов и осуществлять платежи в СДР позволила Фонду создавать новые механизмы финансирования и инструменты кредитования.
«Заключив постоянно действующие соглашения со странами-членами о дополнительном пополнении ресурсов во время систематических кризисов, Фонд в 1970-е гг. увеличил объем кредитования развивающимся странам, экономическое положение которых ухудшилось во время двух мировых нефтяных кризисов (развивающиеся страны-импортеры нефти в 1967-1976гг. получили 49,5% всех кредитов МВФ)»[65].
СДР разрабатывается путем итерационного рассмотрения целей и результатов проекта, критериев планирования/достижения функциональности, объема работ, реализации технических требований и других технических атрибутов. Верхние уровни СДР могут быть разработаны на ранней, концептуальной стадии проекта. Дальнейшая детализация СДР возможна, как только будет определен проект и подготовлены спецификации.
Основной процесс разработки СДР состоит из следующих шагов:
- Первый шаг – определение конечных результатов проекта – что должно быть произведено для обеспечения успешного завершения проекта. В качестве руководства рекомендуется проанализировать, рассмотреть документы, описывающие общий объем работ по проекту.
- Второй шаг – определение основных пакетов работ, необходимых для получения продукта проекта. «Часто такими основными пакетами работ являются результаты, необходимые для создания продукта проекта, но вместе с тем, сами по себе они не являются целями проекта (например, технические требования к разработке ИС)»[66].
- Третий шаг – определение степени детализации в соответствии с внутренней системой управления и единой системой контроля. Такие элементы обычно связаны с четким и раздельным определением отдельных результатов (продуктов) проекта.
- Четвертый шаг – анализ и усовершенствование СДР. Этот шаг повторяется до тех пор, пока все участники проекта не будут согласны, что планирование проекта может быть успешно завершено, и можно будет успешно управлять, контролировать и регулировать получаемые результаты.
3.2. Вторая серия поправок
Вторая серия поправок к Статьям Соглашения об МВФ (1976-1978гг.) определила основные принципы деятельности Ямайской валютной системы, сменившей Бреттон-Вудскую. Фонд выступил за демонетизацию золота и за ослабление его роли в мировой финансовой системе.
«В настоящее время Статьи Соглашения об МВФ ограничивают использование золота в операциях МВФ»[67]. Фонд может продавать и принимать золото в счет погашения обязательств страны члена перед МВФ по рыночным ценам. Однако Фонд не имеет права покупать золото и участвовать в таких операциях с золотом, как кредитование, аренда, свопы и использование золота в виде залога. Решение о проведении Фондом любой операции с золотом принимается 85% от общего числа голосов.
Представляется, что рассмотренные в работе причины отказа от золота в качестве основного резервного актива не позволят его возродить в качестве основной резервной валюты мира.
«Создание СДР содействовало укреплению и развитию международных валютно-финансовых и кредитных отношений»[68]. Однако эволюция мировой валютной системы после создания этих резервных активов способствовала устранению причин, которые вызвали в свое время их появление.
Вместе с тем функционирование СДР обеспечивает стабильность в мировой валютно-финансовой системе и позволяет развивающимся странам пользоваться дешевыми международными кредитами, поскольку уровень процентов по займам в СДР значительно ниже рыночных ставок.
3.3. Плавающий и твердый валютные курсы
Вопрос выбора режима валютного курса играет ключевую роль в программах МВФ, поскольку является одним из важнейших параметров, от которого зависят развитие экономики страны, ее место в мирохозяйственных связях и эффективность макроэкономического регулирования. «Согласно Второй серии поправок к Статьям Соглашения об МВФ страны-члены обязаны сотрудничать с Фондом и другими странами-членами в целях обеспечения поддержки валютных курсов»[69]. В соответствии со Статьей IV Соглашения об МВФ страна имеет право практиковать или плавающий или твердый валютный курс. Кроме того, допускаются промежуточные режимы, предполагающие изменение валютного курса в соответствии с индексом цен, управляемое «плавание», которое представлено в виде «валютного коридора». Около 70% стран-членов практикуют различные формы управления курсом валюты.
Различные варианты фиксированного курса сыграли положительную роль в стабилизации экономики ряда стран и способствовали усилению притока в эти страны прямых иностранных инвестиций.
«С введением системы плавающих валютных курсов МВФ увеличил свою возможность влиять на развитие международной валютно-финансовой системы»[70]. Вследствие того, что основным каналом и средством регулирования его воздействия на мирохозяйственные связи стали кредиты, выдаваемые под макроэкономические программы, Фонд стал более активно воздействовать на внутреннюю экономическую политику стран-членов, получателей его ресурсов, и определять направления развития мировой экономики в целом.
«С началом процессов реформирования в бывших социалистических странах МВФ в определенной степени сконцентрировался на оказании содействия странам с переходной экономикой»[71]. МВФ ввел временный кредитный механизм для облегчения интеграции стран с бывшей централизованно планируемой экономикой в мировую рыночную систему. В то же время в силу процессов глобализации мировой экономики Фонд учитывал интересы развитых и развивающихся стран.