Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и использования оборотных средств предприятия
1.1. Понятие и структура оборотных средств
1.2. Содержание управления оборотными средствами предприятия
Глава 2. Анализ оборотных средств ООО «Икар»
2.1. Анализ структуры и источников финансирования оборотных средств
2.2. Анализ оборачиваемости оборотных активов предприятия
Глава 3. Пути совершенствования управления оборотными средствами в ООО «Икар»
3.1. Совершенствование процесса привлечения средств для финансирования оборотных средств
3.2. Рекомендации по улучшению управления оборотными средствами
Кроме федеральных нормативных документов в отрасли действуют Ведомственные нормы технологического проектирования (ВНТП) объектов гражданской авиации, которые вступили в силу в начале и середине 80-х гг. прошлого века. За эти годы произошла настоящая техническая революция в технологиях строительства, применяемых строительных материалах, изделиях и оборудовании, в мире накоплен значительный практический опыт в области проектирования и строительства. Произошли кардинальные политические изменения: Россия получила доступ и возможность использования передовых зарубежных разработок в отрасли.
Опираясь на устаревшие нормы и правила, проектные организации зачастую принимают решения, приводящие к удорожанию строительства или к снижению эффективности (надежности и долговечности) конструкций. Действующие нормы проектирования слабо дифференцированы по требованиям к аэропортам разных классов, к аэропортам с малым объемом авиаперевозок, к аэропортам, в которых выполняются только нерегулярные (чартерные) авиаперевозки. В результате для аэродромов классов Г, Д и Е (наиболее распространенный тип аэродрома местного значения) применяются конструктивные решения и решения по оборудованию специальными объектами, средствами посадки и радионавигации, аналогичные аэродромам более высоких классов (А, Б, В). Кроме необоснованно го увеличения инвестиционных затрат, в проекте «закладываются» неэффективные эксплуатационные расходы (в том числе за счет избыточной для малых аэропортов численности обслуживающего персонала аэропорта).
За последние 20 лет число аэродромов и аэропортов в Российской Федерации сократилось более чем на 900. Для такой большой по территории страны, как Россия, а также учитывая неразвитую транспортную (железные и автомобильные дороги) инфраструктуру, потеря транспортной доступности равносильна потере населенных пунктов с соответствующими экономическими и социальными последствиями. Попытка исправить ситуацию неизбежно столкнется с необходимостью применения устаревших норм и правил, не позволяющих минимизировать затраты на создание (реконструкцию) малых аэропортов для местных воздушных линий. Современная нормативная база по проектированию и строительству аэродромов с упрощенными покрытиями, малой интенсивностью полетов, оборудованных современными автономными (без обслуживающего персонала) системами посадки, отсутствует. Себестоимость перевозок российских авиакомпаний вплотную приблизилась к мировым ценам (в данном случае авиакомпаний США, см. рис. 3 и 4).
При этом российские авиакомпании проигрывают по затратам на аренду воздушных судов, по расходам на авиатопливо (в США к стоимости топлива добавляется ставка отчислений за аэронавигационное обслуживание). Затраты на персонал в два раза меньше, чем в авиакомпаниях США. Наметились негативные тенденции роста расходов на аэропортовое обслуживание и на техническое обслуживание. Иностранным авиакомпаниям, аэропортовые ставки для которых выше, чем для российских компаний, выполнять рейсы с посадками в России невыгодно. При сложившихся высоких тарифах в России и низком уровне доходов населения, если не работать над снижением единовременных и эксплуатационных затрат, дожидаться высокого спроса на внутренние перевозки можно очень долго.
Рисунок 2. Структура себестоимости авиаперевозок в США[46]
Рисунок 3. Структура авиаперевозок в России[47]
Таким образом, необходимо реализовать инновационную программу, нацеленную на конкретную бизнес-задачу по увеличению доли гражданской авиации России с 2% до 10% на мировом рынке авиаперевозок.
Выводы
Таким образом, для улучшения управления оборотным капиталом в ООО «Икар» необходимо:
1) в целях обеспечения притока денежных средств и сокращения дебиторской задолженности за счет увеличения доли обслуживания частных клиентов целесообразно расширение транзитного потока межконтинентальных пассажирских авиаперевозок по международным воздушным коридорам, а также развитие региональных и местных пассажирских и грузовых авиаперевозок в Российской Федерации;
2) в целях снижения запасов предприятия целесообразна разработка механизмов по снижению эксплуатационных и единовременных затрат в гражданской авиации за счет контроля за уровнем сборов и тарифов, включая цены на авиатопливо, и за счет внедрения инновационных технических регламентов по проектированию, строительству и сертификации объектов инфраструктуры гражданской авиации.
Заключение
Оборотный капитал - это авансированная в денежной форме стоимость для образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих непрерывность процесса производства и своевременность осуществления расчетов. Организация оборотного капитала включает в себя: определение состава и структуры оборотных средств; установление потребности в оборотных средствах; выявление источников формирования оборотных средств; распоряжение оборотными средствами и их эффективное использование. На предприятии необходимо уделять внимание управлению оборотного капитала, разрабатывать организационные и технико-экономические мероприятия по ускорению прохождения каждой стадии кругооборота оборотных средств.
Структура оборотного капитала ООО «Икар» за 2015-2017 гг. ухудшилась: имеет место рост удельной величины запасов при сокращении удельного веса денежных средств. Кроме того, предприятие не имеет собственных оборотных средств для финансирования оборотного капитала.
В 2017 г. продолжительность одного оборота возросла на 1,97 дня, или 31,72 % и составила 8,18 дней. Увеличение продолжительности оборота оборотного капитала повлекло дополнительное привлечение средств в размере 2 880,85 млн.руб. Число оборотов, совершенных запасами за 2017 г. снизилось на 21 оборот, или на 29,17 % относительно 2016 г. Кроме того, темпы прироста запасов опережают темпы роста выручки от оказания услуг. Это позволило сделать вывод о накоплении излишних производственных запасов сырья и материалов.
В 2015 г. дебиторская задолженность совершала за год 274,04 оборота, к 2017 г. эта величина сократилась до 97,85 %. Это свидетельствует о том, что компания стала активнее применять практику кредитования своих корпоративных клиентов. Однако, рос дебиторской задолженности влечет замораживание средств в расчетах, осложняет процесс оплаты компанией долгов кредиторам.
В то же время расчеты показателей оборачиваемости денежных средств выявили положительную динамику. Если в 2015 денежные средства совершали полный оборот за 3,1 дня, то в 2017 г. этот показатель сократился до 2,2 дня. Таким образом, расчеты денежными средствами в 2017 г. ускорились. В то же время, проведенное ранее исследование структуры оборотного капитала выявил проблему низкого удельного веса денежных средств в его составе, что снижает ликвидность баланса предприятия.
Для улучшения управления оборотным капиталом в ООО «Икар» необходимо:
1) в целях обеспечения притока денежных средств и сокращения дебиторской задолженности за счет увеличения доли обслуживания частных клиентов целесообразно расширение транзитного потока межконтинентальных пассажирских авиаперевозок по международным воздушным коридорам, а также развитие региональных и местных пассажирских и грузовых авиаперевозок в Российской Федерации;
2) в целях снижения запасов предприятия целесообразна разработка механизмов по снижению эксплуатационных и единовременных затрат в гражданской авиации за счет контроля за уровнем сборов и тарифов, включая цены на авиатопливо, и за счет внедрения инновационных технических регламентов по проектированию, строительству и сертификации объектов инфраструктуры гражданской авиации.
Список литературы
- Барчуков А.В. Политика управления оборотным капиталом в холдинге // Финансовый менеджмент. – 2012. - № 3. – С. 21-23.
- Белоусенко Г.Ф. Оборотные средства сельскохозяйственных, аграрно-промышленных предприятий и производственных объединений. – М.: Инфра-М, 2012.
- Большедворова С.А. Совершенствование управления оборотными активами предприятия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 19-27.
- Володин А.А. Управление финансами. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2012.
- Дианов В.В.Теоретические аспекты управления оборотными активами // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 1. С. 59-62.
- Джураева Р.Ф. Проекты инновационного развития гражданской авиации// Транспорт и связь. – 2012. - № 5. – С. 28.
- Киченко Л.П. Построение бизнес-процесса управления оборотным капиталом промышленных предприятий на основе анализа стоимости и рисков компании. - Пермь, 2012.
- Когденко В.Г., Мельник М.В., Быковников И.Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012.
- Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий). - М.: Юнити-Дана, 2012.
- Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012.
- Кучеров А.В. Источники формирования оборотного капитала промышленных предприятий // Научный журнал КубГАУ. – 2012. - № 68. – С. 22-27.
- Пыткин А.Н. Особенности системы управления оборотным капиталом. - Пермь: Полиграф Сити, 2012.
- Ротштейн Л.А. Оборотные средства в промышленности. - М.: Инфра-М, 2012.
- Шахбанов Р.Б., Бабаева З.Ш., Папалашев А.А. Методы управления оборотными активами предприятия // Финансовая экономика. 2012. № 5. С. 014-016.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2012.
Приложение 1
Выписка из бухгалтерского баланса ООО «Икар»
На |
31 |
На 31 декабря |
На 31 декабря |
||||||||||||
Пояснения 1 |
Наименование показателя 2 |
20 |
17 |
г. |
20 |
16 |
г. |
20 |
15 |
г. |
|||||
АКТИВ |
|||||||||||||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||||||||||
Основные средства |
16801 |
17068 |
17567 |
||||||||||||
Незавершенное строительство |
4647 |
4647 |
4647 |
||||||||||||
Долгосрочные финансовые вложения |
10676 |
10086 |
- |
||||||||||||
Отложенные налоговые активы |
4700 |
573 |
208 |
||||||||||||
Итого по разделу I |
36824 |
32374 |
22423 |
||||||||||||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||||||||||
Запасы |
10675 |
6607 |
5290 |
||||||||||||
Дебиторская задолженность |
3682 |
2078 |
2147 |
||||||||||||
Денежные средства и денежные эквиваленты |
524 |
558 |
653 |
||||||||||||
Итого по разделу II |
14881 |
9243 |
8090 |
||||||||||||
БАЛАНС |
51705 |
41617 |
30513 |
||||||||||||
На |
31 декабря |
На 31 декабря |
На 31 декабря |
||||||||||||
Пояснения 1 |
Наименование показателя 2 |
20 |
17 |
г. |
20 |
16 |
г. |
20 |
15 |
г. |
|||||
ПАССИВ |
|||||||||||||||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6 |
10 |
||||||||||||||
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) |
10 |
10 |
|||||||||||||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
3780 |
18901 |
20153 |
||||||||||||
Итого по разделу III |
3790 |
18911 |
20163 |
||||||||||||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
- |
||||||||||||||
Заемные средства |
4119 |
- |
|||||||||||||
Итого по разделу IV |
- |
4119 |
- |
||||||||||||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||||||||||||
Заемные средства |
41779 |
11963 |
4634 |
||||||||||||
Кредиторская задолженность |
6136 |
6624 |
5726 |
||||||||||||
Итого по разделу V |
47915 |
18587 |
10360 |
||||||||||||
БАЛАНС |
51705 |
41617 |
30513 |
Приложение 2
Выписка из Отчета о финансовых результатах ООО «Икар»
Наименование показателя |
2017 год |
2016 год |
||||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
||||||
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
526450 |
50360 |
||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
(439590) |
(429660) |
||||
Валовая прибыль |
86860 |
73970 |
||||
Коммерческие расходы |
(13650) |
(12650) |
||||
Прибыль (убыток) от продаж |
73210 |
61320 |
||||
Проценты к получению |
150 |
450 |
||||
Проценты к уплате |
(630) |
(470) |
||||
Прочие доходы |
810 |
760 |
||||
Прочие расходы |
(810) |
(760) |
||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
72730 |
61300 |
||||
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
(14546) |
(12260) |
||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
58184 |
49040 |
-
Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий). - М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 49. ↑
-
Дианов В.В.Теоретические аспекты управления оборотными активами // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 1. С. 59-62. ↑
-
Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий). - М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 54. ↑
-
Ротштейн Л.А. Оборотные средства в промышленности. - М.: Инфра-М, 2012. – С. 65. ↑
-
Пыткин А.Н. Особенности системы управления оборотным капиталом. - Пермь: Полиграф Сити, 2012. ↑
-
Барчуков А.В. Политика управления оборотным капиталом в холдинге // Финансовый менеджмент. – 2012. - № 3. – С. 21-23. ↑
-
Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий). - М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 54. ↑
-
Дианов В.В.Теоретические аспекты управления оборотными активами // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 1. С. 59-62. ↑
-
Белоусенко Г.Ф. Оборотные средства сельскохозяйственных, аграрно-промышленных предприятий и производственных объединений. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 81. ↑
-
Дианов В.В.Теоретические аспекты управления оборотными активами // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 1. С. 59-62. ↑
-
Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий). - М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 54. ↑
-
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 112. ↑
-
Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий). - М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 54. ↑
-
Когденко В.Г., Мельник М.В., Быковников И.Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 112. ↑
-
Шахбанов Р.Б., Бабаева З.Ш., Папалашев А.А. Методы управления оборотными активами предприятия // Финансовая экономика. 2012. № 5. С. 014-016. ↑
-
Большедворова С.А. Совершенствование управления оборотными активами предприятия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 19-27. ↑
-
Большедворова С.А. Совершенствование управления оборотными активами предприятия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 19-27. ↑
-
Володин А.А. Управление финансами. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2012. – С. 81. ↑
-
Шахбанов Р.Б., Бабаева З.Ш., Папалашев А.А. Методы управления оборотными активами предприятия // Финансовая экономика. 2012. № 5. С. 014-016. ↑
-
Большедворова С.А. Совершенствование управления оборотными активами предприятия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 19-27. ↑
-
Колчина Н.В., Португалова О.В., Макеева Е.Ю. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 143. ↑
-
Шахбанов Р.Б., Бабаева З.Ш., Папалашев А.А. Методы управления оборотными активами предприятия // Финансовая экономика. 2012. № 5. С. 014-016. ↑
-
Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - С. 102. ↑
-
Большедворова С.А. Совершенствование управления оборотными активами предприятия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 19-27. ↑
-
Шахбанов Р.Б., Бабаева З.Ш., Папалашев А.А. Методы управления оборотными активами предприятия // Финансовая экономика. 2012. № 5. С. 014-016. ↑
-
Киченко Л.П. Построение бизнес-процесса управления оборотным капиталом промышленных предприятий на основе анализа стоимости и рисков компании. - Пермь, 2012. – 214. ↑
-
Большедворова С.А. Совершенствование управления оборотными активами предприятия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 19-27. ↑
-
Шахбанов Р.Б., Бабаева З.Ш., Папалашев А.А. Методы управления оборотными активами предприятия // Финансовая экономика. 2012. № 5. С. 014-016. ↑
-
Большедворова С.А. Совершенствование управления оборотными активами предприятия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 19-27. ↑
-
Шахбанов Р.Б., Бабаева З.Ш., Папалашев А.А. Методы управления оборотными активами предприятия // Финансовая экономика. 2012. № 5. С. 014-016. ↑
-
Ротштейн Л.А. Оборотные средства в промышленности. - М.: Инфра-М, 2012. – С. 90. ↑
-
Приложение 1. ↑
-
Составлено автором по данным Приложения 1. ↑
-
Составлено автором по данным Приложения 1. ↑
-
Составлено автором по данным Приложения 1. ↑
-
Составлено автором по данным Приложения 1. ↑
-
Составлено автором по данным Приложения 1. ↑
-
Составлено автором по данным Приложения 1. ↑
-
Составлено автором по данным Приложения 1. ↑
-
Кучеров А.В. Источники формирования оборотного капитала промышленных предприятий // Научный журнал КубГАУ. – 2011. - № 68. – С. 22-27. ↑
-
Кучеров А.В. Источники формирования оборотного капитала промышленных предприятий // Научный журнал КубГАУ. – 2016. - № 68. – С. 22-27. ↑
-
Кучеров А.В. Источники формирования оборотного капитала промышленных предприятий // Научный журнал КубГАУ. – 2016. - № 68. – С. 22-27. ↑
-
Кучеров А.В. Источники формирования оборотного капитала промышленных предприятий // Научный журнал КубГАУ. – 2012. - № 68. – С. 25. ↑
-
Там же. – С. 26. ↑
-
Джураева Р.Ф. Проекты инновационного развития гражданской авиации// Транспорт и связь. – 2012. - № 5. – С. 28. ↑
-
Джураева Р.Ф. Проекты инновационного развития гражданской авиации// Транспорт и связь. – 2012. - № 5. – С. 32. ↑
-
Джураева Р.Ф. Проекты инновационного развития гражданской авиации// Транспорт и связь. – 2012. - № 5. – С. 33. ↑