Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (анализ налоговых поступлений).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения
1.2. Понятие и виды налоговой политики
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
2.1 Анализ налоговых поступлений
2.2 Анализ налоговой нагрузки и способов снижение задолженности по налогам и сборам в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, является одной из наиболее острых проблем любого современного государства. Как известно налоговая система способствует экономическому росту и социальной стабильности в обществе. В России на данном этапе экономического развития разработка и создание налоговой системы, способной обеспечить устойчивость экономического роста страны, а также стабильность налоговых поступлений и рациональность их распределения является первоочередной задачей правительства нашей страны.
На протяжении последних лет в России происходят стремительные системные изменения налогового законодательства, способствующие сближению подхода к налогообложению в России и в иностранных государствах, благодаря чему российская налоговая система становится неотъемлемой частью глобальных налоговых взаимоотношений. Эти изменения одновременно способствуют созданию среды, предсказуемой и привлекательной для инвестирования и развития бизнеса в стране. Подходящий к концу законодательный сезон не стал исключением.
Вслед за мерами, направленными на предотвращение вывода доходов и прибыли из-под налогообложения в России, законодатели обратили внимание на справедливость распределения налога на добавленную стоимость между юрисдикциями, ввели правила обложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, оказываемых иностранными провайдерами российским пользователям.
Переосмыслены и усовершенствованы правила недостаточной капитализации и трансфертного ценообразования: устранен ряд возможностей для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков и в то же время — избыточное, экономически не оправданное регулирование.
В контексте заимствования мировой практики нельзя не упомянуть значимые изменения в природоохранном законодательстве: бизнес должен стать социально ответственным, утилизировать отходы от использования товаров (упаковки) либо уплачивать экологический сбор.
В связи с этим объектом данной курсовой работы стала налоговая система в Российской Федерации.
Предметом изучения является исследование состояния налоговой системы РФ.
При написании работы были применены системный и комплексный подходы, а также статистические методы и методы анализа и синтеза.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия налоговой системы и проблем ее совершенствования в РФ. Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить различные теоретические подходы к определению понятия и выделению принципов построения налоговой системы;
- рассмотреть понятие и виды налоговой политики;
- охарактеризовать влияние налоговой политики на инвестиционную и предпринимательскую деятельность;
- проанализировать формы отчетности 1-НМ и 1-НОМ федеральной налоговой службы России за 2012-2015
- определить проблемы, перспективы и пути совершенствования налоговой политики в РФ.
В целях написания курсовой работы была изучена следующая литература: Х.Б. Алиев «Налоги и налоговая системы Российской Федерации», В.Г. Пансков «Налоги и налогообложение», М.А. Данченко «Налогообложение», Налоговый кодекс Российской Федерации [2, 3, 23].
Важно отметить, что грамотно построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а также не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому данная курсовая работа имеет актуальную значимость на современном этапе развития нашего государства.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения
Выполнение основных функций и направлений государства требует финансовых средств, главным источником получения которых являются налоги.
Налоги представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
В ст. 8 Налогового Кодекса РФ дается следующее определение сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» [23].
Для характеристики сбора может быть предложено следующее определение: «сбор — это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий»
Несмотря на то, что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая основа у них различна. Уплата сборов — одно из условий совершения государством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика, т. е. сбор всегда индивидуально возмезден. В то же время суммы сборов в определенной мере являются покрытием расходов на выполнение тех самых юридических действий.
Помимо этого налоги отличаются регулярностью уплаты, тогда как сборы, по сути, являются нерегулярными.
Финансовой наукой сформулированы следующие признаки налога:
- передача благ из сферы частного хозяйства в публичное;
- обязательный, основанный на нормах закона характер этой передачи;
- общая безвозмездность, т.е. удовлетворение с помощью налогов общих, неделимых потребностей публичного союза.
Приведение всех действующих налогов в строгую систему стало необходимостью ещё при возникновении государства, которое нуждалось в постоянном финансировании. Современные авторы дают разные определения понятию налоговая система. Так, например, Б.Х. Алиев и Х.М. Мусаев определяют налоговую систему как систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления и уплаты налогов и сборов [2].
А.В. Щепотьев и С.А. Яшин дают следующее определение: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики [9].
Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [23].
В экономической литературе также рассматриваются и разные принципы построения системы налогообложения (рисунок 1).
Рисунок 1 - Принципы построения налоговой системы (составлена на основании [10, 4, 23])
Разные виды налогов включаются в налоговую систему, которая является важным инструментом по взиманию и распределению национального дохода.
Основная функция налоговой системы является фискальная, нацеленная на пополнение государственного бюджета.
Налоги в России взимаются согласно трем уровням налогообложения: федерального, регионального, и местного, входящих в консолидированный государственный бюджет.
1.2. Понятие и виды налоговой политики
Так Тарасова В.Ф. определила налоговую политику как «комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов» [7].
С точки зрения Пономарева А.И. и Игнатовой Т.В., налоговая политика - это курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения.
Более широко данная категория трактуется Пансковым В.Г., согласно которому «налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов» [4].
По мнению Д.Г. Черника, «налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране» [8].
Как видно из вышеприведенных определений, трактовка налоговой политики, в основном, сводится к достижению цели обеспечения государства финансовыми ресурсами для выполнения бюджетных обязательств.
В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, принято выделять типы налоговой политики. Так, А. В. Брызгалин выделяет следующие три типа: политика максимальных налогов, политика разумных налогов и налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите [6, с.50-52]. Аналогичной точки зрения придерживаются многие другие авторы. Так, например, В. Г. Пансков высказывает схожую точку зрения, выделяя политику максимальных налогов, политику разумных налогов и политику экономического развития, однако он называет их формами налоговой политики [4, с 118].
На основе анализа мировой и отечественной теории и практики налогообложения мы попытались осуществить систематизацию типов налоговой политики, исходя из таких критериев, как величина налогового бремени, государственное устройство и органы власти, осуществляющие налоговую политику, сферы воздействия, вид воздействия, масштабность и долговременность целей, продолжительность периода реализации и модель экономического развития страны (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Классификация типов налоговой политики
Критерии классификации |
Типы налоговой политики |
Величина налогового бремени |
1. Политика максимальной налоговой нагрузки 2. Политика минимальной налоговой нагрузки 3. Политика умеренно высокой налоговой нагрузки 4. Политика сбалансированной налоговой нагрузки |
Государственное устройство и органы власти, осуществляющие налоговую политику |
1. Государственная налоговая политика 2. Региональная налоговая политика 3. Местная (муниципальная) налоговая политика |
Сферы воздействия |
1. Индустриальная налоговая политика 2. Налоговая политика в сфере АПК 3. Налоговая политика в сфере ЖКХ 4. Налоговая политика в сфере торговли 5. Социально-ориентированная налоговая политика |
Вид воздействия |
1. Стимулирующая налоговая политика 2. Стабилизирующая налоговая политика 3. Нейтральная налоговая политика |
Масштабность и долговременность целей налоговой политики |
1. Налоговая стратегия 2. Налоговая тактика |
Продолжительность периода реализации налоговой политики |
1. Долгосрочная налоговая политика 2. Среднесрочная налоговая политика 3. Краткосрочная налоговая политика |
Модель экономического развития страны |
1. Налоговая политика стран с планово-административной 2. Налоговая политика стран с моделью «стратегии 3. Налоговая политика стран с «либеральной моделью». |
Одной из актуальных, пока не решенных проблем, является проблема оптимизации налоговой нагрузки, которая основывается на анализе зависимости экономического поведения агентов от изменения налогового давления и обязательно должна учитывать возможность оппортунистических действий с их стороны, решение которой позволит повысить эффективность выполнения доходной части бюджетов [1, c. 126].