Файл: Бюджетный дефицит и методы его финансирования (оценка уровня бюджетного дефицита в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 855

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Документ, который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства – [2], которые определяет условия, направленные против возникновения бюджетного дефицита и определяет его границы. Бюджетный кодекс определяет следующие аспекты:

- расходы бюджета субъектов РФ, местного бюджета не должны превышать объемы доходов этого бюджета [6, с.82];

- нефтегазовый дефицит федерального бюджета не должен превышать 4,7 % прогнозируемого ВВП [6, с.82];

- дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 % утвержденного объема доходов бюджета за год ;

- дефицит местного бюджета субъекта РФ не должен превышать 10 % утвержденного объема доходов местного бюджета за год без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений [6, с.83];

- для муниципального образования дефицит не должен превышать 5 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений; [8,c. 200]

Таким образом, рассмотрев понятие и основные причины возникновения бюджетного дефицита, перейдем к рассмотрению видов бюджетного дефицита.

1.2. Виды бюджетного дефицита

В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

- циклический дефицит. Циклические дефициты возникают в отдельные периоды экономического цикла в результате проведения антициклической политики государства [3, с.332]

Циклический дефицит - результат действия встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – экономический механизм, который позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики (прогрессивная система налогообложения, система участия в прибыли, государственные трансферты, страхование по безработице и т.д.). Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Встроенные стабилизаторы не способствуют устранению циклический колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровню, а всего лишь сдерживают, ограничивают амплитуду колебаний. Мы не можем оценить эффективность фискальной политики на основе данных о циклических бюджетных дефицитах, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. В связи с этим встроенные стабилизаторы зачастую совмещаются с мерами дискреционной фискальной политики. [5]


В стадии подъема растет совокупный доход, налоговые отчисления увеличиваются, а трансферты наоборот снижаются. И как следствие возникает циклический бюджетный излишек, а инфляция сдерживает. В фазе спада совокупный доход сокращается, налоги так же падают, а трансферты увеличиваются, а следовательно растет циклический дефицит бюджета при относительном росте совокупного спроса и объема производства. [9,c. 142]

- структурный дефицит – разность между расходами и доходами бюджета, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения [20, с.157]. Поэтому циклический дефицит бюджета можно определить, как разность между фактическим и структурным дефицитом. Структурный дефицит показывает влияние фискальной политики.

Оценка структурного дефицита применяется преимущественно в индустриальных странах, в которых дефицит бюджета определяется циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами государства. Но часто возникают трудности оценки и расчетов дефицита государственного бюджета из-за сложностей в определении уровня полной занятия, уровня безработицы, потенциального объема выпуска продукции;

- операционный дефицит – разница между общим дефицитом бюджета и инфляционными процентами по оплате за обслуживание государственного долга. [5]

Обслуживание государственного долга – важная статья государственных расходов. Зачастую бюджетный дефицит увеличиваются и за счет увеличения инфляционных процентов по выплате долга. В условиях высокой инфляции, в условиях серьезных различий между реальными и номинальными процентными ставками, увеличение дефицита становится существенным. В ситуации, когда номинальный долг и номинальный официальный дефицит государственного бюджета растут, а реальный долг и дефицит сокращаются, затрудняется оценка эффективности фискальной политики государства. [7,c. 21]

Поэтому при оценке дефицита следует делать поправку на инфляцию: реальный дефицит бюджета – это разница между номинальным дефицитом и величиной государственного долга, умноженной на темп инфляции;

- первичный дефицит – разница между общим дефицитом бюджета и общей суммой всех выплат по государственному долгу [20]. Первичный бюджетный дефицит – фактор увеличения основной суммы долга, а так же коэффициентов его обслуживания, а это приводит к увеличению государственной задолженности. И наоборот, увеличение первичного излишка помогает избежать самовозрастания долга и его неконтролируемого роста;


- квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – скрытый дефицит бюджета, вызванный квазифискальной деятельностью государства. [5]

Квазифискальные операции государства:

- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе, а также выплата им заработной платы по ставкам, которые превышают рыночные. Это осуществляется при помощи банковских ссуд;

- накопление в коммерческих банка большого портфеля недействующих ссуд, т.е. так называемый «плохих долгов» - просроченные долговые обязательства государственных предприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, хозяйствующим субъектам, которые в конечном итоге выплачиваются преимущественно за счет льготных кредитов Центрального Банка; [11]

- отдельные операции, связанные с государственным долгом, финансирование Центральным Банком убытков, возникших в связи с проведением мероприятия по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству и т.д.

- скрытый дефицит. Скрытый дефицит возникает из-за неумелого составления государственного бюджета, неверной оценки и не полного использования макропоказателей, применяемых при составлении статей доходов бюджета. Государству приходится пересматривать расходную часть бюджета, а это приводит к ограничению или сокращению этой расходной части. Сокращение статей расхода приводит к возникновению скрытого дефицита, а это ни что иное, как увеличение государственного долга и, соответственно, увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны [19].

По отношению к уровню бюджета дефицит может быть федеральным, региональным, местным. Чаще всего обсуждается проблема дефицита федерального бюджета. Меньшее внимание уделяется дефицитам региональных и местных бюджетов. Вместе с тем именно местные бюджеты чаще всего являются дефицитными [3, с.45].

Таким образом, выявив основные виды бюджетного дефицита, перейдем к рассмотрению способов финансирования дефицита бюджета.

1.3. Финансирование бюджетного дефицита

бюджетный дефицит финансирование оренбургский

Источники финансирования бюджетного дефицита – своеобразное ядро методов управлениям им. Большинство стран на данный момент располагает традиционными способами покрытия бюджетного дефицита – долговое финансирование (внутреннее и внешнее), ужесточение налогообложения, а так же кредитно-денежная эмиссия («сеньораж», печатанье денег, монетизация бюджета). [13]


Однако сейчас «сеньораж» не просто печатанье денег, потому что это уж слишком явно связано с увеличением инфляции. На данный момент «сеньораж» реализуется через создание резервов коммерческих банков [20]. Если данные операции будут иметь незначительный размер, то слишком негативных последствий не принесут. Если государство будет активно использовать механизм «сеньоража» то количество денег в обращении будет чрезмерно расти, вызывая тем самым инфляцию.

Сеньораж – следствие превышение темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, а это ведет и к росту среднего уровня цен в стране. Все экономические агенты вынуждены платить так называемый инфляционный налог. А часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В этих условиях может возникнуть "эффект Танзи" – осознанное затягивание налогоплательщиком срока оплаты налогов в бюджет. Нарастает инфляционное ожидание и напряжение, создающее стимулы для откладывания уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. И как следствие, дефицит государственного бюджета может возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета не обязательно должна осуществляться в виде эмиссии наличных денежных средств, а может проводиться в форме расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи – один из методов финансирования дефицита бюджета, который заключается в том, что государство закупает товары и услуги, но не оплачивает их в срок. Производители могут заранее увеличить цену на свою продукцию, тем самым пытаясь застраховаться от возможного неплатежа. А это дает стимулы для роста уровня цен и инфляции. [13]

Если отсроченные платежи накапливаются у предприятий государственного сектора, то они зачастую покрываются Центральным Банком или же дальше накапливаются. Они считаются неинфляционным способом покрытия дефицита, в отличии от монетизации, хотя такое разделение часто оказывается условным.

В странах с переходной экономикой, имеющих значительный внешний государственный долг, используется монетизация дефицита. Монетизация исключает возможностей льготного финансирования из иностранных источников. Источники внутреннего долгового финансирования оказываются исчерпованными, и часто это становится причиной высоких внутренних процентных ставок. Поэтому такой способ покрытия дефицита бюджета наиболее приемлем в том случае, когда истощены официальные валютные резервы Центрального Банка и задача урегулирование платежного баланса становится первостепенной. [13]


Существуют варианты внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита – иностранные безвозмездные субсидии, льготные кредиты на длительный срок с низкой процентной ставкой и т.д. Они являются более привлекательными, поскольку дефицит бюджета в данном случае будет оказывать благоприятное воздействие на экономику, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. [25,c. 106]

Но в странах с переходной экономикой льготное финансирование ограничено. Это может быть связано с крупным внешним долгом или с тем, что государство использует полученные средства в непроизводительных целях – на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д.

Заимствование средств из-за рубежа для покрытия дефицита наиболее эффективно тогда, когда уровень внутренних процентных ставок выше среднемировой и существует возможность стабилизировать валютный курс.

В условиях возрастания зарубежного спроса на национальные ценные бумаги, повышается мировой спрос на национальную валюту. Обменный курс национальной валюты растет, снижается экспорт и увеличивает импорт. Если не получается поддержать стабильный валютный курс, то снижение чистого экспорта оказывает отрицательное воздействие на экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, растет уровень безработицы. [14]

Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет "эффекта вытеснения", но и за счет отрицательного "эффекта чистого экспорта", ухудшающего состояние платежного баланса страны. Приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению внутренних процентных ставок.

«Эффект вытеснения» постепенно сокращается, внешний долг увеличивается. Обслуживание внешнего долга предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем. [25,c. 106]

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта. Чем более открытая переходная экономика и чем более жесткий валютный курс, тем меньше долговое финансирование будет инфляционным, но тем сильнее окажется его воздействие на платежный баланс страны.

Наиболее целесообразным будет использование внешний источников финансирования дефицита в случаях: