Файл: Налоговое планирование в сфере малого бизнеса».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно отметить, что для современных предприятий немаловажным является обеспечение соответствие налогового учета с прочими составляющими, прежде всего, системой бухгалтерского учета.

1.4 Теоретические аспекты взаимодействия налогового и бухгалтерского учета

Учетная политика - это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. В ст. 313 НК РФ упоминается о необходимости разработки учетной политики для целей налогообложения[9].

В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности формируют две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую. Но если порядок формирования бухгалтерской учетной политики закреплен специальным бухгалтерским стандартом ПБУ 1/2012, то в отношении налоговой учетной политики такого документа, регламентирующего основы ее формирования, нет. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно.

С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:

- сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;

- создать систему налогового учета;

- предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

- построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому учетная политика - это один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.


Основными разделами документа «Учетная политика» являются:

1) порядок организации бухгалтерского учета;

2) методы оценки активов и обязательств;

3) порядок контроля за хозяйственными операциями;

4) порядок документооборота и технология обработки учетной информации;

5) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации:

6) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

7) формы первичных учетных документов;

8) порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения.

Отметим, что на оптимизацию налоговых платежей оказывает влияние не только положения налоговой учетной политики, но и учетной политики, принимаемой в целях бухгалтерского учета. Например,[10] налог на имущество рассчитывается по данным бухгалтерского учета, налогооблагаемой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Причем при определении налоговой базы, имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, закрепленным в учетной политике организации. Следовательно, порядок оценки и метод начисления амортизации по основным средствам, принимаемый в бухгалтерском учете влияет на величину налога на имущество и соответственно, оказывает влияние на величину налога на прибыль.

Активное вхождение российских предприятий в рыночные отношения во многом предопределяет цели и задачи российской системы учета, предъявляет новые требования к его функциям. Важнейшей из множества нерешенных проблем российской системы учета в организациях является неурегулированность отношений между системами бухгалтерского и налогового учета.

С 1 января 2002 года налоговый учет стал таким же обязательным атрибутом учетной системы организаций, как и бухгалтерский. Полноценное ведение налогового учета может обеспечить только специально подготовленный сотрудник, обладающий экономическими и юридическими знаниями. Бухгалтерский и налоговый учет, наряду с финансовой отчетностью – главный источник информации о компании.

При решении вопросов об ответственности за нарушение сроков представления налоговой декларации (ст.15.5 КоАП РФ), за непредставление сведений, необходимых для осуществление налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ) и за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) необходимо учитывать положения Федерального закона «О бухгалтерском учете». Согласно нормам данного закона бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Любая ошибка бухгалтера, ведущая к некорректному расчету налогов, может стать причиной финансовых проблем и длительных судебных разбирательств с налоговыми органами.


На сегодняшний день проблематика взаимодействия бухгалтерского и налогового учета остается малоизученной. Отсутствие теоретических и научно обоснованных рекомендаций по согласованности взаимодействия этих двух систем учета в организациях требует глубокого исследования данной проблемы, предопределяет необходимость совершенствования методологии ведения налогового учета в России.

Принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющей последний. Для бухгалтера важно показать в учете не только сумму начисленных налогов, но и источники их возмещения, т.е. что, является источником уплаты налогов, сборов, пошлин.

На наш взгляд, проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат.

Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций между системами бухгалтерского и налогового учета являются следующие:

1) искажение терминов и понятий, использующихся в бухгалтерском и налоговом учете;

2) снижение роли бухгалтерской информации для налоговых органов;

3) несогласованность ведущих специалистов страны в отношении роли и места налогового учета в общей системе учета страны.

Для предприятий Министерство Финансов РФ разработало ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», согласно которому имеется возможность отражения на бухгалтерских счетах налоговых активов и пассивов;

На наш взгляд, с учетом значимости системы бухгалтерского и налогового учета на современном этапе развития экономических отношений необходимо направить все усилия на их сближение, поиск взаимосвязей и снижение противоречий между ними[11].

Современная система взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета можно быть мемориально - ордерной (Приложение Б), журнально – ордерной (Приложение В) и стандартной.

Система бухгалтерского и налогового учета строится в соответствии с деятельностью предприятия, она точно должна отражать все производственно – хозяйственные операции.

В последнее время все больше организаций и фирм для стабилизации и совершенствования функционирования систем бухгалтерского и налогового учета обращаются к необходимости автоматизации процессов.


Как показывает практика российских предприятий, это дает возможность значительно улучшить деятельность и повысить ее показатели уже в краткосрочной перспективе.

В целом отметим, что интеграция налогового и бухгалтерского учета должна идти по двум направлениям.

Первое - приближение правил признания доходов и расходов в налоговом учете к правилам, принятым в бухгалтерском учете.

Второе - устранение случайных, не принципиальных и неоправданных различий в суммах доходов и расходов, признаваемых в налоговом и бухгалтерском учете по одним и тем же правилам.

В качестве вывода можем отметить, что в настоящее время система бухгалтерского и налогового учета имеют тесную взаимосвязь, поэтому необходимо их поддержание на предприятиях с целью обеспечения их эффективной деятельности, недопущения искажения и неоднородности информации.

Для современных работников в области системы ведения бухгалтерского и налогового учета также становится необходимым отслеживание изменения в законодательстве, поскольку, как мы выяснили, в данной области происходят постоянные изменения и усовершенствования.

ГЛАВА 2 СИСТЕМА НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МОРОЗКО»

2.1 Краткая характеристика экономического субъекта ООО «Морозко»

ООО «Морозко» - безоговорочный лидер рынка СНГ по производству и поставкам предметов бортового сервиса авиакомпаниям, цехам бортового питания, ж/д.

Процесс управления ООО «Морозко» представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий и действий, направленных на обеспечение оптимального соотношения рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов.

Функции управления ООО «Морозко» заключаются в осуществлении:

  • общего руководства;
  • технологической и технической подготовки производства и работников к обслуживанию;
  • технико-экономического планирования;
  • учета и финансовой деятельности;
  • технического и продовольственного снабжения.

Налоговое планирование в компании осуществляется главным бухгалтером, который несет ответственность за своевременное уплату налогов и сборов.

Сформированная система налогового учета и планирования будет представлена далее.

2.2 Необходимость налогового планирования ООО «Морозко»


В современной российской экономической литературе ряд авторов основывается на подходе к определению налогового планирования c точки зрения минимизации налоговых обязательств налогоплательщика. Первенцев О. утверждает, что налоговое планирование представляет собой одну из форм минимизации налоговых платежей законными способами на основе использования налоговых льгот и преференций, правильности выбора налоговых режимов и объектов налогообложения, грамотности формирования и использования элементов учетной политики.[12]

Шувалова Е.Б, Грачева Е.А. считают, что налоговое планирование - это способ минимизации налогового бремени, включающий разработку сложных и вполне легитимных систем, позволяющих существенно снизить налоговую нагрузку на экономический субъект, не нарушая норм действующего законодательства и международного права в государстве.[13]

Для того, чтобы налоговое планирование было удачным и привело к положительным последствиям необходимо проработать ряд важнейших моментов для ООО «Морозко» (Таблица 1).

Таблица 1

Мероприятия в рамках налогового планирования[14]

Мероприятия в рамках налогового планирования

Необходимо провести детальный анализ существующей и используемой на предприятии модели налогообложения, определить ее достоинства и слабые места

Необходимо рассмотреть ее организационную структуру, заново очертить виды деятельности и составить список основных поставщиков и потребителей продукции или услуг предприятия.

Необходимо детально изучить систему налогового планирования фирмы и выяснить, в чем именно ее проблемы. Для этого можно провести детальное исследование договорной деятельности компании и ознакомиться с первичными документами налогового учета.

Необходимо провести расчет уровня налоговой нагрузки на предприятие.

Необходимо выбрать наилучших методов осуществления хозяйственной деятельности предприятия; анализ возможных результатов и последствий от внедрения той или иной модели планирования налогов.

Необходимо разработать и внедрить выбранную стратегию по налоговому планированию. Для этого необходимо составить перечень мероприятий по планированию налогов с детальным описанием каждого из них.

Необходимо провести расчет объемов налоговых платежей, разработка документации по налоговому планированию в соответствии с выбранной моделью планирования налогов.