Файл: Проблемы поступления НДС в федеральный бюджет и совершенствование методов его планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что вопросами изучения налога на добавленную стоимость в РФ занимается множество ученых на сегодняшний день. Несмотря на многочисленные исследования в области налогообложения, данная тематика продолжает оставаться проблемным элементом в исследовании. Работа поможет дать ответы на многие спорные вопросы и предложить альтернативные пути решения проблем.

Налогообложение в РФ прошло достаточно долгий исторический путь развития, начиная от царских времен и заканчивая современным этапом.

На сегодняшний день, общая информация о системе налогов и сборов в Российской Федерации дается в гл. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Из нее можно выделить, что система налогов и сборов в РФ построена по территориальному принципу и включает в себя три уровня – федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне субъектов РФ) и местный (на уровне муниципальных образований). [1]2

Налог на добавленную стоимость является одним из системообразующих налогов и выполняет ключевые функции в процессе образования доходной части бюджета РФ.

Объектом исследования в работе выступает налог на добавленную стоимость. Предмет исследования – изучение особенностей налога на добавленную стоимость в РФ Целью данной работы является исследование текущего состояния и перспектив развития НДС в РФ.

Задачи работы:

1.Изучить налоговую политику государства и ее особенности;

2.Исследовать НДС в системе налогов и сборов;

3.Рассмотреть налоговое планирование в системе налогообложения;

4.Выяснить особенности налоговых поступлений в бюджет СССР;

5.Проанализировать динамику налоговых поступлений от НДС в бюджет РФ;

6.Выяснить проблемы налогового планирования НДС и предложить пути их преодоления.

В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и наглядным.

Научно-практическую основу работы составили нормативно-правовые акты, периодические издания, труда отечественных авторов по вопросам исследования особенностей налога на добавленную стоимость таких как Базилевич О.И., Дадашев А.З., Захарьин В.Р., Пансков В. Г. и тд.

Структура работы. Работа состоит из введения, содержащего в себе предмет, объект, цели и задачи работы, двух глав, отражающих специфику работы, заключения и списка использованной литературы.


1.Теоретические аспекты изучения налога на добавленную стоимость в налоговой политике государства

1.1.Налоговая политика государства и ее особенности

Налоговая политика  представляет собой составную часть социально-экономической политики государства, которая направлена на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Налоговая политика государства основана на соблюдении основных принципов налогообложения, к которым принято относить:

1.невозвратность;

2.однократность налогообложения;

3.стабильность и тд. [2]3

Структура налоговой политики любого государства включает в себя следующие основные элементы:

1.Уровни взимания налогов;

2.Виды налогов;

3.Ставки налогов;

4.Налоговые органы.

Налоговая политика функционирует на основе инструментов бюджетно-налоговой политике, к которым относят:

1.Государственные закупки

2.Налоги

3.Трансферты

По нашему мнению, налоговая политика не может являться управленческим процессом, поскольку обладает не столько вариативностью принимаемых решений, сколько собственной структуры на фундаментальном уровне

Налоговая политика, являющаяся совокупностью обоснованных, научных, экономически целесообразным правовых действий органов государственной власти, может обеспечить нужды производства и рост социального обогащения. [3]4

Первоначальным предписанием проведения налоговой политики обычно служит проведение полной, исчерпывающей оценки складывающиеся хозяйственно-экономических отношений, а также обеспечение правопорядка, путём взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей.

Основные направления налоговой политики государства должны исходить не только из главной их функции — наполнения государственной казны.


Налоговая политика в условиях развития мирового хозяйства, имеет различные виды исходя из классификационных признаков. Рассмотрим основные виды налоговой политики.

Виды налоговой политики

Рис 1.1.Виды налоговой политики

Из данных рисунка 1.1. можно заметить, что основными видами налоговой политики принято считать:

1.Стимулирующую;

2.Сдерживающую;

3.Дискреционную;

4.Автоматическую;

5.Смешанную. [4]5

Рассмотрим более подробно каждую из них и выясним ее специфику.

1.Стимулирующая налоговая политика государства направлена на поддержку и развитие экономики страны в условиях нестабильности мирового хозяйства и экономического спада. Основным вектором такой политики можно назвать совокупный спрос.

2.Сдерживающая налоговая политика государства оказывает влияние и непосредственное значение на совокупный спрос в условиях экономического подъема.

3.Дискреционная налоговая политика считается основанной на сознательном манипулировании государством налогами и расходами в условиях нестабильности рынка.

4.Автоматическая налоговая политика основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приспосабливают экономику страны к экономическим фазам и циклам.

5.Смешанная налоговая политика сочетает в себе использование основных направлений дискреционной и автоматической налоговых политик и является их симбиозом.

Таким образом, изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

1.2.НДС в системе налогов и сборов

По мнению многих современных отечественных и зарубежных ученых, налоги занимают особое место в формировании финансовых ресурсов в системе государственных финансов.

Зачастую, под налогами принято понимать денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды.

Принято выделять несколько основных признаков налога, которые схематично, отображены на рисунке 1.2.

Рис 1.2. Признаки налогов [3]

Как можно заметить из рисунка 1.2., к основным признакам налога принято относить следующие моменты:


1.Обязательность

2.Публичность

3.Платность

4.Возвратность и тд.

Различные подходы к комментированию термина налоги, указывают на масштабность воздействия налогов как в финансовой сфере страны, так и в развитии экономики и социальном благоустройстве, это может проявляться при помощи функций, выполняемых налогами. Если рассматривать налоги в качестве экономической категории то они имеют ряд функций, которые схематично отображены на рисунке 1.3.

Функции налогов

Рис 1.3. Функции налогов[4]

Как можно заметить из данных рисунка 1.3. к функциям налогов относятся:

1. Фискальная;

2. Регулирующая;

3. Распределительная;

4. Стимулирующая;

5. Контрольная; [5]6

6. Социальная.

Каждая функция преследует определённое назначение.

В общем, подводя итоги можно сказать о том, что налоги играют важную роль в бюджете любого государства.

Исследовав в первом параграфе функции и сущность налогов, перейдем к рассмотрению классификации налогов, так как в современных условиях развития экономики, насчитывается множество различных видов налогов. Схематично, общая классификация налогов отображена на рисунке 1.4. [6]7

Рис 1.4. Классификация налогов [6]

Как можно заметить из данных рисунка 1.4., налоги классифицируют по различным признакам:

1.Способ обложения – прямые и косвенные

2.По объекту налогообложения – имущественные, стоимостные и тд.

3.По уровню предоставления в бюджет – федеральные, региональные, местные[7]8

4.По уровню использования – общие и специальные.

Основную группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги рассматриваются, как налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги характеризуются, как налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. Здесь мы видим, что связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. [8]9

На практике применяются различные виды налоговых льгот:

1 кредиты имеющим детей (налоговый кредит на ребенка),

2. кредит по уходу за детьми или пожилыми иждивенцами, для бедных и пожилых людей или инвалидов (кредит для пожилых людей или инвалидов),


3.льготы для оплаты расходов на образование членов семьи (образовательные кредиты), для найма сотрудников в качестве получателей благосостояния, ветеранов и других членов группы с высоким уровнем безработицы.

В условиях финансовой глобализации обычно применяются налоговые льготы для иностранных инвесторов или предприятий, привлекающих иностранные инвестиции.

Правительство предоставляет налоговые льготы по определённым видам налогов, с учётом обеспечения эффективности деятельности данного хозяйствующего субъекта. Естественно, виды налогов, к которым применяются льготы, или применение льгот в виде снижения налоговых ставок устанавливаются со стороны государственных органов. Из практики видно, что эффективное функционирование налогов поддерживает бесперебойное функционирование налоговой системы страны, тем самым способствуя повышению рейтинга страны на мировом уровне, социально-экономическому развитию государства, а также улучшения жизни населения[9]10

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых распространенных и наиболее часто применяемых налогов не только в мировой, но и отечественной системе налогообложения.

Налог на добавленную стоимость представляет собой налог, который взимается с производителей по различным категориям и видам произведенной и реализованной продукции на рынке. [10]11

Многие ошибочно считают, что налог на добавленную стоимость взимается со всех видов произведенных и реализованных товаров. Однако, данный факт является ошибочным. Принято выделять определенные категории товаров, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К данной категории товаров и услуг относят:

1.осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2.передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3.передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4.передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;

5.передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;