Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (анализ налоговых поступлений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным ФНС за период с 2011 по 2015 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2011 году – 33,3%, в 2012 году-30,3%, в 2013 году- 30,9%, в 2014 году- 26,6%, а в 2015 году - 31%.

Налоговые поступления на январь-июль 2014 и 2015 года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности и их структура за 2012-2015 года представлены в приложении А.

Из данных видно, что наибольшая величина поступлений в течение всего рассматриваемого периода приходится на добычу полезных ископаемых, причем налоговые поступления по данному виду деятельности ежегодно увеличиваются. При этом максимальное значение данного показателя в отраслевой структуре наблюдается в 2015 году (31,3%), минимальное - в 2013 году (28,9%), что позволяет сделать вывод не только о стабильности данного вида экономической деятельности, но и о его развитии, обусловленным высоким природно-ресурсным потенциалом страны.

Следующей по величине отраслью выступают обрабатывающие производства. По данным таблицы также наблюдается ежегодное увеличение налоговых поступлений по данному виду деятельности. Однако увеличение данного показателя не столь значительно: в период с 2012 по 2015 года произошло увеличение в размере 337 млн. руб., которое нельзя назвать большим по сравнению с увеличением поступлений от добычи полезных ископаемых, которое составило 1 022 млн. рублей. Максимальное значение в структуре обрабатывающие производства достигают в 2013 году (18,9%), что говорит о снижении активности в данном виде деятельности.

Существенными являются и поступления от операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. В 2013 году данный вид деятельности являлся третьим по величине, и в последующие годы его увеличение составило: в абсолютном выражении - 372 535 589 рублей, в относительном - 1%; однако уже в 2014 году третьим по величине показателем становится оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочие виды деятельности. Данный показатель увеличился за год более чем в два раза и значительно повлиял на структуру: доля оптовой и розничной торговли в 2013 году составляла 5,2%, а в 2015 году - 11,1%.

Остальные показатели находятся в пределах от 0,03%: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, гостиницы и рестораны, рыболовство и рыбоводство, налоги и сборы, не распределенные по кодам ОКВЭД, остальные виды экономической деятельности, так же сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД.


Таким образом, можно выделить следующие виды экономической деятельности, поступления от которых занимают значительную часть доходов бюджета:

  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающие производства;
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
  • оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочее.

Проведем анализ начислений и поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2015 года (приложения Б) для дальнейшего сравнения представленным выше анализом отраслевых налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Наибольшая доля поступлений в течение всего рассматриваемого периода приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, максимальная величина по которым составляет 3 181 млн. руб. (2015 г.). При этом разница между начисленными к уплате налогами и налогами, поступившими в бюджет, в 2014 году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 12 млн. руб., при увеличении их поступления, однако, в 2015 году недоимка по данному виду налога возросла до 55 млн. руб.

Важно отметить, что несмотря на то, что наибольшая доля поступлений приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, на протяжении периода с 2012 по 2015 года, наибольший размер начисленных к уплате поступлений приходился на налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, что говорит о высоком уровне недоимок по данному виду налога. В течение всего периода разница между поступившими денежными средствами и начисленными к уплате по данному налогу является второй по величине среди всех представленных в отчетности налогов. Тем не менее, налог на товары, реализуемые на территории РФ, является вторым по величине поступлений. Так, его максимальное значение составило 2 976 млн. руб. в 2015 году

Не менее значимые поступления обеспечивают налоги на прибыль и доходы: 491 млн. руб. (2015 г.). По данному виду можно отметить большую разницу между начисленными к уплате налогами и поступившими, которая составляет 2 136 749 512 руб. Нужно подчеркнуть, что недоимка по данному налогу в течение всего периода является наиболее значительной среди всех других видов.

Следующими по величине являются налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.

Поступления по этим налогам являются возрастающими, и достигают максимального размера так же в 2015 году, и составляют 148 млн. руб.


На небольшую величину отличаются налоги на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ.

Остальные виды налогов значительно меньше вышеперечисленных, однако они являются не менее важными в общей структуре налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступающих в доходы федерального бюджета РФ.

Выделим налоги, сборы и иные обязательные платежи, достигшие наибольшего значения среди остальных:

  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на товары, реализуемые на территории РФ;
  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги на товары, ввозимые на территории РФ.

Анализ начислений и поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета подтверждает данные, полученные при анализе отраслевых налоговых поступлений в бюджет. Согласно анализу форм отчетности 1-НОМ и 1-НМ, наибольшие поступления в бюджет обеспечивает такой вид деятельности, как добыча ископаемых и соответствующий вид налога; значимую роль так же занимает обрабатывающее производство, а также операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, облагаемые налогом на прибыль, доходы; а также оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочие виды деятельности, и соответствующий налог на товары, реализуемые на территории РФ [20].

Как видно из результатов проведенного анализа, высокий уровень налогообложения характерен для эффективных отраслей, что свидетельствует о дискриминационном характере государства к предприятиям рентабельных отраслей. Это приводит к тому, что самые эффективные предприятия не заинтересованы в расширении объемов своей легальной деятельности и увеличении рабочих мест, а стремятся к дроблению бизнеса и применению различных схем ухода от налогообложения, вплоть до перехода в теневой сектор [13].

По итогам 2016 года при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений - в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн рублей, что на 700 млрд рублей, или на 5% больше, чем в 2015 году. Выросли все бюджетообразующие налоги:

  • НДС поступило 2,7 трлн рублей, на 8,5% больше;
  • налога на прибыль поступило 2,8 трлн рублей, на 6,6% больше;
  • НДФЛ - более 3 трлн рублей, рост на 7,5%;
  • акцизов - 1,3 трлн рублей, рост на 27,6%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию – на 27%.

На основе сведений своих информационных систем ФНС России создала Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные Реестра используются предпринимателями для своевременного доступа к программам государственной поддержки и участия в государственных контрактах.


В настоящее время произошло введение нового порядка передачи информации о расчетах с помощью онлайн касс. Уже сегодня пробито более 20 млн чеков на новых ККТ, число которых составило более 20 тысяч. Утверждены пять операторов фискальных данных. Создан Реестр новых ККТ, в который включено 48 моделей.

С 1 января 2017 года вступил в силу закон об уплате на территории РФ НДС иностранными интернет-компаниями, который уравнивает условия российских и иностранных поставщиков электронного контента. Через электронный сервис «НДС – офис интернет-компаний» уже поступили заявления на регистрацию от 23 компаний, в том числе Google, Apple, Bloomberg и других. В дальнейшем взаимодействие налогового органа и иностранной компании будет проходить через «Личный кабинет».

Благодаря 47 электронным сервисам ФНС России налогоплательщик в любой точке страны получает один и тот же набор услуг.

Кроме того, глава Налоговой службы обратил внимание, что с января 2017 года физическое лицо может подать заявление о постановке на налоговый учет в любом налоговом органе страны для получения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Место регистрации значения не имеет.

В 2017 году ФНС России приступила к администрированию страховых взносов. Он подчеркнул, что Служба сделала все, чтобы новый порядок администрирования был комфортным для налогоплательщиков.

Информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в «личные кабинеты». В Личных Кабинетах для физических лиц будут отражаться сведения о начисленных взносах аналогично сведениям из справки о доходах - 2-НДФЛ, а в личных кабинетах для ЮЛ и ИП - суммы недоимки по страховым взносам.

2.2 Анализ налоговой нагрузки и способов снижение задолженности по налогам и сборам в РФ

Уровень налоговой нагрузки на экономику страны является важнейшим индикатором состояния ее экономики, перспектив ее развития, маркером проводимой государством налоговой политики. Эффективное использование данного инструмента налоговой политики позволяет повысить темпы экономического роста, создать благоприятный налоговый и инвестиционный климат в стране.


В таблице 3 представлена сравнительному анализу налоговая нагрузка стран БРИКС и Евразийского союза за 2008-2014 гг. [3].

Итак, можно отметить, что налоговая нагрузка в России в среднем выше, чем в ЕАЭС (за исключением Беларуси) и странах БРИКС (за исключением Бразилии). В то же время необходимо обратить внимание на отличия реализуемых в странах моделей рыночной экономики. В частности, в Российской Федерации реализуется социально-ориентированная рыночная модель, предполагающая более высокий уровень социальной защиты, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к уровню налоговой нагрузки на экономику.

Таблица 3 – Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

39,17

35,04

34,62

37,26

37,67

36,62

36,64

Евразийский экономический союз

Беларусь

50,68

45,78

41,59

38,76

40,53

41,95

41,84

Казахстан

28,30

22,14

23,94

27,70

26,92

25,26

25,63

Киргизия

29,91

32,32

30,54

31,84

33,82

33,94

30,51

Армения

20,48

20,87

21,22

22,09

22,31

23,67

23,55

Средняя по ЕАЭС (кроме России)

32,34

30,28

29,32

30,10

30,90

31,21

30,39

Бразилия

36,73

34,82

37,10

36,95

38,12

37,87

38,19

Индия

19,71

18,52

18,82

18,71

19,48

19,76

19,47

Китай

22,65

23,83

25,08

27,68

28,63

28,18

27,36

Южная Африка

29,62

28,410

27,46

27,87

28,30

28,77

28,80

Средняя по БРИКС (кроме России)

27,18

26,32

27,12

27,80

28,56

28,65

28,45

Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблице 4.

Таблица 4 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Всего задолженность перед бюджетом по
налогам и сборам

698,9

704,5

675,3

728,2

770,3

795,3

Недоимка

323,4

315,5

289,2

346,3

384,9

441,3

Урегулированная задолженность

366,6

377,6

364,4

376,5

380,4

349,9

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми
органами

10,8

14, 5

23,1

9,3

8,1

6,01