Файл: Роль международного валютного фонда (МВФ) в регулировании международного финансового рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- финансовые,

- валютные,

- денежно-кредитные,

- структурные.

В этих консультациях участвуют сотни экономистов и других сотрудников МВФ.

Консультации проводятся в форме двустороннего диалога по вопросам политики с официальными органами страны, а не односторонних оценок МВФ.

Группа сотрудников МВФ с целью содействия в оценке экономической политики и направления развития страны, как правило, встречается с должностными лицами правительства и центрального банка, а также с другими заинтересованными сторонами, например:

- депутатами законодательных органов,

- представителями деловых кругов,

- гражданского общества,

- профсоюзов. [2, с. 192]

Сотрудники представляют свой доклад Исполнительному совету МВФ, обычно для обсуждения, после чего консультация завершается, и резюме заседания передается официальным органам страны.

В большинстве случаев при согласии государства-члена оценка Совета публикуется в виде пресс-релиза наряду с сопутствующими докладами персонала.

В 2016 году МВФ провел 117 проверок состояния экономики стран и консультаций в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ.

После мирового финансового кризиса в рамках надзора МВФ проводит также оценки финансового сектора стран, имеющих системно значимый финансовый сектор.

В 2017 году в своей Программе оценки финансового сектора, оценивающей стабильность финансовых систем стран, МВФ обратится к анализу некоторых из наиболее крупных и наиболее взаимосвязанных финансовых систем.

Оценки финансового сектора проводятся в ряде стран зоны евро впервые со времени реформ системы регулирования и надзора после кризиса, в частности создания Европейского банковского союза.

В 2010 году, после мирового финансового кризиса, Исполнительный совет МВФ принял решение о том, что крупнейшие 25 финансовых систем мира будут проходить обязательную финансовую проверку раз в пять лет.

Программа оценки финансового сектора в последний раз пересматривалась в 2015 году, когда этот список был расширен до 29 стран.

В 2017 году свои оценки финансовой стабильности в рамках Программы оценки финансового сектора завершат:

- Германия,

- Великобритания,

- Ирландия,

- Мексика,

- Россия,

- ряд других стран.

Началось проведение оценок по Китаю и Испании, которые завершатся в 2018 году. [15]

Во всех странах Программа оценки финансового сектора оценивает три основополагающих компонента финансовой стабильности:


1) Устойчивость банков и других финансовых организаций, в том числе посредством:

- стресс-тестов,

- анализа факторов системного риска;

2) Качество надзора за финансовой системой (с учетом макропруденциальной основы), включая:

- банковский сектор,

- страховой сектор,

- сектор ценных бумаг,

- другие подсектора, считающиеся системно значимыми,

3) Способность директивных органов и механизмов финансовой защиты:

- выдержать сильный финансовый стресс,

- эффективно реагировать на него.

Оценки финансового сектора имеют двойную главную цель:

- определить стабильность и устойчивость финансового сектора,

- проанализировать его потенциальный вклад в экономический рост и развитие. [6, с. 80]

МВФ варьирует структуру страновых оценок в целях анализа вопросов, представляющих особый интерес для каждой страны.

В своей аналитической работе в 2017 году группы сотрудников МВФ сосредоточатся на системных рисках, взаимосвязанности экономики и макропруденциальных мерах и политике для урегулирования кризисов.

Результаты Программы оценки финансового сектора также обеспечивают важную информацию для более широкого надзора МВФ за экономикой стран, известного как консультации в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ.

Надзор на многосторонней основе включает:

- мониторинг тенденций в глобальной экономике и экономике регионов,

- анализ вторичных эффектов политики государств-членов, влияющих на мировую экономику.

В рамках серии «Обзоры мировой экономики и финансов» МВФ дважды в год издает основные доклады по многостороннему надзору.

В докладе «Перспективы развития мировой экономики» приводится анализ состояния мировой экономики, рассматриваются наиболее насущные вопросы, такие как затяжной период волнений на мировых финансовых рынках и продолжающееся восстановление экономики после мирового финансового кризиса. В «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» приводятся последние оценки глобальных финансовых рынков и перспектив и отмечаются дисбалансы и факторы уязвимости, которые могут создавать риски для стабильности финансового рынка. В «Бюджетном вестнике» содержатся последние среднесрочные бюджетные прогнозы и оценки изменений в области государственных финансов. МВФ также публикует доклады «Перспективы развития региональной экономики» в серии «Обзоры мировой экономики и финансов». [13]

2. Кредитование.

Кредиты МВФ предназначены для оказания государствам-членам содействия в решении проблем платежного баланса, стабилизации экономики и восстановлении устойчивого экономического роста.


Эта роль по урегулированию кризисов занимает центральное место в кредитовании МВФ.

В то же время мировой финансовый кризис подчеркнул необходимость эффективных глобальных систем финансовой защиты, помогающих странам преодолевать неблагоприятные шоки.

Как следствие, одна из основных задач реформ кредитования в последнее время заключалась в том, чтобы дополнить традиционную роль МВФ по урегулированию кризисов дополнительными инструментами для предотвращения кризисов.

В отличие от банков развития, МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты – кредиты МВФ предоставляются странам, которые могут испытывать дефицит иностранной валюты, для того чтобы дать им время на улучшение мер экономической политики и восстановление роста без необходимости прибегать к действиям, приносящим ущерб их экономике или экономике других государств-членов.

В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования, ссужая средства по нельготным процентным ставкам и предоставляя кредиты более бедным странам на льготных условиях, при которых процентные ставки являются низкими, а в некоторых случаях – нулевыми. В 2016 году МФВ оказал помощь в размере 9,2 млрд. долларов США 16-ти странам и 1,2 млрд. долларов США в виде кредитов с нулевой процентной ставкой, предоставленных 13-ти развивающимся государствам-членам с низкими доходами. [15]

3. Развитие потенциала.

МВФ оказывает техническую помощь и предоставляет услуги по подготовке кадров должностным лицам в государствах-членах, называя это «развитием потенциала», с тем, чтобы помогать странам создавать прочные институты и развивать навыки разработки и реализации обоснованной макроэкономической и финансовой политики.

Развитие потенциала, которое тесно связано с деятельностью МВФ по надзору и реализацией программ МВФ, определяется спросом, быстро реагирует на потребности государств-членов и высоко ценится ими.

В ответ на потребности государств-членов и при активной поддержке со стороны внешних партнеров деятельность МВФ по технической помощи и подготовке кадров – развитие потенциала – в последние годы быстро расширялась. Развитие потенциала составляло более четверти административных расходов МВФ в 2016 году. Значительная часть этих расходов направлялась на техническую помощь, которая составляет 23%, а на долю подготовки кадров приходится 5%. В 2016 году МВФ выделил 256 млн. долларов США для предоставления экспертных рекомендаций и подготовки кадров.


Таким образом, международный валютный фонд (МВФ) был создан в 1944 г. в целях формирования основы для экономического сотрудничества, во избежание повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ – одной из причин Великой депрессии.

На верхнем уровне организационной структуры МВФ находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено двумя человеками. Административные функции и управление повседневной деятельностью МВФ возложены на Исполнительный совет. Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета.

К функциям МВФ относится:

- осуществление надзора за международной валютно-финансовой системой и ведение мониторинга экономической и финансовой политики его 189 государств-членов. В рамках процесса надзора, который осуществляется как на глобальном уровне, так и в отдельных странах, МВФ выделяет возможные риски для стабильности и представляет рекомендации о необходимых корректировках экономической политики;

- предоставление кредитов государствам-членам, испытывающим фактические или потенциальные проблемы платежного баланса, чтобы помочь им восстановить свои международные резервы, стабилизировать валюту, продолжать платить за импорт и восстановить условия для прочного экономического роста, устранив при этом основополагающие проблемы;

- помощь МВФ государствам-членам разрабатывать экономическую политику и вести свои финансовые дела более эффективно, укрепляя их человеческий и институциональный потенциал путем предоставления экспертных рекомендаций и подготовки кадров, которые МВФ называет развитием потенциала.

3. Деятельность международного валютного фонда по регулированию международного финансового рынка

В условиях, когда международное сообщество продолжает усваивать уроки мирового финансового кризиса и принимать соответствующие меры, МВФ приступил к работе по регулированию международного финансового рынка, направленной на углубление понимания проблем, стоящих перед международной валютной системой.

Этот процесс предусматривает проведение обзора, призванного выявить возникающие недостатки в этой системе и заложить основу для проведения реформ, которые могут:

- укрепить устойчивость,

- повысить долгосрочные темпы роста.

Работа по международной валютной системе также направлена на уточнение роли МВФ в центре мировой экономики на основе последнего обзора, проведенного в 2011 году.


Текущий обзор начался с ряда исследований, которые были опубликованы в марте 2016 года и призваны обогатить обсуждения вопросов политики в рамках МВФ и на других важнейших международных форумах, в том числе в Группе 20-ти.

Этот обзор обеспечит содержательный материал для различных проектов, включенных в программу работы МВФ, в том числе:

1) глобальная система финансовой защиты;

2) анализ потоков капитала;

3) величина МВФ;

4) роль СДР;

5) Пятнадцатый общий пересмотр квот. [15]

Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая в целом основана на его относительном положении в мировой экономике.

Взносы по квотам являются центральным компонентом финансовых ресурсов МВФ.

Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ и его число голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ.

Действующая формула расчета квот была принята в 2008 г. и имеет вид:

CQS = (0,5 * Y + 0,3 * O + 0,15 * V + 0,05 * R) * k, (1)

где CQS – расчетная доля квот;

Y – составной показатель ВВП, который образуется из ВВП, пересчитанного по рыночным обменным курсам, и ВВП, основанного на паритете покупательной способности (ППС) в среднем за трехлетний период. Веса ВВП на основе рыночной стоимости и по ППС равны, соответственно, 0,60 и 0,40;

O – средняя годовая сумма текущих платежей и текущих поступлений (связанных с товарами, услугами, доходом и трансфертами) за пятилетний период;

V – изменчивость текущих поступлений и чистых потоков капитала (измеряемая как стандартное отклонение от центрированного трехлетнего тренда за 13-летний период);

R – 12-месячная средняя величина официальных резервов за один год (иностранная валюта, авуары СДР, резервная позиция в Фонде и монетарное золото);

k – коэффициент сжатия 0,95. [11, с. 15]

Таким образом, действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение:

- ВВП (с весом 50%),

- открытости для мировой экономики (30%),

- экономической изменчивости (15%),

- международных резервов (5%).

Для этой цели ВВП измеряется как составной показатель ВВП:

- на основе рыночных обменных курсов (с весом 60%),

- на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40%).

Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.

Коэффициент сжатия применяется к долям квот без сжатия, масштаб которых затем изменяется таким образом, чтобы они в сумме составляли 100.