Файл: Проблемы поступления НДС в федеральный бюджет и совершенствование методов его планирования.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты изучения налога на добавленную стоимость в налоговой политике государства
1.1.Налоговая политика государства и ее особенности
1.2.НДС в системе налогов и сборов
1.3.Налоговое планирование в системе налогообложения
2.Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ по НДС: текущее состояние и перспективы развития
2.1.Анализ особенностей налоговых поступлений в бюджет СССР
2.1.Анализ системы налогообложения в СССР
2.2.Анализ динамики налоговых поступлений от НДС в бюджет РФ
2.3.Проблемы налогового планирования НДС и пути их преодоления
6.изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
7.иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В отличие от других видов налогов, в НДС существует несколько видов ставок, которые отображены в таблице 1.
Таблица 1. Ставки НДС на товары
Ставка |
Виды товара |
0% |
1.по экспортируемым товарам; 2.по товарам, помещенным под режим свободной таможенной зоны; 3.при реализации услуг по сопровождению, транспортировке и погрузке экспортируемых товаров и тд. |
10% |
1) продовольственные товары: 2) товары для детей: 3) продукция средств массовой информации и книжная продукция |
18% |
Все остальные товары и услуги |
Нужно обратить внимание на тот факт, что НДС берется не со всей суммы процентов, а только с части, которая превышает ставку рефинансирования Банка России.
1.3.Налоговое планирование в системе налогообложения
Исследование сущности налогового прогнозирования и планирования вызвано необходимостью решения сложных задач для России в кризисных условий, которые характеризуются политической и экономической нестабильностью.
В современной сверхсложной ситуации возросло внимание ученых и практиков к проблемам налогового прогнозирования и планирования. Это подтверждают научные разработки с соответствующей проблематикой отечественных и зарубежных ученых: В. Гейца, В. Вишневского, Ю. Иванова, А. Крисоватого, А. Кириенко, И. Майбурова, Д. Черника, Т. Юткиной и др. В их трудах фундаментально обоснованы различные аспекты системы налогового планирования и прогнозирования как важной функции государственного налогового менеджмента. Однако, в настоящее время ученые не пришли к единому мнению в определении сущности налогового прогнозирования и планирования как процессов, происходящих на государственном и корпоративном уровне.
В современной теории налогового менеджмента налоговое планирование и налоговое прогнозирование рассматривается как единый процесс, в рамках которого на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений происходит оценка перспектив изменения налоговой базы, корректировка текущих управленческих решений, формирование комплекса мер, необходимых для реализации позитивных и блокирования негативных стратегических перспектив. [11]12
На уровне государства основной задачей налогового планирования и прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны. Налоговое планирование является важнейшим элементом процесса управления налогообложением на предприятии, так как от качества его осуществления напрямую зависит финансовое положение предприятия, как в текущем периоде, так и в отдаленной перспективе.
Практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий. Корпоративное налоговое планирование, то есть планирование на уровне предприятия, предполагает определение целевых установок: общие стратегические и тактические цели предприятия, а так же налоговую доктрину государства, утверждаемую высшим законодательным органом страны.
В настоящее время ученые не пришли к единому мнению о сущности налогового планирования в целом и, в том числе, государственного и корпоративного. Поэтому целесообразно рассматривать определение сущности государственного налогового планирования во взаимосвязи с определением сущности корпоративного налогового планирования.
В современной отечественной и зарубежной экономической литературе делаются попытки классифицировать системы налогового планирования в зависимости от вида систем налогового законодательства в той или другой стране, использования или неиспользования методов минимизации налогов.
Исходя из двух систем налогового права (англосаксонской и романо-германской) различают две системы налогового планирования.
В англосаксонской системе под налоговым планированием понимают такую организацию деятельности предприятия в сфере налогообложения, которая обеспечивает минимизацию на- логовых обязательств на определенный период без нарушения действующего законодательства.
В романо-германской системе налоговое планирование состоит в выборе различных вариантов осуществления деятельности предприятия и размещения его активов с целью достижения минимально возможного уровня налоговых обязательств.
В любом государстве для поддержания стабильной экономики и дальнейшего ее развития необходимо иметь эффективную, законодательно утвержденную налоговую систему, направленную, с одной стороны, на покрытие государственных расходов, а с другой - на стимулирование деловой активности субъектов хозяйственной деятельности. Эти задачи входят в сферу государственного налогового планирования, поскольку налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета любого государства, за счет которого финансируются расходы на функционирование социальной, экономической, оборонной и других сфер деятельности.
Подведем итоги по первой главе и сделаем выводы: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением налоговой политики государства и ее особенностями, исследован НДС в системе налогов и сборов, а также выяснена специфика налоговое планирование в системе налогообложения.
2.Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ по НДС: текущее состояние и перспективы развития
2.1.Анализ особенностей налоговых поступлений в бюджет СССР
2.1.Анализ системы налогообложения в СССР
Налоговая политика СССР в 1970-1990 годы имела свои специфические черты. Данное обстоятельство было обусловлено:
1.Нестабильной социально-политической ситуацией в обществе
2.Отставанием в промышленном развитии от мировых стран в послевоенные годы
3.Моделью развития экономики и тд.
В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.
Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги.
Рассмотрим показатели бюджета СССР в период с 1970 по 1990 годы. Данные отобразим в таблице 1.
Таблица 1. Показатели бюджета СССР в 1970-1990 годах в млрд.руб.
1970 год |
1975 год |
1985 год |
1990 год |
|
Доходы |
298,1 |
322,6 |
372,6 |
471,8 |
Расходы |
310,6 |
334,7 |
386,5 |
513,2 |
Как можно заметить из данных таблицы 1., бюджет СССР в рассматриваемый период был дефицитным. Исследуем показатели доходной части бюджета СССР подробно и выясним, какую часть в бюджете союза составляли налоговые доходы.
Таблица 2. Доходы бюджета СССР в 1970-1990 годы в млрд.руб.
1970 год |
1975 год |
1985 год |
1990 год |
|
Доходы |
298,1 |
322,6 |
372,6 |
471,8 |
Налог с оборота |
90.6 |
94.2 |
97.7 |
121.2 |
Платежи из прибыли с предприятий |
101.9 |
110.2 |
119,5 |
116 |
Подоходный налог |
2.4 |
2.5 |
2.5 |
6.4 |
Государственные займы населения |
1.3 |
1.4 |
1.4 |
7.5 |
Налог на холостяков |
1.45 |
1.45 |
1.5 |
1.6 |
Средства от страхования |
25 |
25.3 |
25.4 |
46.5 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
65.8 |
68.2 |
71.1 |
77.2 |
Налог с населения |
9.65 |
19.35 |
30 |
48.4 |
Налог с оборота, будучи второй (после прибыли) частью денежных накоплений предприятий, почти целиком аккумулировался государственным бюджетом
Отчисления предприятий органам социального страхования производились от себестоимости продукции в определенных нормах (в среднем 14%) к фонду заработной платы. Отчисления соцстраху занимали в бюджете по своему удельному весу третье место после прибыли и налога с оборота.
Доходы государственного бюджета от населения были представлены следующими видами поступлений:
1.подоходный налог с рабочих и служащих, который взимался по ставкам: 8 руб. 20 коп. с первой сотни рублей заработной платы и 13% со всей остальной суммы заработной платы;
2.сельхозналог, или налог с приусадебных участков, который взимался с одной сотой гектара по ставкам от 20 коп. до 2 руб. 50 коп. (дифференциация по республикам, краям, областям);
3.местные налоги и сборы, в которые входили налог со строений, земельная рента, сборы с владельцев транспортных средств и другие.
Итак, в 90-е годы отечественная налоговая система превратилась в мощный дестабилизирующий фактор развития отечественной экономики.
2.2.Анализ динамики налоговых поступлений от НДС в бюджет РФ
На основании данных Министерства финансов РФ, мы можем проанализировать и сделать определенные выводы о динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2016 гг
Таблица 3. Структура государственного бюджета РФ за 2013-2016 годы в млрд.руб
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Доходы бюджета |
13 019.9 |
14 496.9 |
13 659.2 |
13 460.0 |
Расходы бюджета |
13 342.9 |
14 831.6 |
15 620.3 |
16 416.4 |
Дефицит бюджета |
-323.0 |
-334.7 |
-1 961.0 |
-2 956.4 |
Как можно заметить из данных таблицы 3., за последние годы в бюджете РФ можно наблюдать образование дефицита государственного бюджета. Отмечается, что за последние два года дефицит бюджета существенно вырос. [12]13
Рис 2.1. Динамика дефицита бюджета РФ в млрд.руб
Основными показатели доходов бюджета являются нефтегазовые и ненефтегазовые доходы бюджета РФ. Рассмотрим более подробно доходную часть бюджета РФ. Данные отобразим в таблице 4.
Таблица 4.Структура доходной части бюджета РФ
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Нефтегазовые доходы |
6534 |
7433 |
5862 |
4844 |
Ненефтегазовые доходы |
6485 |
7063 |
7796 |
8616 |
Данные таблицы 4 наглядно показывают, что за последнее время в системе доходов бюджета, основная часть приходится на ненефтегазовые доходы. Причем можно заметить такую тенденцию, что вплоть до 2013 года, в системе доходов бюджета налоговые и неналоговые поступления находились примерно на одном уровне. [13]14
Исследуем более подробно динамику ненефтегазовых доходов. Начнем исследование с показателей НДС внутреннего, налога на прибыль и акцизами. Данные представим в таблице 5