Файл: Бюджетный дефицит и методы его финансирования (оценка уровня бюджетного дефицита в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 849

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Важнейшую роль при формировании и развитии экономической структуры общества играет государственное регулирование, которое проводится в рамках выбранной экономической политики. Один из определяющих механизмов, которые позволяет государству осуществлять экономическое регулирование является финансовый механизм – финансовая система общества, а главное звено в нем – государственный бюджет. Однако государственный бюджет часто сталкивает с проблемами, такими как бюджетная задолженность или же бюджетный дефицит.

Сейчас трудно представить себе государство, финансово-экономические рычаги которого работают идеально и без перебоев. Мировой опыт показывает, что на данный момент мало государств, в который оптимально решена проблема бюджетного дефицита. К таким странам можно отнести Германию, Японию, Швейцарию. Даже США имеют серьезный дефицит государственного бюджета, который иногда мог достигать 1,41 трлн. долл., что составляет почти 10 % ВВП. [25,c. 106]

Оптимального решения такой проблемы как «поступления – расходы – дефицит» в мире просто не существует и во многих развитых странах это непрерывный политико-экономический процесс. Это и делает проблему дефицита государственного бюджета одной из самых актуальных проблем современной экономики. [24]

Данная проблема является актуальной и в Росси, поскольку бюджет в нашей стране является дефицитным и по итогам 2016 года составил 2,6 % ВВП.

Вопросы, связанные с исследование дефицита бюджета достаточно подробно рассмотрены в трудах зарубежных ученых Р. Дорнбуш, К.Р. Макконнелла, Я. Корнай, С.Л. Брю, П. Самуэльсона, Фишера, Р. Шмалензи и т.д.

Российские ученые рассматривали проблемы влияния дефицита и профицита бюджета на экономическое развитие. Эти вопросы отражены в работах Г.И. Болдыревой, М.И. Богелеповой, Г.Я. Сокольникова, М.М. Сперанского, С.Ю. Витте, М.И. Фридмана, С.Э. Пекарского, В.Л. Перламутрова и т.д.

Тем не менее, в современной экономической литературе не в полной мере представлены работы, связанные с комплексным исследованием бюджетного механизма, с его формированием и исполнением, а также с возможными путями преодоления дефицита бюджета. Так же недостаточно рассмотренными являются проблемы оценки влияния бюджетного дефицита на состав и параметры бюджетного потенциала.

Отсутствие разработок по вопросу причин, социально – экономических последствий, ограничениях бюджетного дефицита приводит к некоторым проблемам при проведении эффективной экономической политики государства и может привести к различным кризисам.


Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе финансирования бюджетного дефицита.

Предмет исследования – бюджетный дефицит в РФ .

Цель исследования – изучить бюджетный дефицит и методы его покрытия.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения;

- выявить виды бюджетного дефицита;

- рассмотреть финансирование дефицита бюджета;

- проанализировать дефицит бюджета в России в 2013-2016 г.;

- рассмотреть проблему урегулирования дефицита бюджета в Оренбургской области;

- выявить основные проблемы управления бюджетным дефицитом и пути его снижения.

В процессе написания работы были использованы статьи как российских и зарубежных журналов по вопросам бюджетного дефицита, сбалансированности бюджета, бюджетной политики в России и мировой экономике в целом; монографии; статистические данные Министерства Финансов РФ, Росстата; некоторые законодательные акты Российской Федерации и другие источники.

Методологическую основу исследования составляет, прежде всего, общенаучный метод, включающий в себя измерение, сравнение, анализ, синтез, а также классификация.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические аспекты решения проблемы несбалансированности бюджета

1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

Как и всякий баланс, государственный бюджет предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако часто складывается такая ситуация, что поступления и расходы бюджета не совпадают. Превышение доходов бюджета над его расходами образует профицит бюджета, а превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит. [2,c. 69]

В условиях рыночной экономики достаточно трудно обеспечить равновесие бюджета. Страны с развитой рыночной экономикой признают объективность дефицита бюджета и принимают принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита. В связи этим дефицит бюджета следует рассматривать и изучать как объективную экономическую категорию, уделяя внимание законам ее развития.


Бюджетный дефицит – это прежде всего финансовая категория, которая вытекает из государственного бюджета и является индикатором его состояния. Доходы не могут покрыть расходы, возникает отрицательное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит – система экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [2,c. 71]

С таким финансовым явлением неизбежно сталкивались все страны мира. Конечно же, на первый взгляд кажется, что дефицит бюджета – негативное явление для государства. Ведь его покрытие может привести либо к росту государственной задолженности, либо к росту инфляции. Но с другой стороны, бюджетный дефицит нельзя однозначно отнести к только негативному явлению, т.к. он может отличаться по качеству, по своей природе, может быть связан с необходимостью вложения государством денежных средств в развитие экономики. А это значит, что дефицитный бюджет возник из-за стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. [2,c. 25]

Бюджет без сальдо, т.е. полностью сбалансированный бюджет на практике, скорее всего, не осуществим и возможен только теоретически. Но конечно же, каждое государство стремится, чтоб доходы бюджета были равны расходам. Нормальный дефицит бюджета – дефицит, примерно соответствующий уровню инфляции в стране.

Взгляды ученых на вопрос дефицита бюджета на разных исторических этапах периодически менялись. До 1930-х гг. господствовала идея о том, что должна существовать бездефицитность и постоянное равновесие доходов и расходов [3, с. 328] Франческо Нитти – итальянский политики, государственный деятель утверждал: «Какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом». Схожую мысль высказывал и российский министр финансов С.Ю. Витте: «Бюджетное равновесие представляет основную цель, преследуемую при составлении государственной росписи». Превышение расходов над доходами рассматривалось как негативное явление.

Расходятся мнения экономистов и по вопросу роли и значения бюджетного дефицита.

Сторонники бюджетного дефицита утверждают, что это не является негативным явлением, поскольку все расходы совершаются на территории данной страны и способствуют росту благосостояния. Дефицит бюджета – это увеличение доходов организаций и населения, а это ведет к росту покупательной способности, производительности труда, к расширению национального продукта и как следствие, рост налоговых поступлений в бюджет. [4,c. 26]


Противники бюджетного дефицита утверждают, что превышение расходов над доходами в текущем периоде приводит к необходимости более высоких налогов в будущем периоде, а для покрытия могут использоваться неэффективные методы, что только ухудшит экономическую ситуацию в государстве.

Противники ежегодно балансируемого бюджета считали, что такая политика приводит к углублению колебаний экономического цикла, вызывает ускорение инфляции, поскольку правительство при этом не использует налоговые инструменты для стабилизации экономики [3, c/329]

Причины возникновения дефицита бюджета:

- необходимость развития экономики путем крупных государственных вложений. В этом случае дефицит бюджета сигнализирует не о кризисных явлениях в обществе, а о государственном регулировании экономики. Еще Джон Кейнс говорил о возможности присутствия опережающего роста государственных расходов над доходами для развития экономики, для обеспечения полной занятости. Действительно, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных вложений в реализацию государственных программ, направленных на развитие экономики, ее структурной перестройки. А это в будущем может привести росту реального ВВП, к росту национального дохода и уровня жизни населения. [6,c. 82] И в данном случае дефицит бюджета выступает как способ государственного регулирования экономики и называется сознательным;

- чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия. Такие явления трудно, а иногда и невозможно предусмотреть и их восстановление требует значительных финансовых вложений;

- следствие кризисных явлений в экономике, которые сопровождаются развалом финансовой системы государства, развалом кредитной системы, неспособностью правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране [10, с.131]. Ликвидация такого дефицита бюджета требует, как и финансово-экономических мер, так и политических. Такие ситуации возникают тогда, когда государство коренным образом меняет цели, функции, задачи.

- ограничение финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы. Возникает в случае сознательного сокращения налогов для стимулирования субъектов хозяйствования или же из-за низкой собираемости доходов; [5]

- низкая эффективность государственного финансового управления. Возникает в случае неправильных принятых решений Правительством или Министерством Финансов, что приводит к росту бюджетного дефицита.

Но однозначно назвать главную причину дефицита бюджета достаточно сложно, ведь для разных государств на разных этапах развития любая причина может стать основной. Но тем не менее всякое увеличение расходов, не подкрепленное увеличением доходов, приводит к нарушению равновесия бюджета и приводит к его дефициту, но с другой — причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. [5]


Важнейший фактор, влияющий на дефицит бюджета – это колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Мировой опыт показывает, что во времена депрессии, когда ВВП низок, бюджет является дефицитным и, напротив, в периоды подъема наблюдается профицит бюджета. Причина этому – изменения, происходящие в доходной и расходной части государственного бюджета. В периоды спада снижается поступление налогов в бюджет из-за сокращения базы налогообложения и возрастают государственные расходы. Государство увеличивает расходы по социальной защите населения, пособия по безработице, увеличиваются трансферты тем отраслям, которые производят товары и оказывают услуги населению и т.д.

Мировая практика показывает, что в развитой экономике дефицит составляет 2-3 % от ВВП или 8-10 % от расходной части бюджета. Если эти показатели превышаются, то это свидетельствует о кризисе в экономике, неспособности правительства контролировать финансовую ситуацию [22].

Иногда дефицит бюджета может оправдываться тем, что заимствованные средства для его покрытия направляются в производство, в реальный сектор экономики и доходы от этого вложения через некоторое время позволят расплатиться с долгами. Но как показывает практика, это не всегда возможно, особенно в странах с переходной экономикой, включая и Россию.

Большинство из перечисленных причин, приводящих к дефициту, даже в перспективе могут и не дать отдачи в виде возможных источников погашения задолженности, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только некоторые из них позволяют надеяться на увеличение эффективности в отдельных отраслях экономики и увеличении возможных источников для покрытия дефицита. По этому поводу следует заметить, что в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Поэтому определить, в какую сферу будут направлены средства, которые должны быть использованы на погашение дефицита бюджета, и будут ли они вообще направлены в материальную сферу производства, достаточно трудно. Именно поэтому мы и не может с уверенностью сказать, что расходы, которые привели к дефициту, принесут нам отдачу. Если предположить, что эти расходы будут иметь место ежегодно, то необходимо признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита – увеличение государственного долга и инфляции. [5]