Файл: Проблемы поступления НДС в федеральный бюджет и совершенствование методов его планирования.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты изучения налога на добавленную стоимость в налоговой политике государства
1.1.Налоговая политика государства и ее особенности
1.2.НДС в системе налогов и сборов
1.3.Налоговое планирование в системе налогообложения
2.Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ по НДС: текущее состояние и перспективы развития
2.1.Анализ особенностей налоговых поступлений в бюджет СССР
2.1.Анализ системы налогообложения в СССР
2.2.Анализ динамики налоговых поступлений от НДС в бюджет РФ
2.3.Проблемы налогового планирования НДС и пути их преодоления
Таблица 5 Динамика показателей НДС, налога на прибыль и акцизов в млрд.руб
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
НДС(внутренний) |
1868,2 |
2181 |
2448 |
2657 |
Налог на прибыль |
461 |
520,1 |
527,2 |
632 |
Акцизы |
352 |
411 |
491,4 |
491 |
Как можно заметить из данных таблицы 5, все показатели, которые были рассмотрены существенно выросли за исключением показателей акцизов. Данный показатель несущественно, но все же снизился.
Исследуем динамику доходной части бюджета РФ по показателям импортных доходов – НДС ввозимого, акцизы на ввозимые товары, акцизные пошлины и иные показатели. Данные представим в таблице 6.
Таблица 6. Динамика показателей доходов бюджета РФ, связанных с импортом
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
НДС на ввозимые товары |
1670 |
1750 |
1785 |
1913.6 |
Акцизы на ввозимые товары |
63 |
71.6 |
54 |
62 |
Пошлины |
683 |
652 |
565 |
563 |
Прочие |
1386 |
1475 |
1924 |
2295 |
Как можно заметить из данных таблицы 6., динамика доходов от НДС и прочих импортных статей доходов увеличивается, в то время как пошлины и акцизы на ввозимые товары снизились.
Наряду с увеличением доходной части бюджета РФ растет и расходная часть бюджета.
Рис 2.2.Динамика расходов бюджета РФ в млрд.руб
Если же рассматривать расходы бюджета РФ за анализируемый период более детально по основным статьям расходов, то в общем виде их можно отобразить в таблице 7.
Таблица 7. Статьи расходов бюджета РФ за 2013 -2016 годы в млрд.руб
Статья расходов |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Социальная политика |
3833 |
3452 |
4265 |
4588 |
Национальная оборона |
2103 |
2479 |
3181 |
3775 |
Национальная безопасность |
2061 |
2086 |
1956 |
1898 |
Национальная экономика |
1849 |
3062 |
2342 |
2302 |
Общегосударственные вопросы |
850 |
935 |
1117 |
1095 |
Образование |
672 |
638 |
610 |
597 |
Здравоохранение |
502 |
535 |
516 |
506 |
Межбюджетные трансферты |
668 |
816 |
682 |
672 |
ЖКХ |
177 |
119 |
144 |
72 |
Культура, кинематография |
94 |
97 |
89 |
87 |
СМИ |
77 |
74 |
82 |
76 |
Физкультура и спорт |
68 |
71 |
73 |
59 |
Охрана окружающей среды |
24 |
46 |
49 |
63 |
Данные таблицы 6 говорят о том, что в структуре расходов бюджета РФ за рассматриваемый период времени с 2013 по 2016 годы, наибольший удельный вес расходов приходится на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику[14]15
Исследовав бюджет РФ за рассматриваемый временной промежуток можно сказать о том, что он является дефицитным и государство вынужденно проводить заимствования для стабилизации экономики.
В условиях современной глобальной экономической нестабильности, в экономике РФ образовался государственный долг, для покрытия которого, государство прибегает к государственным заимствованиям.
Проведя структурный анализ внутреннего государственного долга РФ за 2010 - 2015 года, можно сделать вывод о том, что в основном государство выпускает облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД).
Таблица 8 Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ
Виды ценных бумаг |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
ОФЗ -ПД |
1830 |
2255 |
2688 |
2652 |
2710 |
ОФЗ -АД |
1079 |
1048 |
1045 |
1038 |
791 |
ОФЗ-ПК |
0 |
0 |
0 |
1002 |
1489 |
ГСО-ППС |
421 |
545 |
475 |
560 |
360 |
ГСО-ФПС |
132 |
132 |
132 |
132 |
132 |
По сравнению с 2012 годом, в 2016 он увеличился практически в 1,5 раза (1830,49 - 2710,35млрд руб.).
Рис 2.3.Динамика федерального займа РФ (ОФЗ-ПД) в млрд.руб
На втором месте облигации федерального займа с амортизацией долга в 2012г. их показатель бы равен 1079,58млрд руб., а к 2016г. снизился до 791,175млрд руб..
Рис 2.4.Динамика федерального займа РФ с амортизацией долга в млрд.руб
Далее идут государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой, наибольший их показатель был в 2015г. - 560,55млрд руб., а наименьший в 2016г. - 360,55млрд руб., государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой остаются неизменны в течение анализируемого периода (2012 - 2016гг.) и равен 132млрд руб. и облигации внутреннего облигационного займа тоже остаются неизменными и равны 90 млрд руб. [15]16
Рис 2.5..Динамика федеральных займов РФ в млрд руб.
По данным, которые предоставляет Министерство Финансов предельный уровень внутреннего государственного долга Российской Федерации в 2017 году не превысит 9 трлн рублей, а внешний - 55,1млрд долларов. Предельный объем размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) в 4 квартале 2016 г. – 70,0млрд руб.
Рис 2.6. Динамика внешнего долга России 2010-2015г в млрд.дол
Внешние заимствования государства производятся по средствам кредитов у иных государств. Динамика внешнего государственного долга отображена на рисунке 2.6.
Долговые обязательства, тем не менее, должны находиться под постоянным и пристальным контролем, и для погашения их необходимо тщательно проанализировать структуру госдолга. Рассмотрим, какие элементы задолженности образуют внешний государственный долг.
Рис 2.7.Структура внешнего государственного долга РФ
В структуре внешнего долга РФ основная часть приходится на заимствования перед членами Парижского клуба и государственные гарантии государства в иностранной валюте. НА данные показатели, приходится 71% и 23% соответственно.
2.3.Проблемы налогового планирования НДС и пути их преодоления
На сегодняшний день, в системе государственного бюджета РФ и бюджетно-налоговой политики в частности, можно выделить несколько проблем, к которым можно отнести:
1.Мировая финансовая нестабильность
2.Увеличение расходных статей бюджета, что приводит к образованию и развитию государственного долга[16]17
3.Экономические санкции Запада, которые затрагивают все отрасли национального хозяйства России и ведут к их дестабилизации и тд.
Несмотря на выше перечисленные проблемы, которые пагубно сказываются на экономике РФ, можно выделить и ряд негативных факторов, оказывающих воздействие на привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику. К ним принято относить:
1.мировая и экономическая нестабильность мирового пространства;
2.высокие риски и повышенные налоговые ставки;
3.сырьевая зависимость экономики РФ и слабое развитие наукоемкого производства;
4.проблемы в налоговом законодательстве и тд.
Данные проблемы можно назвать следствием того, что были введены экономические санкции против РФ.
Рассмотрим показатели долговой устойчивости РФ. Данные отобразим в таблице 9.
Таблица 9.Показатели долговой устойчивости РФ за период 2014-2016 годов
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отношение госдолга к ВВП в % |
11.3 |
14.2 |
13.6 |
Отношение госдолга к доходам в % |
58 |
71.4 |
80.2 |
Доля расходов на обслуживание госдолга |
2.7 |
2.8 |
3.3 |
Отношение расходов на обслуживание госдолга к доходам бюджета |
2.7 |
2.8 |
3.8 |
Отношение внешнего долга к объему экспорту |
10.9 |
16.7 |
17.2 |
Отношение расходов на обслуживание внешнего долга к объему экспорту |
0.48 |
0.55 |
0.76 |
Все показатели долговой устойчивости Российской Федерации находятся в безопасной зоне, и страна имеет уверенный запас долговой прочности. Однако нельзя не отметить сохраняющуюся динамику роста показателей долговой устойчивости Российской Федерации, что является негативным моментом и может пагубно отразиться на экономической безопасности страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Многие эксперты признают систему управления государственным займом РФ достаточно эффективной. Однако они также отмечают безусловное наличие определенных проблем, скопившихся в этой сфере за последние годы. Так, несмотря на значительный запас прочности по ряду параметров долговой устойчивости РФ, сильное опасение вызывают значительные темпы прироста государственного займа и расходов по его обслуживанию.
Объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
1.увеличение объемов налоговых доходов в бюджет РФ, который в условиях негативных мировых тенденций имеет серьезный дефицит;
2.создание и развитие новой модели налоговой системы, которая основана на условиях и требованиях рыночной экономики;
3.присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм и тд.
Все эти несомненные преимущества НДС на фоне бюджетного дефицита, отпуска цен и прогрессирующей инфляции стали убедительным аргументом в пользу введения налога.
Со временем становится очевидно, что ряд положительных черт НДС, таких как способность сдерживать инфляцию и нейтральность по отношению к производству, не так уж бесспорны. Влияние НДС на инфляцию не всегда однозначно. Увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. [17]18
Помимо этого, можно выделить ряд негативных моментов, среди которых:
1.Неоптимальность налоговых ставок по налогу на добавленную стоимость на различные виды товаров и услуг
2.Ложный экспорт товаров и услуг, которые облагаются налогом на добавленную стоимость
3.Переложение НДС на потребителя и его нейтральности по отношению к производству и тд.
Понижение ставки НДС теоретически должно снижать темпы роста издержек в отраслях, производящих конечную продукцию. За счет этого фактора можно ожидать снижение темпа роста базовой инфляции. По законам формальной логики снижение ставки косвенного налога должно вести к снижению цен, а повышение – к их росту. Однако в реальной экономике действуют иные закономерности, которые подтверждены российской и мировой практикой.
В качестве основных направлений реформирования налоговой системы РФ можно предложить:
1.Усовершенствовать налоговую систему РФ;
2.Стабилизация налогового законодательства и устранения пробелов в нем;
3.Установление пропорциональной системы налогообложения в зависимости от уровня доходов и тд. [18]19
Для государства не целесообразно повышать налоговою нагрузку для еще больших пополнений бюджета в ущерб населению, так как это может привести к развитию теневой экономики, а так же спровоцировать социальные напряжения.
Для того, чтобы развивать национальную экономику РФ, необходимо:
1.Снижать расходные статьи бюджета;
2.Активно поддерживать малые и средние предприятия;
3.Рационально проводить политику импортозамещения;
4.Развивать торгово-партнерские отношения со странами союзниками в условиях рынка и тд.
На сегодняшний день в РФ основная часть государственных заимствований направляется на обслуживание и погашение госдолга, что не только замедляет экономический рост, но и больше усугубляет долговую проблему. Особого внимания требует решение проблемы учета всех элементов государственного долга.