Файл: Бюджетный дефицит и методы его финансирования (оценка уровня бюджетного дефицита в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 850

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обратимся к динамике государственного долга РФ [28] (табл. 4).

Таблица 4 – Объем внешнего долга РФ.1

В млрд. долл. США

Дата

Объем внешнего долга

На 01.01.2011

488,5

На 01.01.2012

538,9

На 01.01.2013

636,4

На 01.01.2014

728,9

На 01.07.2014

732, 8

На 01.01.2015

599,0

На 01.01.2016

515, 8

За последние два года внешний долг нашей страны сократился более, чем на 200 млрд. долл. Экономисты утверждают, что это было самое стремительное сокращение за всю историю современной России. [15]

На протяжении 12 лет внешний долг активно увеличивался, его пик пришелся на июль 2014 года и составил 732, 8 млрд. долл. Но в течении последних двух лет началась обратная тенденция, несмотря на ухудшение ситуации в экономике и ослабление рубля. Главная причина такого снижения кроется, пожалуй, в западных санкциях, которые отрезали российские компании от внешних рынков капитала. Если бы не эти экономические меры, долг Российской Федерации скорее всего продолжал бы расти.

Политика в области государственного долга на ближайшую перспективу будет направлена на решение важнейших задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и недопущение роста расходов на обслуживание государственного долга. Кроме того, планируется возврат к практике ежегодного привлечения средств на международном рынке капитала в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса и текущей рыночной конъюнктуры [18].

Объем государственных заимствований (разница между объемом привлеченных средств и объемом средств, направляемых на погашение долговых обязательств) в 2016 году должен превысить размер дефицита государственного бюджета в 1,1 раза, а в 2017 году - в 1,3 раза [21]. Для того, чтобы погасить долг по государственным займам в 2015 году было использовано 52 % привлекаемых заемных средств, в 2016 году планируется использовать 42,8 % привлекаемых средств [21].Объем платежей на погашение и обслуживание государственного долга в % к общему объему заимствований в 2015 году составил 104,1 %, в 2016 году планируется 99,7 %, в 2017 году – 90,5 % [21].

Ненефтегазовый дефицит (разница между расходами и доходами, кроме нефтегазовых) бюджета в 2015 году составил примерно 8148, 0 млрд .руб., что составило 10,5 % ВВП. В 2014 году планировался нефтегазовый дефицит в размере 7186,8 млрд. руб. По прогнозам 2016 году он увеличится до 8508 млрд. руб., что составит 10,2 % ВВП, а в 2017 году - 8 748,8 млрд. рублей (9,7 % ВВП) [21] (табл. 5).


Таблица 5 – Ненефтегазовый дефицит в 2015 – 2017 годах и использование дополнительных нефтегазовых доходов, в млрд. руб.

2015 год

оценка

2016 год

Закон 384-ФЗ

2017 год

Закон 384-ФЗ

Нефтегазовые доходы

7 717,2

8 032,0

8 207,9

Ненефтегазовые доходы

7 365,1

7 763,5

8 339,9

Расходы

15 513,1

16 271,8

17 088,7

Дефицит/профицит

-430,7

-476,3

-540,9

Ненефтегазовый дефицит

-8 148,0

-8 508,3

-8 748,8

% к ВВП

-10,5

-10,2

-9,7

Использование дополнительных нефтегазовых доходов на

замещение заимствований

344,3

355,8

359,7

перечисление в Резервный фонд

-

-

-

Как следует из таблицы, анализ динамики объема ненефтегазового дефицита относительно ВВП показывает его снижение на 0,8 процентного пункта с 10,5 % ВВП в 2015 году до 9,7 % ВВП в 2017 году [21].

384-ФЗ устанавливает использование в 2015-2017 годах нефтегазовых доходов для финансирования государственных займов РФ для сокращения объема заимствований.

Таким образом, государственной бюджет Российской Федерации на настоящий момент является дефицитным и не сбалансированным, но бюджетная политика на 2015-2017 года направлена на снижения дефицита и стабилизацию экономики в целом. Проблемы, существующие в экономике нашей страны, не являются неразрешимыми. Необходимо правильно планировать и использовать государственный бюджет не только для решения проблем, но и для поддержания стабильной экономики, дальнейшего ее развития. [17]

И так, рассмотрев состояние дефицита бюджета в целом по России, перейдем к анализу бюджетного дефицита по Оренбургской области.

2.3 Проблема управления бюджетным дефицитом и его снижение

Существование дефицита бюджета приводит к необходимости постоянного поиска путей его преодоления, а в идеале и сбалансированности доходов и расходов. Государство может применять самые разнообразные меры, но их конечная цель – это создание условий, для роста доходов и сокращения расходов [7].


К важнейшим элементам совершенствования системы управления расходами бюджета Российской Федерации является модернизация механизма управления путем реализации следующих мероприятий:

- оптимизация организационной структуры управления расходами бюджета. Это означает, что необходимо, с одной стороны, ограничить число участников данного процесса, а с другой – формирование у этих участников стимулов к повышению эффективности управления расходами бюджета [11, с. 45.];

- развитие системы планирования расходов. Необходимо повысить обоснованность, обеспечить конкретность и максимальную четкость при постановке целей и задач, которые определяют расходы бюджета [4, с.46];

- регулярный мониторинг использования бюджетных средств, а также оценка эффективности расходов бюджета [8,с. 76].

В том случае, если было принято решение об утверждении бюджета с дефицитом, то возможно использование следующих рекомендаций:

- проведение эффективной политики по обслуживанию государственного долга;

- поддержание дефицита бюджета на уровне, не превышающем уровень инвестиций в основной капитал за счет средств государственного бюджета;

- формирование прогнозных показателей о состоянии доходов и расходов только на основе реальных данных;

- использование привлеченных денежных средств преимущественно для целевых государственных программ, которые направлены на экономическое развитие [7].

Система управления бюджетным дефицитом отражает направленность государственной бюджетной политики, в значительной степени определяет инвестиционную привлекательность государства. Министерство Финансов Российской Федерации или другой уполномоченный орган при реализации бюджетной политики зачастую сталкивается с проблемой выбора между социальной и финансовой стабильностью государства. Это выражается в привлечении дополнительного финансирования социальных программ при дефицитном бюджете, или в сокращении расходов для снижения долговой нагрузки и принудительного балансирования доходной и расходной части бюджета. Т.е. проблема управления рисками бюджетной системы тесно связана с системой управления дефицитом бюджета [20].

Поэтому при реализации бюджетной политики, очень важно управление финансовыми рисками. Бюджетная политика должна осуществляться не только не только через количественное ограничение объема бюджетного дефицита, но и повышение эффективности бюджетной политики государства через внедрение программного подхода в распределении ассигнований и систему оценки качества бюджетной политики. Это позволит обеспечить прозрачность бюджетной политики, облегчить контроль за эффективностью использования ассигнований и повысит общую эффективность бюджетных расходов в долгосрочном периоде, что позволит более целенаправленно формировать дефицит бюджета и определять источники его финансирования, для проведения более эффективного управления финансовыми рисками.


В целях решения проблемы управления дефицитом бюджета в России можно предложить следующие меры:

- составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными; [5]

- необходимо увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации:

- отмена бюджетного финансирования для убыточных хозяйствующих субъектов;

- снижение неэффективных расходов из бюджетов;

- обеспечение динамизма в развитии всего народного хозяйства.

Соблюдение баланса государственного бюджета является труднодостижимой и основополагающей задачей Российской Федерации. Для искоренения проблем сбалансированности бюджета в целом необходимо улучшить общее экономическое состояние государства.

Государству следует [9, с.145]:

- создать благоприятный инвестиционный климат, для этого следует ввести налоговые льготы для инвесторов;

- поддерживать импортозамещение;

- развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;

- перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;

- использовать государственные капитальные вложения в качестве катализатора экономического роста субъектов федерации.

Данные рекомендации являются долгосрочными и приведут к общему улучшению экономического состояния России

Выводы:

Таким образом, правительство Российской Федерации должно формировать свою бюджетную политику так, чтобы добиться снижения дефицита бюджета. При этом должен осуществляться постоянный поиск всевозможных путей преодоления дефицита и меры государства могут быть различными. Но в итоге все меры снижению бюджетного дефицита сводятся к созданию возможностей для роста доходов и сокращения расходов [7].

Принятие рациональных, обдуманных, целесообразных мер – это наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету.

Заключение

В работе были рассмотрены теоретические основы решения проблемы несбалансированности государственного бюджета. Государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства. Он может быть, как дефицитным там и профицитным. Дефицит государственного бюджета – превышение расходной части над доходной. Рассмотрены так же основные причины, ведущие к возникновению дефицита бюджета.


В курсовой работе выявлены основные виды бюджетного дефицита – циклический, структурный, операционный и квазифискальный, каждый из которых имеет свои причины, особенности протекания и последствия.

В работе рассмотрены способы финансирования дефицита бюджета: внутреннее и внешнее финансирование, денежно – кредитная эмиссия и увеличение налогообложения. Выявлены случаи, в которых наиболее целесообразно применять каждый из них, а так же их особенности, достоинства и недостатки.

Проанализировав состояние дефицита государственного бюджета в России, было выявлено, что за последние четыре года дефицит в 2015 году был максимален. В работе рассмотрены основные источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита, доминируют среди которых государственные ценные бумаги. А так же проанализировано состояние государственного долга в России.

В работе выявлены основные пути управления дефицитом бюджета и его снижения:

- оптимизация организационной структуры управления расходами бюджета;

- развитие системы планирования расходов;

- регулярный мониторинг использования бюджетных средств;

- формирование прогнозных показателей о состоянии доходов и расходов только на основе реальных данных;

- отмена бюджетного финансирования для убыточных хозяйствующих субъектов;

- снижение неэффективных расходов из бюджетов;

- обеспечение динамизма в развитии всего народного хозяйства.

Список использованных источников

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017)

2. Бегчин, Н. А. Направления модернизации управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации / Н. А. Бегчин // Вестник финансового университета, 2014. - № 2. – С. 69-73

3. Врублевская, О. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / О. Врублевская, М. Романовский. — СПб. : Питер, 2008. — 576 с.

4. Гладких, К.К. Бюжетный дефицит России на современном этапе / Гладких К.К // Альманах мировой науки, 2015. - № 2-4. - С. 25-26

5. Город Оренбург официальный портал – официальный сайт. – Оренбург: ORENBURG.RU, 2016. – Режим доступа: http://orenburg.ru/power/court_of_auditors/expert_and_analytical_activities_of_the_accounting_chamber_of_orenburg/conclusion_on_the_draft_budget

6. Дерен, Д. В. Бюджетный дефицит / Д. В. Дерен, О. Ю. Пшенко // Актуальные вопросы образования и науки, 2015. - № 3-4. – С. 82-85.

7. Дышекова, А. А. Бюджетный дефицит и способы его преодоления / А. А. Дышекова // Экономика и социум, 2015. - № 3