Файл: Роль международного валютного фонда (МВФ) в регулировании международного финансового рынка.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы международного финансового рынка
1.1. Понятие международного финансового рынка
1.2. Функции международного финансового рынка
2. Сущность международного валютного фонда
2.1. Понятие, цели и структура международного валютного фонда
Комплексный пересмотр формулы расчета квот был завершен в январе 2013 года, и был достигнут существенный прогресс в определении ключевых элементов, которые могли бы послужить основой для конечного соглашения о новой формуле расчета квот.
Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР) – учетной и расчетной единице МВФ.
Крупнейшим государством-членом являются США, квота которых по состоянию на 30 апреля 2016 года составляет 83 млрд. СДР (приблизительно 118 млрд. долларов США).
Самым небольшим государством-членом является Тувалу, квота которого составляет 2,5 млн. СДР (приблизительно 3,5 млн. долларов США).
Каждое государство-член обязано предоставить финансовые ресурсы, которые определяются на основе его квоты.
Взнос государства-члена по квоте определяет максимальную сумму финансовых ресурсов, которую государство-член обязано предоставить МВФ.
Государства-члены должны вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в МВФ: до 25% должно быть внесено в СДР или в валютах других государств-членов, указанных МВФ, а остальное – в собственной валюте государства-члена. [13]
Пересчет финансовых данных МВФ в доллары США является приблизительным и приводится для удобства.
На 30 апреля 2016 года обменный курс СДР к доллару США составлял 1 доллар США за 0,705552 СДР, а курс доллара США к СДР составлял 1 СДР = 1,41733 долл. США. [15]
С вступлением в силу в январе 2016 года четырнадцатого общего пересмотра квот и поправки относительно реформы Исполнительного совета МВФ приступил к проведению следующего пересмотра, который планируется завершить к октябрю 2017 года.
Работа Исполнительного совета по пятнадцатому пересмотру была отложена ввиду задержки вступления в силу пакета реформ квот и управления (известных как реформа 2010 года) в рамках четырнадцатого пересмотра.
Первого февраля 2016 года Исполнительный совет уведомил Совет управляющих о том, что поправка к Статьям соглашения о реформе Исполнительного совета вступила в силу 26 января 2016 года, благодаря чему повышения квот в рамках четырнадцатого пересмотра могут вступить в действие.
Поскольку на тот момент Исполнительный совет еще не сформировал определенного мнения относительно достаточности уровней квот в контексте пятнадцатого пересмотра, он предложил Совету управляющих продолжить пятнадцатый пересмотр.
Девятнадцатого февраля 2016 года Совет управляющих принял резолюцию, выражающую сожаление в связи с тем, что пятнадцатый пересмотр еще не был завершен, и призывающую Исполнительный совет работать ускоренными темпами над пятнадцатым общим пересмотром квот в соответствии с предыдущими договоренностями, чтобы завершить его к Ежегодным совещаниям 2017 года.
Таким образом, было решено, что работу для достижения широкого консенсуса относительно новой формулы расчета квот лучше проводить в рамках пятнадцатого пересмотра, а не отдельно.
Обзор международной валютной системы следует за многочисленными инициативами МВФ, которые были частью реформ, обусловленных кризисом, например:
- введение интегрированного надзора и укрепление надзора за финансовым сектором, которые призваны заострить внимание МВФ на проблемах риска и уязвимости;
- расширение работы по вторичным эффектам;
- пересмотр набора инструментов кредитования.
Но процесс оценки международной валютной системы требует, чтобы были учтены новые проблемы:
- как улучшить процесс глобализации в общих интересах всех участников мировой экономики,
- как решить проблемы, связанные с перебалансированием экономики Китая,
- как адаптироваться к снизившимся ценам на биржевые товары,
- как преодолеть различия в денежно-кредитных условиях между основными мировыми экономиками. [12, с. 95]
В частности, в условиях, когда мир преодолевает низкие темпы экономического роста, а страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны продолжают интегрировать и углублять финансовые рынки, необходимо управлять рисками и факторами уязвимости, возникающими из-за взаимозависимости и открытости.
МВФ находится в центре международной валютной системы, но в то же время МВФ – часть более широкой системы, включающей центральные банки и другие организации, устанавливающие стандарты.
Роль МВФ заключается в том, чтобы обеспечивать анализ и совместное понимание проблем: проведение реформ будет задачей государств-членов МВФ.
МВФ также вносит вклад в работу международной валютной системы, обеспечивая часть глобальной системы финансовой защиты, которая отвечает трем важнейшим требованиям:
- стимулировать проведение более взвешенной политики,
- финансировать осуществление корректировок достаточно высокими темпами,
- обеспечивать страхование для так называемых «невинных свидетелей», которые могут пострадать от нестабильности.
Другой уровень системы защиты – региональные механизмы финансирования, такие как Чиангмайская инициатива, и МВФ изыскивает пути более тесного взаимодействия с ними.
МВФ также проводит оценку международной валютной системы.
На первом этапе этой оценки подготовлен пакет аналитических материалов, который Исполнительный совет обсудил на неформальных совещаниях в марте 2016 года.
В первом исследовании «Укрепление международной валютной системы – оценка результатов» рассматриваются структурные сдвиги, которые объясняют необходимость продолжения укрепления системы.
В нем определяются возможные направления реформы, которые усилят работу по предотвращению кризисов и глобальные механизмы:
- адаптации,
- сотрудничества,
- обеспечения ликвидности. [10, с. 36]
В этом исследовании намечены три возможных области реформы:
- механизмы предотвращения кризисов и адаптации;
- правила и институты для расширения сотрудничества на глобальном уровне по вопросам и политике, сказывающимся на глобальной стабильности;
- необходимость создания более согласованной глобальной системы финансовой защиты.
Во втором исследовании «Соответствие глобальной системы финансовой защиты имеющимся потребностям» дается оценка сильных и слабых сторон, а также проблем системы мер, введенных для поддержки мировой экономики в периоды потрясений.
К ним относятся:
- международные резервы,
- договоренности о свопах центральных банков,
- региональные механизмы финансирования,
- ресурсы МВФ,
- рыночные инструменты.
В работе делается вывод, что глобальная система финансовой защиты сегодня гораздо шире и имеет больше слоев, чем раньше, и со временем она стала прочнее, в частности благодаря улучшениям основ деятельности МВФ по надзору и кредитованию.
Однако в исследовании также признается, что есть возможности для улучшения существующей структуры системы защиты для:
- повышения предсказуемости, надежности и быстроты действия механизмов страхования и финансирования на случай шоков,
- предоставления надлежащих стимулов для проведения странами обоснованной макроэкономической политики.
Спустя восемь лет после начала мирового финансового кризиса перспективы мировой экономики остаются неопределенными.
Рост остается вялым в большинстве стран с развитой экономикой и замедляется во многих странах с формирующимся рынком и развивающихся странах.
Помимо низких темпов роста, во многих случаях его результаты распределяются неравномерно, что может создавать дополнительные трудности, включая:
- ослабление поддержки реформ,
- уменьшение открытости стран для торговли и миграции. [2, с. 193]
Индексы финансовых рынков и цены на некоторые биржевые товары резко снизились в начале года, но к середине февраля начали восстанавливаться.
Однако ситуация стала более неопределенной после принятого на референдуме 23 июня 2016 года решения о выходе Великобритании из Европейского союза (так называемый «Брексит»).
Это стечение обстоятельств побудило МВФ немного понизить свой прогноз роста на 2016 и 2017 годы в июльском «Бюллетене Перспектив развития мировой экономики» 2016 года по сравнению с апрельским «Бюллетенем Перспектив развития мировой экономики».
В записке для совещания министров финансов и управляющих центральных банков Группы 20-ти в Китае в июле 2016 года МВФ указал несколько ключевых областей политики, в которых срочно требовалось принять меры для ограничения риска и оживления роста в краткосрочной и более длительной перспективе:
1. Снижение неопределенности, связанной с «Брексит» и его последствиями.
Принципиально важно обеспечить плавный и предсказуемый переход к новым отношениям между Великобританией и ЕС, в максимальной мере сохраняющим преимущества торговли.
Пока сохраняется неопределенность относительно итогов переговоров, директивным органам следует быть готовым принять решительные меры, если потрясения на финансовых рынках создадут угрозу для перспектив мировой экономики. [15]
2. Обеспечение действенной макроэкономической поддержки.
В случаях все еще недостаточного спроса необходим комплексный подход, с тем чтобы использовать синергетический эффект в политике путем сочетания структурных и балансовых реформ с продолжением:
- денежно-кредитной поддержки,
- ориентированных на экономический рост мер налогово-бюджетной политики (в том числе использования имеющихся бюджетных возможностей с опорой на прочные основы политики).
Усиление поддержки внутреннего спроса, особенно в странах-кредиторах, обладающих возможностями для проведения экономической политики, также помогло бы уменьшить внешние дисбалансы.
3. Преодоление чрезмерной задолженности.
Во многих странах с развитой экономикой оздоровление балансов остается необходимым условием для стимулирования инвестиций, ограничения уязвимости и улучшения передачи воздействия денежно-кредитной политики.
Решение проблемы корпоративной задолженности и других финансовых рисков также является важной задачей в ряде стран с формирующимся рынком и частью перехода Китая к новой модели роста.
В некоторых случаях для этого могут потребоваться ресурсы государственного сектора.
4. Повышение долгосрочного роста и расширение его охвата.
Группа 20-ти может сыграть в этом ведущую роль, поощряя активную реализацию стратегии роста Группы 20-ти и отдавая приоритет структурным реформам, оказывающим большое воздействие на рост в краткосрочной перспективе.
В докладе персонала, подготовленном к совещанию Группы 20-ти, были изложены приоритеты структурных реформ в странах группы.
5. Усиление многосторонних действий.
Возобновление активной торговой интеграции остается насущным условием повышения мирового роста, как и обеспечение широкого распределения выгод от торговли.
По-прежнему важно укреплять глобальные системы защиты, в том числе путем мониторинга геополитических вторичных эффектов, которые могут угрожать восстановлению мировой экономики. [15]
Таким образом, в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса МВФ играет важную роль в регулировании международного финансового рынка и работает в направлении углубления понимания проблем, стоящих перед международной валютной системой.
В рамках реформы международной валютной системы МВФ предполагает создать: более согласованную глобальную систему финансовой защиты; механизмы для предотвращения кризисов и адаптации; правила и институты для расширения сотрудничества на глобальном уровне.
МВФ указывает несколько ключевых областей политики, в которых срочно требуется принять меры для ограничения риска и оживления роста в краткосрочной и более длительной перспективе: снижение неопределенности, связанной с «Брексит» и его последствиями; обеспечение действенной макроэкономической поддержки; преодоление чрезмерной задолженности; повышение долгосрочного роста и расширение его охвата; усиление многосторонних действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования изучалась роль международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка, в том числе:
- исследованы теоретические основы международного финансового рынка;
- определена сущность международного валютного фонда;
- рассмотрена деятельность международного валютного фонда по регулированию международного финансового рынка.
Международный финансовый рынок – это форма движения международных финансов в определенных параметрах международных финансовых отношений и международной финансовой системы, который выполняет ряд общих и специальных функций. Международный валютный фонд был создан в целях формирования основы для экономического сотрудничества и также выполняет ряд функций.
В рамках реформы международной валютной системы международный валютный фонд предполагает создать: более согласованную глобальную систему финансовой защиты, механизмы для предотвращения кризисов и адаптации, правила и институты для расширения сотрудничества на глобальном уровне; он также указывает несколько ключевых областей политики, в которых срочно требуется принять меры для ограничения риска и оживления роста в краткосрочной и более длительной перспективе: снижение неопределенности, связанной с «Брексит» и его последствиями, обеспечение действенной макроэкономической поддержки, преодоление чрезмерной задолженности, повышение долгосрочного роста и расширение его охвата, усиление многосторонних действий.