Файл: Проблемы поступления НДС в федеральный бюджет и совершенствование методов его планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 5 Динамика показателей НДС, налога на прибыль и акцизов в млрд.руб

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

НДС(внутренний)

1868,2

2181

2448

2657

Налог на прибыль

461

520,1

527,2

632

Акцизы

352

411

491,4

491

Как можно заметить из данных таблицы 5, все показатели, которые были рассмотрены существенно выросли за исключением показателей акцизов. Данный показатель несущественно, но все же снизился.

Исследуем динамику доходной части бюджета РФ по показателям импортных доходов – НДС ввозимого, акцизы на ввозимые товары, акцизные пошлины и иные показатели. Данные представим в таблице 6.

Таблица 6. Динамика показателей доходов бюджета РФ, связанных с импортом

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

НДС на ввозимые товары

1670

1750

1785

1913.6

Акцизы на ввозимые товары

63

71.6

54

62

Пошлины

683

652

565

563

Прочие

1386

1475

1924

2295

Как можно заметить из данных таблицы 6., динамика доходов от НДС и прочих импортных статей доходов увеличивается, в то время как пошлины и акцизы на ввозимые товары снизились.

Наряду с увеличением доходной части бюджета РФ растет и расходная часть бюджета.

Рис 2.2.Динамика расходов бюджета РФ в млрд.руб

Если же рассматривать расходы бюджета РФ за анализируемый период более детально по основным статьям расходов, то в общем виде их можно отобразить в таблице 7.

Таблица 7. Статьи расходов бюджета РФ за 2013 -2016 годы в млрд.руб

Статья расходов

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Социальная политика

3833

3452

4265

4588

Национальная оборона

2103

2479

3181

3775

Национальная безопасность

2061

2086

1956

1898

Национальная экономика

1849

3062

2342

2302

Общегосударственные вопросы

850

935

1117

1095

Образование

672

638

610

597

Здравоохранение

502

535

516

506

Межбюджетные трансферты

668

816

682

672

ЖКХ

177

119

144

72

Культура, кинематография

94

97

89

87

СМИ

77

74

82

76

Физкультура и спорт

68

71

73

59

Охрана окружающей среды

24

46

49

63


Данные таблицы 6 говорят о том, что в структуре расходов бюджета РФ за рассматриваемый период времени с 2013 по 2016 годы, наибольший удельный вес расходов приходится на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику[14]15

Исследовав бюджет РФ за рассматриваемый временной промежуток можно сказать о том, что он является дефицитным и государство вынужденно проводить заимствования для стабилизации экономики.

В условиях современной глобальной экономической нестабильности, в экономике РФ образовался государственный долг, для покрытия которого, государство прибегает к государственным заимствованиям.

Проведя структурный анализ внутреннего государственного долга РФ за 2010 - 2015 года, можно сделать вывод о том, что в основном государство выпускает облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД).

Таблица 8 Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ

Виды ценных бумаг

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

ОФЗ -ПД

1830

2255

2688

2652

2710

ОФЗ -АД

1079

1048

1045

1038

791

ОФЗ-ПК

0

0

0

1002

1489

ГСО-ППС

421

545

475

560

360

ГСО-ФПС

132

132

132

132

132

По сравнению с 2012 годом, в 2016 он увеличился практически в 1,5 раза (1830,49 - 2710,35млрд руб.).

Рис 2.3.Динамика федерального займа РФ (ОФЗ-ПД) в млрд.руб

На втором месте облигации федерального займа с амортизацией долга в 2012г. их показатель бы равен 1079,58млрд руб., а к 2016г. снизился до 791,175млрд руб..

Рис 2.4.Динамика федерального займа РФ с амортизацией долга в млрд.руб

Далее идут государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой, наибольший их показатель был в 2015г. - 560,55млрд руб., а наименьший в 2016г. - 360,55млрд руб., государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой остаются неизменны в течение анализируемого периода (2012 - 2016гг.) и равен 132млрд руб. и облигации внутреннего облигационного займа тоже остаются неизменными и равны 90 млрд руб. [15]16


Рис 2.5..Динамика федеральных займов РФ в млрд руб.

По данным, которые предоставляет Министерство Финансов предельный уровень внутреннего государственного долга Российской Федерации в 2017 году не превысит 9 трлн рублей, а внешний - 55,1млрд долларов. Предельный объем размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) в 4 квартале 2016 г. – 70,0млрд руб.

Рис 2.6. Динамика внешнего долга России 2010-2015г в млрд.дол

Внешние заимствования государства производятся по средствам кредитов у иных государств. Динамика внешнего государственного долга отображена на рисунке 2.6.

Долговые обязательства, тем не менее, должны находиться под постоянным и пристальным контролем, и для погашения их необходимо тщательно проанализировать структуру госдолга. Рассмотрим, какие элементы задолженности образуют внешний государственный долг.

Рис 2.7.Структура внешнего государственного долга РФ

В структуре внешнего долга РФ основная часть приходится на заимствования перед членами Парижского клуба и государственные гарантии государства в иностранной валюте. НА данные показатели, приходится 71% и 23% соответственно.

2.3.Проблемы налогового планирования НДС и пути их преодоления

На сегодняшний день, в системе государственного бюджета РФ и бюджетно-налоговой политики в частности, можно выделить несколько проблем, к которым можно отнести:

1.Мировая финансовая нестабильность

2.Увеличение расходных статей бюджета, что приводит к образованию и развитию государственного долга[16]17

3.Экономические санкции Запада, которые затрагивают все отрасли национального хозяйства России и ведут к их дестабилизации и тд.

Несмотря на выше перечисленные проблемы, которые пагубно сказываются на экономике РФ, можно выделить и ряд негативных факторов, оказывающих воздействие на привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику. К ним принято относить:

1.мировая и экономическая нестабильность мирового пространства;

2.высокие риски и повышенные налоговые ставки;

3.сырьевая зависимость экономики РФ и слабое развитие наукоемкого производства;

4.проблемы в налоговом законодательстве и тд.


Данные проблемы можно назвать следствием того, что были введены экономические санкции против РФ.

Рассмотрим показатели долговой устойчивости РФ. Данные отобразим в таблице 9.

Таблица 9.Показатели долговой устойчивости РФ за период 2014-2016 годов

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Отношение госдолга к ВВП в %

11.3

14.2

13.6

Отношение госдолга к доходам в %

58

71.4

80.2

Доля расходов на обслуживание госдолга

2.7

2.8

3.3

Отношение расходов на обслуживание госдолга к доходам бюджета

2.7

2.8

3.8

Отношение

внешнего долга

к объему

экспорту

10.9

16.7

17.2

Отношение

расходов на

обслуживание

внешнего долга

к объему

экспорту

0.48

0.55

0.76

Все показатели долговой устойчивости Российской Федерации находятся в безопасной зоне, и страна имеет уверенный запас долговой прочности. Однако нельзя не отметить сохраняющуюся динамику роста показателей долговой устойчивости Российской Федерации, что является негативным моментом и может пагубно отразиться на экономической безопасности страны в средне- и долгосрочной перспективе.

Многие эксперты признают систему управления государственным займом РФ достаточно эффективной. Однако они также отмечают безусловное наличие определенных проблем, скопившихся в этой сфере за последние годы. Так, несмотря на значительный запас прочности по ряду параметров долговой устойчивости РФ, сильное опасение вызывают значительные темпы прироста государственного займа и расходов по его обслуживанию.

Объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

1.увеличение объемов налоговых доходов в бюджет РФ, который в условиях негативных мировых тенденций имеет серьезный дефицит;

2.создание и развитие новой модели налоговой системы, которая основана на условиях и требованиях рыночной экономики;

3.присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм и тд.


Все эти несомненные преимущества НДС на фоне бюджетного дефицита, отпуска цен и прогрессирующей инфляции стали убедительным аргументом в пользу введения налога.

Со временем становится очевидно, что ряд положительных черт НДС, таких как способность сдерживать инфляцию и нейтральность по отношению к производству, не так уж бесспорны. Влияние НДС на инфляцию не всегда однозначно. Увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. [17]18

Помимо этого, можно выделить ряд негативных моментов, среди которых:

1.Неоптимальность налоговых ставок по налогу на добавленную стоимость на различные виды товаров и услуг

2.Ложный экспорт товаров и услуг, которые облагаются налогом на добавленную стоимость

3.Переложение НДС на потребителя и его нейтральности по отношению к производству и тд.

Понижение ставки НДС теоретически должно снижать темпы роста издержек в отраслях, производящих конечную продукцию. За счет этого фактора можно ожидать снижение темпа роста базовой инфляции. По законам формальной логики снижение ставки косвенного налога должно вести к снижению цен, а повышение – к их росту. Однако в реальной экономике действуют иные закономерности, которые подтверждены российской и мировой практикой.

В качестве основных направлений реформирования налоговой системы РФ можно предложить:

1.Усовершенствовать налоговую систему РФ;

2.Стабилизация налогового законодательства и устранения пробелов в нем;

3.Установление пропорциональной системы налогообложения в зависимости от уровня доходов и тд. [18]19

Для государства не целесообразно повышать налоговою нагрузку для еще больших пополнений бюджета в ущерб населению, так как это может привести к развитию теневой экономики, а так же спровоцировать социальные напряжения.

Для того, чтобы развивать национальную экономику РФ, необходимо:

1.Снижать расходные статьи бюджета;

2.Активно поддерживать малые и средние предприятия;

3.Рационально проводить политику импортозамещения;

4.Развивать торгово-партнерские отношения со странами союзниками в условиях рынка и тд.

На сегодняшний день в РФ основная часть государственных заимствований направляется на обслуживание и погашение госдолга, что не только замедляет экономический рост, но и больше усугубляет долговую проблему. Особого внимания требует решение проблемы учета всех элементов государственного долга.