Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Проблемы налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Принятие в России нового Налогового кодекса раскрыло цепь актуальных вопросов, требующих решить в ближайший период. Многие из них объединены с введением свежих ставок и льгот на доходы физических лиц. Существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным типом имеющиеся пороки законодательства.

Налоговая политика в нашей стране устремлена исключительно на помощь бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговый кодекс, на мою позицию, не убирают налоговую нагрузку с предприятий, а «облегчают» существование богатых граждан.

В рыночной экономике роль и значение налогов резко усиливаются. Налоговая система оказывает существенное влияние на экономику в целом. Он играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране.

Налоги в Российской Федерации оплачивают физические и юридические лица. Важнейшими видами налогов, обеспечивающими значительную долю поступлений в бюджет, являются: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы и подоходный налог с жителей.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основной системой налогообложения жителя. Налог на доходы физических лиц вмещается в пятерку крупнейших налогов, которые обеспечивают более 90% поступлений в федеральный бюджет России. За это платят десятки миллионов российских граждан - более половины всего жителя страны.

Налог с жителя является одним из экономических рычагов в руках государства, с которым ему часто приходится решать сложные задачи: обеспечивать достаточные зачисления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и, соответственно, структуру личного потребления и сбережений граждан; стимулировать наиболее рациональное использование полученных доходов; помочь наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение физических лиц очень разнообразно. Налогообложение личных доходов имеет большой потенциал для воздействия на величину реальных доходов населения, позволяет употреблять систему льгот, выбор объекта и налоговых ставок для стимулирования предпринимательской деятельности, обеспечения стабильных доходов бюджета за счет увеличения налоговых ставок по мере того, как граждане зарабатывают свои доходы. доходы. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется тем, что строгость индивидуального налога на доходы физических лиц во многом назначает уровень налогообложения и прочих налогов.


Подоходное налогообложение было наиболее распространенным после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и другими факторами.

Предметом исследования в работе является налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.

Целью данной работы является разработка мер по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

К задачам следует отнести следующие:

- раскрыть налог на доходы физических лиц в экономической системе общества;

- исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;

- выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц.

1 Теоретические основы налогообложения физических лиц

1.1 Экономическое содержание и основные элементы налогообложения доходов физических лиц

Конечной базой для расчета налоговых обязательств выдается совокупный годовой доход налогоплательщика, в который вводят все доходы, принятые данные физических лиц в течение налогового (финансового) года от источников, показанных в налоговом законодательстве. В совокупный годовой доход, как правило, включают наряду с заработной платой, доходами от предпринимательской деятельности иные выплаты и поступления: пособия, оплата натурой, компенсационные выплаты, а также полученные материальные и нематериальные выгоды [4, c. 50].

Налоги на доходы физических лиц чаще всего касаются к группе общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов, полагая во многих странах действуют разного рода добавочные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органов здешнего самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и т.д.) [4, c. 51 ].

При данном регламентации по взысканию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти (федерации, конфедерации). На общегосударственном уровне определяются предметы налогообложения, методика определения налогооблагаемого доходя, уровень общенациональных ставок, условия и размеры предоставляемых личных и особых вычетов и зачетов, всеобщие условия предоставления и получения налоговых льгот, сроки и ряд уплат налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут меняться едва лишь размеры ставок по основным налогам или надбавкам к общенациональным налогом на доходы. Кроме того, в отдельных странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц, однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также устанавливаются на общенациональном уровне. В федеральных и конфедеративных штатах может быть взиматься независимые налоги с доходов физических лиц или различные виды пособий могут применяться к национальному подоходному налогу. [4, c. 89].


Налоговый период для налога на доходы физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым (налоговым, налоговым) годом.

Почти во всех странах налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и убытки прошлых лет. В ряде стран допускается при наличии соответствующих обстоятельств, определенных законодательством, рассчитывать сумму налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Главные различия в расчете налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах охватывают в следующем:

- расчет общего годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности; имеются важные, а порой и принципиальные отличия в правилах определения источников дохода;

- структура дохода, включенного в общий годовой доход, отличается своей спецификой, часто не только в одной стране, но и на региональном (земельном, провинциальном, государственном) уровне. Последнее особенно типично для стран с федеративной и конфедеративной структурой. Для налогоплательщика особенности определения момента получения дохода также возможно иметь большое значение;

- имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого;

- наиболее разнообразный состав и характер налоговых льгот, вычетов и льгот, используемых при расчете суммы налогооблагаемого дохода, определении суммы налоговой заработной платы или окончательных обязательств налогоплательщика;

- имеются значительные различия как в системах построения шкалы налогообложения доходов, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок;

- правила налогообложения иностранных граждан, действующих в стране, а также система налогообложения граждан, которые длительное время работали за границей и получали доход из иностранных источников, охарактеризуются высоким разнообразием.

Правила, регулирующие использование иностранного налогового кредита для принятия инвестиционных решений физическим лицом, могут быть не менее значимыми, чем всеобщая величина налогообложения в этой иной стране.


Для каждого облика деятельности законом рекомендованы физические показатели. На любую единицу показателя определяется базовая доходность. На основе базовой нормы прибыли временный доход основывает с использованием системы увеличения или снижения коэффициентов - возможного валового дохода плательщика за вычетом потенциально нужных расходов. Взносы уплачиваются ежемесячно путем предоплаты в размере 100% от суммы налога за календарный месяц [8, c. 49].

Физические лица имеют право пользоваться налоговым вычетом, тем самым уменьшив сумму налогооблагаемого дохода. Налоговый кодекс предусматривает налоговые вычеты, которые позволяют возвратить часть налога, прежде уплаченную в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (например, имущественный вычет в связи с приобретением перемещение имущества, социальный налоговый вычет) [10, c. 29].

Основой для получения имущественного налогового вычета у налогового органа проявляет декларация по НДФЛ. В большинстве случаев помимо декларации в налоговый орган нужно препроводить удостоверяющие право на вычет документы. При этом, отдельные налоговые вычета можно приобрести как у работодателя, так и через налоговую инспекцию [18, c. 58].

1.2 Льгота, применяемые при налогообложение физических лиц

Налоговые льготы при налогообложении физических лиц даются в виде:

  • доходов, освобождаемых от обложения налогов;
  • налоговых вычетов (понижение базы налогообложения на назначенную сумму), в том числе:
  • стандартных налоговых вычетов;
  • общественных налоговых вычетов;
  • имущественных налоговых вычетов;
  • профессиональных налоговых вычетов;
  • избавления от уплаты налога в соответствии с международным договором РФ об устранении двойственного налогообложения [13, c. 85].

Избавляют от налогообложения вытекающие виды доходов физических лиц:

  • государственные пособия, за исключением временных пособий по нетрудоспособности (содержа пособие по уходу за больным ребенком), а также прочие выплаты и компенсации. Не облагаемые налогом пособия вводят пособия по безработице, пособия по беременности и родам;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
  • все виды компенсационных выплат, объединенных с :
    • компенсация за ущерб, причиненный травмой или иным ущербом для здоровья, вводя, например, сумму оплаты за добавочный отпуск, предоставленный гражданам, которые обрели или вытерпели лучевую болезнь или иные заболевания, а также инвалидам в результате чернобыльской аварии катастрофы;
    • бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующей денежной компенсации;
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств наряду этого довольствия;
    • оплата стоимости питания, спортивного инвентаря, парадной формы, полученных спортсменами и работниками физических, культурных и спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
    • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
    • гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на подъем профессионального уровня работников;
    • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (вводя переезд на работу в иную местность и возмещение командировочных расходов) [13, c. 86];
  • награды донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
  • алименты, получаемые налогоплательщиками;
  • суммы, полученные налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских наград за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средства массовой информации в списке наград, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также а также в виде премий, присуждаемых руководителями субъектов Российской Федерации за выдающиеся достижения в этих областях;
  • суммы, полученные налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских наград за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средства массовой информации в списке наград, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присуждаемых руководителями субъектов Российской Федерации за выдающиеся достижения в этих областях;
  • суммы единовременной материальной помощи, являемой:
    • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или иным чрезвычайным ситуацией в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;
    • налогоплательщики, являющиеся членами семей лиц, погибших в итоге стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, с целью компенсации материального ущерба, причиненного им или их здоровью, независимо от источника выплаты;
    • работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями);
    • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи;
    • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в итоге террористических актов на территории РФ, независимо от источников выплат;
    • работодателями работникам при рождении или усыновлении детей, в размере до 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
  • вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам за оказание ими содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, за оказание оперативно-розыскное дело;
  • суммы полной или частичной компенсации работодателями работникам и (или) членам их семей, а также бывшим работникам, вышедшим на пенсию, стоимости путевок, за исключением туристических, в находящиеся на территории России санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
  • суммы полной или частичной компенсированию (как работодателями, так и за счет бюджета) цене путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные организации;
  • суммы, уплачиваемые работодателями за лечение и медицинское обслуживание личных сотрудников, их супругов, родителей и детей, суммы, выплачиваемые общественными организациями инвалидов за лечение и медицинские услуги для инвалидов при договоре наличия документов, указывающих фактические затраты на лечение и медицинские услуги;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов или ординаторов;
  • суммы награды и иные суммы в иностранной валюте, принятые налогоплательщиками от государственных учреждений или организаций, финансируемых из федерального бюджета, направившего их на работу за границу;
  • доходы налогоплательщиков, полученные от продажи фермерских личных подсобных хозяйств, расположенных в Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в активном виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продуктов животноводство, растениеводство, цветоводство и пчеловодство как в естественном, так и в переработанном виде;
  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства;
  • доходы, получаемые от реализации для личных нужд заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных не древесных лесных ресурсов;
  • доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин небольших народов , занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и прочей продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты;
  • доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей;
  • отдельные доходы, принятые акционерами от акционерных обществ или прочих организаций;
  • призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами на Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх и прочих больших спортивных состязаниях;
  • суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, либо за их обучение указанным учреждениям;
  • суммы оплаты за инвалидов организациями или персональными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
  • доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы каких-нибудь на одного члена не превысят прожиточного минимума, от благотворительных фондов и религиозных организаций;
  • доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками (как резидентами, так и нерезидентами) по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
  • проценты по рублевым вкладам не превысят влияющие ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
  • установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
  • проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставка рефинансирования, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, прошло не более трех лет;
  • следующие доходы, не превышение 4 000 руб., обретенные за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
    • стоимость призов в денежной и натуральной форме, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления;
    • суммы материальной помощи, выражаемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
    • возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;
    • стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и иных мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);
    • суммы материальной помощи, выражаемой инвалидам общественными организациями инвалидов;
  • доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, изучающих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и прочих сумм, получаемых по месту службы, либо пункту прохождения военных сборов;
  • выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов за исключением вознаграждений и прочих выплат за выполнение трудовых обязанностей;
  • выплаты, производимые молодежными и детскими, организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;
  • выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций;
  • помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и прочих мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период;
  • средства материнского (семейного) капитала;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджета на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам);
  • суммы выплат на покупку и (или) постройку жилого помещения, данные за счет средств бюджетов;
  • суммы дохода от инвестирования, употребленные для приобретения (постройки) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
  • взносы на со финансирование формирования пенсионных накоплений;
  • взносы работодателя на дополнительное финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на любого работника, в пользу какого-либо уплачивались взносы работодателем [13, c. 89].

1.3 Основные налоговые вычеты

Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к какому-либо применяется текущая шкала подоходного налога. Облагаемый налогом доход по сравнению с общим годовым доходом всегда меньше суммы, разрешенной в соответствии с законом отчислений. Эти отчисления заключаются, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, разных видов индивидуальных, семейных отчислений, отчислений на детей, сумм фактически уплаченных взносов в разные виды социальных фондов и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет первостепенное значение. Большое количество экспертов запрашивают величину налогообложения в конкретной стране, основываясь не на сумме налоговых ставок, а на том, сколько налоговых вычетов позволено применять в предоставленной стране. [16, c. 326].

Наряду с налоговыми вычетами из общего дохода, применяется система налоговых льгот. Если для расчета налогооблагаемого дохода употребляется налоговый вычет, налоговый кредит уменьшает сумму налогооблагаемого дохода, уже полученного вследствие расчета, т.е. Это суммы, на которые налогоплательщик сможет уменьшить свои обязательства по налогу на прибыль [16, c. 201].

Помимо вычетов из совокупного дохода и вычетов по налогооблагаемому доходу, которые показывают универсальные, т. е. влияние которых распространяется на все категории налогоплательщиков, имеются специальные налоговые льготы. Дабы обрести право на эти льготы, вы обязаны удостоверить каждые специальные условия.

Ставки подоходного налога постоянно устанавливаются законом. Изменения ставок подоходного налога (а также ставок по прочим налогам) отвергают в течение всего налогового периода. Как правило, пересмотр прочих существенных условий налогообложения также невыполним. Во всех странах имеется категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, то есть льгот, которые могут принимать физические лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, то есть всем без исключения лицам, которые смогут удостоверить наличие особенных обстоятельств, указанных в законе [15, c. 54].

Во всех раскрученных странах ставки подоходного налога показывают прогрессивными и, как правило, созданы на сложной системе прогрессирования. Для большого количества развитых стран в последние десятилетия характерны следующие изменения ставок налога на прибыль: большое снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размера необлагаемого налогом минимума, индивидуальный и семейные отчисления. Поэтому можно говорить о появлении тенденции плавного перехода от прогрессивного к пропорциональному налогообложению доходов [15, c. 56].