Файл: "Типографика эпохи конструктивизма".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

журналов, на предмет задействованных там шрифтов, их размеров,

местоположения, соотношений между модулями верстки, методов подачи читателю и на основе этой аналитической работы я выведу закономерности, определяющие удачные решения и проблемы в восприятии данной подачи информации, которых придерживались конструктивистские типографы в соответствии с догмами типографического производства.

1. В. Маяковский. Во весь голос. 1931

Характеристика шрифта:

- кегль шрифта титульные 176/48/37/16, текстовые 22/11/8

- гарнитура шрифта: гротеск

- начертание шрифтов: полужирные, жирные

- наклон основных шрифтов: прямые

- размер шрифта: нормальные

- характер заполнения штрихов: шрифт нормальный

Преимущества:

1. Композиционное решение правого листа перекликается с фотопортретом на левой посредством соблюдения пропорций лица в сетке верстки макета.

2. образность восприятия печатного разворота.

3. Шрифтовая композиция.

4. Пропорции.

5. Взаимоотношение между всеми модулями композиции.

Недостатки:

1. Слишком много разных шрифтов, как по размерам, так и по ничертаниям.

2. Пропорциональная сетка сделана по принципам пропорции лица, но не везде совпадает, что заметно глазу и выбивается из контекста.

2. Первые шаги. Обложка книги

Характеристика шрифта:

- кегль шрифта титульные 370/55/24, текстовые 12/18

- гарнитура шрифта: гротеск/антиква

- начертание шрифтов: полужирные, жирные

- наклон основных шрифтов: прямые, текстовый блок курсивом

- размер шрифта: нормальные

- характер заполнения штрихов: шрифт нормальный

Преимущества:

1. Построение пространственной композиции на основе модульной сетки.

2. Динамичная верстка.

3. Шрифтовая композиция.

4. Минималистичное решение.

5. Взаимоотношение между всеми модулями композиции.

Недостатки

1. Слишком много информации.

2. Слова «первые шаги» и «шаги» не выровнены по оси, что бросается в глаза.

3. Слишком много разных размеров, шрифтов 5 разных, и при это разной светлоты.

3. Массовая литературная работа в клубе. Обложка книги. 1929

Характеристика шрифта:

- кегль шрифта: титульные 63/74/32/16/14, текстовые 8

- гарнитура шрифта: обыкновенная

- начертание шрифтов: полужирные, светлые, жирные.

- наклон основных шрифтов: прямые


- размер шрифта: нормальные

- характер заполнения штрихов: шрифт нормальный

Преимущества:

1. Светлая легкая композиция, за счет линий придается дополнительный подтекст, при этом очень сдержанный.

2. Шрифтовая композиция.

3. Используется всего два цвета, что придает утонченности композиции.

4. Минималистичное пространственное решение

Проблемы:

1.Слишко много разно-размерного шрифта с разной жирностью.

2.Не выровнено слово «литература» по отношению к слову «клубе».

3.Разный межстрочный интервал.

4. Качественная сталь. Титульный лист. 1935

Характеристика шрифта:

- кегль шрифта: титульные 63/32/16, текстовые 11

- гарнитура шрифта: обыкновенная

- начертание шрифтов: полужирные, светлые.

- наклон основных шрифтов: прямые

- размер шрифта: нормальные

- характер заполнения штрихов: шрифт нормальный

Преимущества:

1. Светлая легкая композиция выстроенная по пространственной сетке.

2. Шрифтовая композиция.

3. Макет выполнен в соответствии с конструктивистскими идеями

4. Работа с «воздухом», светлый минималистичный макет.

5. В словах «качественная сталь» читается образ серпа и молота, в совокупности с подписью ниже «СССР»

Проблемы:

1.Слишком много пустого пространства в левом нижнем углу.

4. Качественная сталь. Титульный лист. 1935

Характеристика шрифта:

- кегль шрифта титульные 370/55/24, текстовые 12/18

- гарнитура шрифта: гротеск

- начертание шрифтов: полужирные, жирные, светлые

- наклон основных шрифтов: прямые

- размер шрифта: нормальные

- характер заполнения штрихов: шрифт нормальный

Преимущества:

1. Конструктивистская композиция выстроенная по пространственной сетке.

2. Шрифтовая композиция.

3. Образ дополняет фотография и чертеж конструкции.

4. Работа с «воздухом», красный фон обрамляет основную информацию.

5. Минимализм в оформлении.

Проблемы:

1.Слишко много разно-размерного шрифта с разной жирностью и междустрочным пробелом.

2.»Пляшущий» текст в совокупности с разным начертание шрифта разрушает целостность компоновки.

3.Чертеж конструкции не привязан ни к одной оси.

Решение проблем советской типографики на примере страницы

разворота советского журнала «Советский экран»

Решение проблем с текстом:


1) Был заменён шрифт под слова «против» и «и примиренчества» (по возможности приближен к оригиналу), с одинаковым начертанием.

2) Размер шрифта был заменен с 24-ого кегля на 32-й, что добавило целостности композиции.

3) Черная плашка уменьшена до нижней линии шрифта.

4) Логотип и плашка опущены до оси начала предложения на корешке «против…»

5) Заменен шрифт слова «сборник» на такой же по гарнитуре и кеглю как в слове «правой», так же уменьшен межстрочный интервал.

Вариант 1

Вариант 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы разобрали основные вехи развития типографики эпохи конструктивизма и работы художников-проектировщиков, с сообществом УНОВИС, Баухауз, ВХУТЕМАС и их идеями новой типографики и нового дизайн-мышления. И как они в свою очередь своей силой воли и мысли меняли окружающую действительность и влияли на развитие мира, совершали инновации и революцию в мире типографии. В практической же работе мы разобрали работы конструктивистов, рассмотрев конструкции верстки и шрифтовые сочетания.

Кого сегодня можно было бы назвать последователем идей конструктивизма? Возможно «Apple» можно считать последователем принципов Баухауза, но это уже переход от материального к нематериальному. «Apple» известна прежде всего своими компьютерами, которые перевернули индустрию графического дизайна. В этом конечно заслуга эргономики их продукции. Интересно, что бы конструктивисты сказали про «Greenpeace». Совместимы ли их концепции? Ведь в те времена не существовало таких проблем с экологией, но несомненно то что оба этих движения стремились изменить мир к лучшему. Один из самых больших вкладов было совершенно в образовании, те принципы, созданные как Баухаузом и ВХУТЕМАСом при участии конструктивистов до сих пор считаются прогрессивным и внедряются пока только в некоторых развитых школах и вузах. Идеи конструктивизма затронули весь материальный и не материальный мир и до сих пор меняют его, вся современная архитектура базируется на тех идеях, в верстке сайтов применяются те же динамичные композиции но уже переосмысленные под современные задачи, в компоновке рекламных разворотов и книг все чаще можно увидеть макеты, композиция которых построена по тем методам. Сейчас трудно переоценить вклад конструктивизма, он уже стал частью современной конструкции мира, и требует нового переосмысления.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература.

1. Булгакова Л. В. Научно-исследовательский институт книговедения за два года (октябрь 1926 — октябрь 1928) // Книга о книге. НИИ книговедения при Гос. публич. б-ке. Сб. 2. Л.: 1929.

2. Гессен Л. И. Оформление книги: Руководство по подготовке рукописи к печати. Л.: Гос. соц.-экон. изд.-во, 1935.

3. Гильо Г. Г., Константинов Д. В. Оформление советской книги: Пособие для издательских работников. М.-Л.: Гос. изд-во лёгкой промышленности, 1939.

4. Гольцев В. В. Комиссия по изучению искусства книги госуд. издательства // Гравюра и книга. № 2–3. 1924.

5. Мамонтов О. В., Аврух М. Л., Кальмансон В. А. Вопросы автоматизации ввода, вывода и обработки информации на ЭЦВМ в системах информационного обслуживания // Труды III Всесоюзной конференции по информационно-поисковым системам и автоматизированной обработке научно-технической информации. М., 1967.

6. Основы оформления советской книги / Под ред. Сидорова А. А. и Истрина В. А. М.: Искусство, 1956.

7. Семеновкер Б. А. Стандартизация в издательском деле 1932–1982 годов. // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 45, 1982.

8. Сидоров А. А. Друг книги — советский библиофил / Вступ. ст., ред. и примеч. Е. Л. Немировского. М.: Книга, 1981.

9. Тагиров Ф. Ш. О развитии шрифтового дела в Советском Союзе // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 13, 1966.

10. Xромов О. Р. Владимир Яковлевич Адарюков (1863–1932): Материалы к биографии // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 73, 1996.

11. Шицгал А. Г. Русский гражданский шрифт 1708–1958. М.: Искусство, 1959.

12. Чихольд Ян. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. — М.: ИЗДАЛ, 2008.

Дополнительная литература

13. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие

– Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. –

URL:http://biblioclub.ru

14. Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-

во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

15. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. –

172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

16. Колосенцева А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - Минск:

Вышэйшая школа, 2013 – То же [Электронный ресурс]. –

URL:http://biblioclub.ru

17. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое

редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То


же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

18. Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М.

Калиничева, М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. –

389 с. – То же [Электронный ресурс]. – http://e-biblio.ru

19. Черноруков Е. Графические средства изображения [Электронный

ресурс] / Е. Черноруков. − режим доступа:

http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения: 17.03.2016)

20. Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки

элементов: методические указания к занятиям по дисциплине

«Пропедевтика» для студентов направления «Дизайн» / сост. А.В. Шаповал.

– Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 26 с., ил. http://biblioclub.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26