Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (анализ налоговых поступлений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задолженность за период с 2010 по 2015 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.

По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2015 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.

Основываясь на риск-ориентированном подходе, ФНС России удалось кардинально повысить эффективность контроля и снизить количество проверок.

За пять лет количество выездных проверок снизилось в 2,2 раза (с 67 до 31 тысячи). За 2016 год их число сократилось ещё на 5 тысяч (на 14,5%). При этом эффективность проверок выросла в несколько раз. Одновременно с этим работа автоматизированной системы контроля за НДС позволила в 12 раз снизить количество заявлений о возмещении налога высокорисковыми организациями. Только в 2016 году 148 тысяч налогоплательщиков самостоятельно представили уточненные налоговые декларации.

ФНС России уделяет большое внимание поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Малый бизнес проверяют только в случае высокого риска. Это подтверждается цифрами. Если в 2011 году проверяли троих представителей малого бизнеса из 1000, то сегодня – всего одного из 1500.

Одновременно с 2011 года эффективность таких проверок в среднем выросла в три раза. О снижении нагрузки говорят результаты досудебного урегулирования налоговых споров: за пять лет их число сократилось почти в три раза. При этом в пользу бюджета сегодня рассматривается 80% оспариваемых сумм, тогда как в 2010 году – было всего 44%.

В целом можно сделать вывод, что в 2016 году:

- было проведено более 26 тыс. выездных налоговых проверок организаций и физлиц, по результатам которых было доначислено 352 млрд руб. налогов, штрафов и пеней;

- только в 247 из них не было выявлено правонарушений;

- по результатам 24,9 тыс. выездных проверок организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой, были вынесены решения о доначислении налогов, штрафов и пени в общей сумме 349,1 млрд руб.;

- в адрес организаций было вынесено 22,6 тыс. решений о нарушениях налогового законодательства с общей суммой требований 341,3 млрд руб.;

- количество проверок ИП и других лиц, занимающихся частной практикой, составило 2,3 тыс. Общая сумма доначислений по ним – 7,8 млрд руб.;

- в адрес физлиц в 2016 году было проведено 1,2 тыс. выездных налоговых проверок (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой). Сумма требований по ним превысила 3,3 млрд руб.;


- было проведено почти 40 млн камеральных налоговых проверок, в ходе которых было выявлено 2,2 млн нарушений. По их результатам было доначислено 102,3 млрд руб. платежей, включая налоговые санкции и пени;

- пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафных санкций, которые банки списали со счетов клиентов в принудительном порядке по требованиям налогового законодательства, составили 86,3 млрд руб. (ст. 46, 60, 76, 86 Налогового кодекса).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС РФ) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Одним из наиболее значимых и результативных направлений является совместная работа ФНС РФ с органами внутренних дел.

Под взаимодействием налоговых органов и Министерства внутренних дел (далее – МВД РФ) следует понимать основанное на законе и нормативно-правовых актах эффективное сочетание их полномочий, методов работы и средств, присущих каждому из этих органов, в целях предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений и преступлений законодательства, регулирующего финансовую, предпринимательскую и торговую деятельность.

Соглашением от 13 октября 2010 г. № 1/8656, ММВ-27-4/11 установлены основные формы взаимодействия ФНС РФ и МВД РФ (рис.1). В частности, к таковым относятся:

- планирование и проведение (совместно или самостоятельно по запросу одной из сторон) мероприятий, способствующих обеспечению полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему и предотвращение нарушений действующего законодательства РФ;

- взаимный обмен необходимыми для осуществления деятельности органов исполнительной власти сведениями, в т.ч. в электронном виде с помощью информационно-аналитических систем, представляющими интерес для обоих ведомств и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательством РФ;

- проведение совместных экспертиз и консультаций по вопросам разработки новых и совершенствовании имеющихся нормативно-правовых актов.

Наиболее важной и эффективной формой сотрудничества Федеральной налоговой службы и МВД РФ являются совместные выездные налоговые проверки. Органы внутренних дел могут принимать участие в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках непосредственно по запросу налоговых органов. Порядок организации таких налоговых проверок определен совместным приказом ФНС РФ и МВД России от 30 июня 2009 г. № ММ-7-2-347, 495. Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения выездных налоговых проверок мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы, который является должностным лицом ФНС РФ.


Проводится совместная выездная налоговая проверка на основании соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае наличия у налогового органа постановления следователя, при проведении выездной налоговой проверки учитываются предложения по характеру, сроку и объему проверки, содержащиеся в постановлении, с учетом ограничений, установленных НК РФ.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут быть проведены правоохранительными органами в рамках осуществления налогового контроля, гораздо шире полномочий непосредственно ФНС РФ (чем и обусловлена необходимость сотрудничества вышеуказанных органов исполнительной власти). Тем не менее, детальная регламентация проведения вспомогательных форм налогового контроля при осуществлении взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел отсутствует.

Согласно официальным статистическим данным, за 2015 год правоохранительными органами было выявлено почти каждое третье налоговое преступление (рис. 2), что свидетельствует о достаточно высокой эффективности деятельности МВД РФ в сфере предотвращения экономических преступлений. При этом 69% было раскрыто сотрудниками ФНС РФ и 2% - Следственным комитетом (СК РФ).

Рисунок 2 – Статистика выявления налоговых преступлений органами исполнительной власти РФ (2015 г.)

Анализ действующего российского законодательства, регламентирующего компетенции ФНС РФ и правоохранительных органов в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями, позволяет сделать вывод о том, что в нормативно-правовых актах нет согласованности правовых норм, слабо проработаны вопросы о должностных лицах комплексных групп и их ответственности.

Следует отметить, что сотрудничество ФНС РФ с правоохранительными органами осуществляется на протяжении всего нескольких лет, в связи с чем существует ряд перспективных направлений совершенствования механизма взаимодействия. Рассмотрим наиболее действенные из них.

1. Повышение эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями посредством всемерного улучшения организаторской работы, составной частью которой является организация взаимодействия между отделом экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК УМВД) и подразделениями Федеральной налоговой службы.

2. Осуществление обмена опытом в целях повышения квалификации кадров, занимающихся деятельностью по выявлению нарушений в сфере налогов и сборов (с участием ФНС РФ, МВД РФ и ФТС РФ). Достижение цели возможно посредством проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок, создания адаптивной образовательной среды и многоуровневой системы подготовки, осуществления совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений.


3. Создание единой информационно-аналитической базы данных Федеральной налоговой службы и других государственных органов исполнительной власти РФ с целью оптимизации процесса отслеживания оплаты налогов.

Так, например, информационная интеграция ФНС РФ и Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ (ГУВМ МВД РФ), начавшаяся с 2016 года, позволит контролировать уплату иностранными гражданами законно установленных налогов и сборов на территории России. Одним из этапов объединения баз данных стало обязательное требование получения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) иностранными гражданами. Именно по этому индивидуальному номеру иностранец сможет оплатить налоги в РФ (в том числе ежемесячный авансовый платеж НДФЛ за патент) и именно по ИНН иностранца формируется вся история его налоговых платежей в РФ (система фиксирует прошедшие оплаты автоматически, а данные получают и налоговая и ГУВМ).

Таким образом, объединение баз позволит Управлению по вопросам миграции еще на границе сделать проверку своевременности оплаты НДФЛ по патенту за период, когда иностранный гражданин пребывал и трудился на территории России. В случае выявления нарушения сроков и условий пребывания иностранных граждан в России, в частности нарушения процесса постановки на миграционный учет, получения трудового (миграционного) патента и его ежемесячной оплаты, иностранный гражданин может получить запрет на въезд в РФ.

Принимая во внимание качественный и количественный рост преступлений в сфере налогообложения, все больше функций по борьбе с правонарушениями, в т.ч. по их предотвращению, возлагается на долю органов и подразделений МВД РФ. Применение качественно новых приемов аналитической работы и принятие решений с использованием информационных (телекоммуникационных) технологий призвано способствовать эффективной координации деятельности правоохранительных и налоговых органов, выделять приоритеты в организации контрольных мероприятий. Совместная работа ФНС РФ и МВД РФ представляется одним из наиболее действенных инструментов нейтрализации негативных явлений для экономики РФ. Совершенствование механизмов и форм взаимодействия органов исполнительной власти позволит более качественно выполнять работу по обеспечению соблюдения законодательства и экономической безопасности РФ.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов:

1. Количество налоговых проверок сокращается;


2. На налоговую проверку выходят инспекторы только в случаях, когда у налоговой службы есть основания считать, что у конкретного налогоплательщика имеются соответствующие нарушения законодательства о налогах и сборах;

3. Несмотря на финансовые трудности бизнесменов и «скромные макроэкономические показатели» налоговая служба увеличивает показатели собираемости налогов.

4. Дополнительные начисления по результатам проверок растут и составляют (по данным Гарант.ру):

1) по выездным проверкам:

- для организаций среднее доначисление составило более 15 млн. руб.;

- для индивидуальных предпринимателей– более 3 млн. руб.;

- для физических лиц– более 2,7 млн. руб.

2) по камеральным проверкам – более 2,5 млн. руб.

В целом налоговая служба становиться более профессиональной, с ней труднее спорить, авторитет ФНС растет и этот орган получает все новые и новые полномочия.

2.3 Совершенствование налоговой политики России

Рассмотрим по порядку ключевые предполагаемые изменения в налоговой политике на 2017 - 2019 годы.

1. Ограничение переноса убытков, полученных в прошлых периодах

Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - «РФ») Минфин предлагает ограничить перенос убытков, полученных в прошлых налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Введение данной меры негативно отразится на налогоплательщиках, поскольку это означает более медленное признание убытков, по сравнению с нынешними нормами. В качестве компенсации негативного эффекта предлагается отменить существующее ограничение по сроку признания убытков в виде 10 лет.

Данные изменения уже легли в основу законопроекта, направленного на рассмотрение в Государственную Думу. В случае реализации данной меры возникает вопрос о сроках хранения документов, подтверждающих убытки. Согласно сложившейся практике и требованиям Налогового кодекса РФ (далее -«НК РФ»), налогоплательщики обязаны обеспечить документальное подтверждение накопленных убытков в отношении всего срока действия права на их использование и быть готовыми предоставить документы по запросу налоговых органов вне зависимости от факта закрытия налогового периода камеральной/выездной налоговой проверкой.