Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (нализ учетной политики ГУП «Мосгортранс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Учетная политика выступает основным инструментом, позволяющим понять и оценить финансовую отчетность организации, ежегодное формирование и утверждение которой входит в обязанности любой фирмы. Грамотно сформировать свой внутренний регламент, которым организация будет руководствоваться в следующем году в целях бухгалтерского учета, можно только при четком понимании законодательного и нормативного регулирования учетной политики.

Актуальность темы данной работы подтверждается особым местом учетной политики предприятия в списках организационно-учетной документации и степенью влияния на размеры налоговой нагрузки предприятия, информационного обеспечения собственников и инвесторов бизнеса.

Цель работы - исследование роли учетной политики в регулировании налогообложения предприятия, раскрыть законодательные основы, понятие, цель, принципы, факторы и критерии, влияющие на формирование учетной политики.

Задачами данной работы являются исследования законодательства об учетной политике в современной отечественной экономике, выявления особенностей способов выбора тех или иных вариантов учета отдельных статей учетного процессов и их влияние на информационную отдачу бухгалтерского учета и формирования налоговой базы на примере конкретного предприятия. Объектом исследования является Зеленоградский автокомбинат филиал ГУП «Мосгортранс». Предмет исследования – учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета.

При написании работы использовались различные методы исследования. В качестве источников информации для написания работы послужили различные публикации и научные исследования отечественных и зарубежных специалистов.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Нормативное регулирование учетной политики в России

Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее - ПБУ 1/2008): «учетная политика это выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» .


В процессе создания учетной политики предприятия присутствует возможность выбора по отдельным вопросам бухгалтерского учета среди тех, по которым предусмотрена такая возможность в нормах действующего законодательства. Согласно п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации : «для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности»[1].

Современные условия, сложившиеся в отечественной экономике для деятельности предприятий предъявляет определенные требования к действиям бухгалтерских работников при составлении и использовании учетной политики предприятия:

- своевременность и полнота отражения в учете фактов финансово-хозяйственной деятельности;

- осмотрительность - готовность к отражению в учете расходов и пассивов, чем вероятных доходов и активов;

- преимущество содержания перед формой;

- непротиворечивость – совокупность данных аналитического учета и их отражения в составе синтетического счетов учета, показателей статей бухгалтерской отчетности, тождественным данным главной бухгалтерской книги и данным синтетического и аналитического учета.

Приступая к экспертизе учетной политики, аудитор изучает содержание соответствующего приказа руководителя аудируемой организации, которым утверждается учетная политика и анализирует соблюдение норм действующего налогового и бухгалтерского законодательства в учетной политике предприятия.

При аудиторской проверке правильности ведения учетной политики рассматриваются такие вопросы как наличие и содержание внутреннего приказа об учетной политике, соответствие учетной политики действующему Плану счетов бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, изложенным в инструкциях, влияние применяемых способов бухгалтерского учета на налоговую нагрузку предприятия, последовательность применения учетной политики[2].

В учетной политике предприятия необходимо определить:

- план счетов бухгалтерского учета, учитывая индивидуальные особенности деятельности каждого предприятия;

- формы первичных документов, которые предприятие применяет для оформления хозяйственных операций, не утвержденные нормами действующего законодательства;


- элементы документооборота для целей управленческого учета;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества, требований, обязательств;

- другие вопросы.

Организационно-распорядительная документация, оформляющая учетную политику, может содержать примерно разделы, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Разделы организационно-распорядительной документации

учетной политики организации[3].

Название раздела

Основные положения раздела, в т.ч.:

Структура бухгалтерии.
Направления движения
документооборота.

Взаимосвязь учетных
регистров

- координация работы бухгалтерской службы, в том числе полномочия главного бухгалтера, регламент взаимодействия бухгалтерии с другими службами;

- актуальность при создании первичных
документов, перечень лиц, имеющих право их
подписи, функционирование документооборота;
- система выбора учетных регистров, их построение, последовательность, техника записей в них

Утверждение способов обработки
учетной информации

Не очень часто в наше время встречается журнально-ордерная форма при механическом
(ручном) ведении учета, но если такая форма применяется, такой выбор руководства организации следует отразить в учетной политике;

- с применением программных средств -
характеристика программных продуктов и технических средств должно быть освящена в учетной политике.

Рабочий план счетов
(может включать систему счетов бухгалтерского учета, счетов для налогового учета, а так же применение специальных счетов для управленческого учета)

- создается каждой организацией самостоятельно на основе Плана счетов, утвержденного
Приказом Минфина России. План счетов
является типовым, но предприятия могут
уточнять содержание отдельных субсчетов (счетов
второго порядка), исключать или объединять их,
вводить дополнительные субсчета;

Организация инвентаризации
имущества и денежных
обязательств

- количество инвентаризаций в отчетном году, даты
их проведения, перечень имущества и обязательств
устанавливаются самостоятельно каждым предприятием .

План отчетности

Внутренняя отчетность, необходимая для
управления организацией. Сбор и систематизация информация в целях обеспечения результативности управленческого учета. В плане отчетности перечисляются образцы бланков отчетных документов, ответственные за ее составление, сроки составления и представления.


Порядок формирования учетной политики разными субъектами учета (например, занимающимися различными видами деятельности или имеющими разные организационно-правовые формы) может регламентироваться разными нормативными актами, поэтому, несмотря на то что учетную политику разрабатывают практически все субъекты учета, требования к ней могут быть неодинаковыми. (Учетная политика предприятия представлена в приложение к данной работе)[4].

1.2 Субъекты учетной политики и ее нормативное регулирование по российским и международным стандартам

Сравнение перечня и содержания разделов Принципов МСФО с нормативными документами российского бухгалтерского учета показывает, что в РПБУ в настоящее время отсутствует большинство тех положений, которые являются необходимой составной частью Принципов МСФО. Так, например, в действующих российских нормативных документах по бухгалтерскому учету в настоящее время отсутствуют следующие важнейшие аспекты.

1. Понятие «пользователи информации» и необходимое разделение этих пользователей на две группы: внешних и внутренних пользователей. Это важнейший аспект учетной политики, поскольку именно благодаря этому в международном финансовом учете появляются понятия «управленческий учет» и «финансовый учет».

2. В российском бухгалтерском учете до сих пор отсутствует понятие «элементы финансовой отчетности» (ЭФО), к которым Принципы МСФО относят активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. В соответствии с МСФО финансовая отчетность должна составляться на основании элементов финансовой отчетности, поэтому очень важны определения этих элементов, способы их представления, признания и оценки.

Таким образом, в российском бухгалтерском учете имеется принципиальная основа для формирования финансовых результатов периода в отчете о прибылях и убытках (с 2014 г. - отчет о совокупном доходе), которые определяются на основании сопоставления доходов и расходов. Однако до сих пор в российском бухгалтерском учете отсутствует определение элементов финансовой отчетности «активы», «обязательства», «капитал», на основании которых формируется баланс (с 2014 г. в МСФО - отчет о финансовом положении). Информация, которая содержится в балансе, необходима для анализа и оценки финансового положения организации, и уже одно это свидетельствует о том, насколько важно дать грамотные определения этих элементов российским специалистам в целях формирования ими учетной политики. Из-за того что в российском бухгалтерском учете отсутствует определение «элементы финансовой отчетности», поэтому отсутствуют и понятие «признание элементов финансовой отчетности в финансовой отчетности», и критерии этого признания, большинство способов оценки этих элементов.


3. В российском бухгалтерском учете до сих пор отсутствуют понятия «концепция капитала» и «поддержание капитала». Для осознанного формирования учетной политики и составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимо понимание того, что современная финансовая отчетность большинства организаций основана на финансовой концепции капитала.

Порядок формирования учетной политики разными субъектами учета (например, занимающимися различными видами деятельности или имеющими разные организационно-правовые формы) может регламентироваться разными нормативными актами, поэтому, несмотря на то что учетную политику разрабатывают практически все субъекты учета, требования к ней могут быть неодинаковыми.

1.3 Принципы учетной политикт для целей бухгалтерского и налогового учета

Разработка, а тем более совершенствование учетной политики организации - сложный процесс, предполагающий изучение особенностей бизнеса, анализ действующего законодательства, проведение экономических и финансовых расчетов, принятие решений и т.д.

Каждый экономический субъект самостоятельно решает, будет или не будет он организовывать налоговый учет параллельно бухгалтерскому или предпочтет обойтись объединенным учетом. Какой из вариантов наиболее рационален, зависит от разнообразных факторов. Учетная политика является объектом повышенного внимания налоговых органов при проведении налоговых проверок. Снижение требовательности при оформлении учетной политики и исполнение ее отдельных элементов могут повлечь существенные финансовые санкции. Концепция формирования учетной политики экономических субъектов представлена на рисунке 1.

┌────────────────┬───────┬────────────────────────────────────────────────┐

│Этапы │ \ │1. Анализ нормативных документов в области │

│формирования │┌────┘\│регулирования бухгалтерского учета и │

│учетной политики│└────┐/│налогообложения. │

│ │ / │2. Анализ деятельности организации и оценка │

│ │ │влияния внешних факторов (вида экономической │

│ │ │деятельности, формы собственности). │

│ │ │3. Разработка и утверждение системы методов и │

│ │ │способов ведения учета и порядка подготовки и │

│ │ │представления отчетности. │

│ │ │4. Разработка и утверждение изменений учетной │

│ │ │политики, принятие управленческих решений │

├────────────────┼───────┼────────────────────────────────────────────────┤