Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и использования оборотных средств предприятия
1.1. Понятие и структура оборотных средств
1.2. Содержание управления оборотными средствами предприятия
Глава 2. Анализ оборотных средств ООО «Икар»
2.1. Анализ структуры и источников финансирования оборотных средств
2.2. Анализ оборачиваемости оборотных активов предприятия
Глава 3. Пути совершенствования управления оборотными средствами в ООО «Икар»
3.1. Совершенствование процесса привлечения средств для финансирования оборотных средств
3.2. Рекомендации по улучшению управления оборотными средствами
Банковское финансирование имеет строго целевой характер. Однако, касательно оборотного капитала, кредиты банков обычно выделяются для его формирования в целом. Средний срок получения банковского кредита со дня принятия документов в России составляет, по оценкам специалистов, от 1 до 2 месяцев. Кредитные ресурсы банков выдаются только после предоставления залогового обеспечения. Залоговая стоимость предоставленного обеспечения должна покрывать сумму основного долга по кредиту и процентам, начисленным, как минимум, за период не менее 3-х месяцев. При этом залоговое имущество подлежит страхованию, договорам залога недвижимости, спецтехники и государственной регистрации. В качестве обеспечения может выступать приобретаемое за счет кредитных ресурсов имущество (например, для оборотного капитала - товары в обороте) после перехода права собственности к заемщику и отсутствии ограничений для принятия этого имущества в залог в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами банка. Многие банки также взимают плату за услуги оформления кредита, величина которой либо фиксирована, либо зависит от времени, затраченного на подготовку документов. В итоге, предприятию-заемщику требуется подготовить обеспечение, превышающее объем предполагаемого заимствования.
Конечный объем кредитования определяется банком исходя из потребностей предприятия, подтвержденных бизнес-планом и технико-экономическим обоснованием кредита, с учетом финансового состояния предприятия. При этом возможно изменение объема предоставляемых денежных средств в течение срока действия кредитного договора. Такой потенциал предоставляют такие кредитные инструменты, как возобновляемая кредитная линия, а также овердрафтный кредит. Однако, данные механизмы кредитования применяются для предприятий-заемщиков, имеющих стабильные обороты по счетам, безупречную кредитную историю и устойчивое финансовое положение. Как следствие, для большинства хозяйствующих субъектов они не доступны.
Кредиторская задолженность представляет собой специфический источник формирования оборотного капитала. Для предприятия ее возникновение является «экономией» денежных средств, которые определенное время могут быть использованы на любые цели. При этом ряд видов кредиторской задолженности позволяют использовать хозяйствующему субъекту одну сумму дважды. Так, задолженность перед поставщиками производственных материалов, фактически означает «бесплатное» получение предприятием в свое распоряжение некоего натурального количества сырья и материалов. При этом сохраненная сумма может быть направлена на другие нужды, в том числе и на формирование элементов оборотного капитала.
Потенциал образования кредиторской задолженности у предприятий достаточно высок. Появление определенной ее части обусловлено естественными процессами, протекающими в экономике - временные задержки в расчетных системах, реализация маркетинговых целей контрагентами. Другая ее часть формируется благодаря решению руководства самого хозяйствующего субъекта (задолженность по оплате труда, перед бюджетом).
Инвестиционные ресурсы, поставляемые данным источником, оказываются доступными с определенными временными задержками. В первую очередь, это относится к кредиторской задолженности перед контрагентами. Руководящему звену экономического субъекта требуется приложить ряд усилий для заключения, например, договора поставки с отсрочкой платежа. Главным же сдерживающим фактором будет являться недопущение наращивания размеров и сроков погашения кредиторской задолженности до опасных границ для устойчивого финансового состояния предприятия.
На момент образования кредиторской задолженности перед контрагентами уровень ее обеспечения будет зависеть от условий, указанных в заключенных договорах поставок и оказания услуг. Так, многие контрагенты, прежде чем предоставить отсрочку оплаты, могут потребовать различные поручительства и гарантийные письма.
Задолженность по оплате труда и перед бюджетом на момент своего образования не требует обеспечения. Однако, это наиболее срочная кредиторская задолженность, требующая скорейшего погашения.
Эмиссия акций и облигаций может использоваться для мобилизации инвестиционных ресурсов с целью финансирования оборотного капитала. Данный источник является для большинства предприятий малодоступным. Несмотря на то, что за рубежом выпуск акций является одной из наиболее популярных форм финансирования, в России она практически не применяется. Одними из основных причин этого являются: высокие затраты, связанные с подготовкой эмиссии, выпуском и размещением акций, низкая ликвидность и недооценка акций, боязнь руководства потери контроля над предприятием.
Что касается корпоративных облигаций, вопреки значительного роста этого рынка в России в течение последних нескольких лет, все-таки для большинства предприятий этот источник является дорогим по сравнению с другими вариантами финансирования из-за, опять же, высокого уровня расходов, слабо или вообще не зависящих от объема выпуска, которые составляют существенную долю стоимости размещения, а также низкой ликвидности небольших займов, которые чаще всего привлекают средние и мелкие эмитенты.
Средний срок размещения акций от момента начала подготовки к данной процедуре и до фактического ее завершения, как правило, для отечественного фондового рынка составляет - полтора-два года, а иногда и более. Гораздо меньшее время требуется для реального получения инвестиционных ресурсов от размещения облигаций - максимум один год[43].
Чтобы привлечь средства за счет акционирования, необходимо изначально иметь прибыльный бизнес (основной индикатор - отношение чистых активов к уставному капиталу), прозрачный для инвесторов, и обладать значительными активами, которые могли бы быть обеспечением акций. Эмитент вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного каптала либо величину обеспечения предоставленного обществу в этих целях третьими лицами (банковская гарантия, государственные и муниципальные гарантии), после полной оплаты уставного капитала. Если же обеспечение от третьих лиц отсутствует, то выпуск облигаций возможен лишь не ранее третьего года существования предприятия. Таким образом, для этих источников имеются достаточно строгие ограничения на объем получаемых средств, который прямо зависит от двух величин - размеров уставного каптала, чистых активов и предоставляемого обеспечения. Кроме того, на фондовом рынке существует лимит на минимальную сумму привлекаемых средств путем эмиссии акций и облигаций. Например, для России такой минимальный объем для эмиссии акций составляет 500 млн. руб., а для облигационного займа - 100 млн. руб. При этом минимальные затраты на осуществление эмиссии составляют порядка 300 тыс. руб. Из этих денег оплачиваются услуги финансовых консультантов, менеджеров выпуска, юристов, аудиторов. Однако чем дешевле обходится данный процесс эмитенту, тем ниже качество заинтересовавшихся его бумагами инвесторов и уровень привлекаемых инвестиций[44]. Что касается возможности изменения объема привлекаемого финансирования по данным источникам, то она достаточно ограничена. Для эмиссии акций существует привязка размещаемых акций к количеству объявленных акций, а для облигационного займа имеется ограничение на количество выпущенных облигаций к размеру уставного каптала или обеспечению, а также к сроку существования эмитента. В итоге, возможность увеличения объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов достаточно мала, а снижение первоначально планируемой поминальной стоимости цепных бумаг потенциальные инвесторы воспримут как негативный сигнал, что может привести к еще большему падению уровня привлекаемых средств.
Государственные кредиты характеризуются, в первую очередь, малой доступностью. В этой сфере распределение инвестиций, как правило, многое подчинено экономическим критериям и характеризуется большой нестабильностью принимаемых решений. Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100 процентов суммы предоставляемого кредита. Предоставленное обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что степень эластичности государственных кредитов для большинства коммерческих предприятий промышленности практически идентична эластичности банковских кредитов. Лишь ряд хозяйствующих субъектов могут получать государственные инвестиционные ресурсы на льготных условиях.
Таким образом, наиболее эластичным источником формирования оборотного капитала в существующей экономической обстановке можно считать кредиторскую задолженность. Однако следует отметить, что эластичности источников формирования оборотного капитала для конкретных экономических субъектов могут отличаться от приведенных выше вследствие особенностей их технико-экономического развития и финансового состояния.
3.2. Рекомендации по улучшению управления оборотными средствами
Для обеспечения притока денежных средств и сокращения дебиторской задолженности на счет увеличения доли обслуживания частных клиентов целесообразно расширение транзитного потока межконтинентальных пассажирских авиаперевозок по международным воздушным коридорам.
Спрос на авиаперевозки находится в прямо пропорциональной зависимости от ВВП страны и доходов на душу населения. Анализ объемов авиаперевозок, например, в США (действует всего 50 авиакомпаний) и России показывает, что проблема не столько в отсутствии платежеспособного спроса, а в отсутствии конкурентоспособного по качеству и стоимости предложения. ВВП России меньше в 10 раз, авиаперевозки в России меньше в 15 раз, а на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) авиаперевозки меньше в 26 раз. Из общего объема перевозок по ВВЛ в России от 70 до 74% перевезено на направлениях в Москву и из Москвы, (20 млн. пассажиров), остальные перевозки выполнялись внутри регионов и между регионами (6 млн. пассажиров). В ретроспективе среднегодовой темп прироста перевозок по направлениям в Москву составлял 11%, по другим региональным направлениям, исключая Москву, среднегодовой темп прироста перевозок составлял около 5%[45].
Чтобы обеспечить динамику деловой активности в регионах Российской Федерации, необходимо быстрее создать конкурентоспособное по качеству и стоимости предложение на рынке региональных авиаперевозок. Это многокомпонентный и сложный проект, состоящий из большой номенклатуры задач, но главные из них следующие:
- во-первых, переоснастить парк региональных воздушных судов, создать в федеральных округах крупные региональные авиакомпании, ориентированные на перевозки по ВВЛ, разработать механизм приобретения воздушных судов, позволяющий гарантировать возмещение их стоимости или уплату лизинговых платежей;
- во-вторых, привести в соответствие с требованием безопасной эксплуатации сеть региональных аэродромов, использовать аэродромы, высвобождающиеся из подчинения военному ведомству;
- в-третьих, ввести правила по регулированию ставок сборов и основных тарифов аэропортов, цен на авиатопливо, разработать и поддерживать обновление руководства по регулируемым ставкам, сборам и тарифам;
- в-четвертых, внедрить информационные технологии, обеспечивающие сбор статистической информации, с целью мониторинга экономических показателей.
В целях снижения запасов предприятия целесообразна разработка механизмов по снижению эксплуатационных и единовременных затрат в гражданской авиации за счет контроля за уровнем сборов и тарифов, включая цены на авиатопливо, и за счет внедрения инновационных технических регламентов по проектированию, строительству и сертификации объектов инфраструктуры гражданской авиации.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов актуальной становится задача разработки Свода правил как федерального отраслевого нормативного документа по проектированию аэропортов (аэродромов) гражданской авиации регионального и местного значения. Целью нового Свода правил является снижение единовременных и эксплуатационных затрат на развитие инфраструктуры ГА, особенно это важно для развития региональных аэропортов.
Согласно мировой практике стандарты и технические регламенты в авиационной отрасли корректируются и дополняются каждые 4-5 лет. В России же до настоящего времени основополагающими нормативными документами по проектированию аэродромов являются СНиПы 1985 г. (по проектированию аэродромов) и 1988 г. (по строительству аэродромов). Принятый в 1996 г. «объединенный» (проектирование и строительство) СНиП 32-03-96 «Аэродромы» не выполняет функцию полноценного нормативного документа, потому что при его утверждении предполагалось, что он будет дополняться обязательными для применения сводами правил, которые так и не были разработаны.