Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (анализ налоговых поступлений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая нагрузка для конкретного субъекта определяется как доля налогов в выручке от реализации. Основные трудности в оценке уровня налоговой нагрузки на предприятие обусловленные неоднородностью налогов и уровня их влияния на экономику [2, c. 33]. Во-первых, бремя налоговой нагрузки по налогам, уплачиваемых за счет себестоимости, надо измерять удельным весом этих налогов в составе себестоимости. Во-вторых, налоги, уплачиваемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия, целесообразно сравнивать с прибылью от реализации по основной деятельности.

Налоговая нагрузка является объектом регулирования деятельности предприятия и используется в процессе налогового контроля предприятий с учетом показателя налогового риска [3, c. 5].

В целом, налоговая политика страны строится правительством на основании актуального экономического состояния. Направление налоговой политики может, как привести к росту общественного благосостояния и обеспечению потребности общественного воспроизводства, так и остановить развитие налоговой системы страны. Акцентируясь на определенных видах налогов, устанавливая их ставки, порядок взимания, область использования и др. государство может достичь своих целей, основными из которых оказываются экономическая эффективность и социальная справедливость.

1.3. Налоговая политика как инструмент стимулирования инвестиционной деятельности и активизации предпринимательской деятельности

Налоги являются главным фискальным инструментом государства, позволяющим изменять объем и направление денежных потоков. Налоги и механизмы их взимания являются обязательной частью государственной политики опосредованного влияния на экономику.

В течение длительного периода российской экономике был свойственен низкий и даже имеющий отрицательные величины уровень инвестиционной активности, сопровождающийся отсутствием стимула для экономического развития. Это было обусловлено неверным курсом реформ, который осуществлялся в девяностых годах 20 века и привел к массовому оттоку капиталов из страны. За это время, снизилась конкурентоспособность отечественной экономики и разрушился научный и производственный потенциал России.


Однако в течение последнего времени в экономике страны отмечаются позитивные тенденции. Не смотря на то, что показатель уровня инвестиционных ресурсов все еще невелик, налицо повышение активности инвестиционных процессов. В связи с этим, большую ценность представляют реформы системы налогообложения проводимые в стране.

Существует большое количество причин, оказывающих влияние на направление финансовых инвестиций и повышение активности хозяйственной деятельности отдельных субъектов РФ. Одной из этих причин является действенная экономическая политика государства в области налогов и налогообложения. Проблема стимулирования капиталовложений в нашей стране при помощи налогов появилась с начала возникновения рыночных реформ, и на сегодня продолжает сохранять актуальность. Наличие инвестиций обусловлено политикой государства, которая проводится области экономики и налогообложения, действия государства могут, как приостановить, так и стимулировать этот процесс.

Рыночная экономика использует многие инструменты и методики стимуляции инвестиционной деятельности, но определяющей является налоговая система.

 Мировой практике различают несколько основных механизмов развития инвестиционной деятельности при помощи налоговой системы:

— часть прибыли может быть освобождена от налогов, при условии ее направления на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения;

— инвестиционный налоговый кредит;

— повышение скорости амортизация.

— льготы по налогам

В современном мире государственная политика по использованию инструментария налогового регулирования и стимуляции должна быть достаточно активной. На сегодня, при ситуации, сложившейся в России существует необходимость реформ имеющейся экономической политики, с целью увеличения эффективности хозяйственной деятельности ее субъектов. При этом необходимо помнить, что должна быть сформирована такая структура государственного регулирования и стимулирования, при которой государственная политика в плане инвестиций будет выгодна не только государству, но и его экономическим субъектам. В качестве примера непосредственного влияния на процесс регулирования и стимулирования служит полное или частичное освобождение от налогов с использованием предоставления льгот или преференций. Такая преференция, как освобождение от выплаты определенных налогов на доход или прибыль, нередко применяется государством с целью развития инновационных областей экономики или отраслей производства, для стимуляции инвестирования малоразвитые или неблагоприятные регионы страны.


Инвестиционная деятельность является самым распространенным объектом налогового стимулирования. Прибыль, направляемая на эти цели, многими государствами целиком или частично освобождается от налогов. Зачастую, для увеличения инвестиционной активности от налога на добавленную стоимость полностью или частично освобождаются технологическое оборудование и необходимые запасные части к нему. Система налогообложения многих государств, предполагает организацию специальных инвестиционных фондов, которые не подлежат обложению различными видами налогов, включая подоходный.

На сегодняшний день в России имеется актуальная необходимость в изменении и поиске новых источников для экономического роста.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, индивидуальные предприниматели, имеющие прямое отношение к малому бизнесу, - это базовая составляющая рыночного хозяйства. В развитых странах этот сегмент составляет от 50 до 70% ВВП. Развитие малого бизнеса в России тесно связано с реализацией политики его налогообложения.

Режимы налогообложения для предпринимателей определены Налоговым кодексом РФ, учет установлен соответствующим законодательством. Специальные режимы налогообложения установлены для облегчения налогового бремени в целях развития малого предпринимательства. Устанавливая такое налогообложение, государство также делает ставку на развитие определенных отраслей экономики, в которых комфортно работать субъектам малого предпринимательства.

Ужесточились требования к бухгалтерскому учету на малых предприятиях, такие предприятия как ООО обязаны вести пусть и по упрощенной форме, но все же определенный учет, баланс формы № 1. Расчет заработной платы и уплата налогов и страховых платежей на социальное страхование при найме работников в том же объеме, что и у крупного бизнеса. Для этого нужно содержать бухгалтера, то есть не всякий индивидуальный предприниматель сможет сам вести учет на своем предприятии. А также нужно покупать бухгалтерскую программу, обычно это 1С: Предприятие, специально разработанное для малого бизнеса приложение, стоимость ее в пределах 14000 рублей, ежегодная ИТР поддержка которой стоит как и покупка программы.

Отчетность в бюджет и внебюджетные фонды должна подаваться в электронном виде. Для передачи такой отчетности существуют разные операторы со своим программным обеспечением, за которое также нужно платить. Например, в Челябинской области есть несколько фирм предлагающих свои услуги, один из них СКБ «Контур-Экстерн», стоимость программного обеспечения для учета, отчетности и сервисов передачи отчетов через Интернет в налоговую инспекцию для малого бизнеса 12000 рублей в год.


С упразднением ЕСН многие малые предприятия ушли в «тень», так как фискальная нагрузка на малый бизнес увеличилась. Сейчас ведутся разговоры о повышении ставки единого налога на вмененный доход посредством увеличения на 15,9% в 2016 году коэффициента-дефлятора. Это еще одна причина покинуть бизнес или уйти в «тень», так как часть налогов уже увеличена, например, введен налог на имущество для предпринимателей, в Москве - торговый сбор.

Идея установки кассовых аппаратов с Интернет - соединением совсем напугала предпринимателей. Установка и обслуживание таких касс стоит недешево, кроме этого, к ним нужно подбирать программное обеспечение и работника, способного с ним работать. В некоторых населенных пунктах Интернет - связь работает нестабильно, а кое-где ее и вовсе нет.

Такая ситуация чревата тем, что уменьшение прозрачности бизнеса ведет автоматически к уменьшению его кредитоспособности. Заемщик, который претендует на длительный ресурс, должен быть прозрачным и выстраивать долгосрочную перспективу. Заемщик для банка должен быть надежным, чтобы снизились риски, а значит, и банковские ставки на заемные средства для малого бизнеса. В этом заложен еще один минус повышения налогового бремени и условий работы предпринимателей.

Таким образом, нужна четкая политика государства по поддержке малого бизнеса, особенно в кризисный период, следует ввести мораторий на увеличение налогов для малого бизнеса; пересмотреть обязанности малого бизнеса в части ведения бухгалтерского учета и налоговой и неналоговой нагрузки на заработную плату наемным работникам, принятым в этот сектор экономики; а также упрощение в оформлении работников путем внесения поправок в Трудовой кодекс и разработки формы трудового договора для работающих на малых предприятиях.

Главным инструментом экономики государства является налоговая политика, которая призвана находить и внедрять эффективные механизмы для стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных субъектов федерации. 

2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ


2.1 Анализ налоговых поступлений

Обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим требованием для стабильного и эффективного функционирования налоговой политики государства. Для более полного изучения налоговой политики необходимо рассмотреть, проанализировать и оценить формы отчетности федеральной налоговой службы России. В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены такие формы, как 1-НОМ и 1-НМ [20].

Контроль и надзор за выполнением налогового законодательства возлагается на федеральную налоговую службу, которая находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов РФ.

Доходы бюджета за 2015 г. составили 13,659 трлн. руб., что на 407,9 млрд. руб. (3,1%) больше, чем предусматривал прогноз. Расходы бюджета по кассовому исполнению составили 15,62 трлн. руб., дефицит — 1,961 трлн. руб. Объем ВВП по итогам 2015 г. составил 80,804 трлн. руб., что на 3,7% ниже показателя 2014 г.

Дефицит федерального бюджета по состоянию на 1 ноября 2016 г. составил 1,581 трлн. руб., сообщается в оперативном отчете об исполнении федерального бюджета на сайте Федерального Казначейства РФ. Доходы бюджета составили 10,441 трлн. руб., расходы -12,021 трлн. руб.

Расходы бюджета увеличиваются на 304 млрд. руб. - до 16,403 трлн. руб. (19,8% ВВП), доходы - сокращаются на 370 млрд. руб., до 13,369 трлн. руб. (16,1% ВВП).

Если сравнивать показатели, то прекрасно видим, в каком положении находится наша страна, доходы не растут, Но несмотря на сжатие доходов, расходы не только не сокращаются, но даже увеличиваются.

Данные Федеральной налоговой службы (ФНС) по налоговым начислениям и поступлениям в консолидированный бюджет РФ показаны в таблицах 2 и в Приложении 2 соответственно.

Таблица 2 - Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Начислено к уплате

4 713,1

5 876,7

7 419,9

8 653,8

8 598,9

Федеральный
бюджет

2 500,0

3 172,2

4 477,7

5 162,6

5 364,0

Консолидированный бюджет
субъектов РФ

3 783,9

4 487,3

5 237,5

5 791,4

5 957,6

Итого поступило

6 283,9

7 659,5

9 715,2

10954,0

11321,6