Файл: Разработка регламента выполнения процесса "Управление информационными ресурсами" (Описание предметной области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаграмма вариантов использования системы пользователем представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Диаграмма вариантов использования системы пользователем

Общими для пользователя и администратора системы являются следующие группы действий:

  • управление ресурсами системы;
  • авторизация.

Управление ресурсами означает, что пользователю системы доступны сервисы, которые предоставляют следующие возможности:

  • просмотр ресурсов системы, к которым предоставлен доступ;
  • управление свойствами ресурсов означает, что пользователь может устанавливать для отдельных ресурсов атрибут "только чтение";
  • просмотр свойств ресурса;
  • управление подпиской на изменение ресурсов;
  • управление версионностью, что включает в себя возможность просмотра истории изменения ресурса, отмены предыдущих изменений, т.е. возврат к определенной версии ресурса.

В процессе авторизации пользователь системы вводит свои идентификационные данные (логин, пароль), после чего система предоставляет пользователю доступ к информационным ресурсам в соответствии с назначенной для него ролью.

Для обеспечения масштабируемости разрабатываемой системы и повышения производительности сервера баз данных была выбрана трехуровневая архитектура. Она позволяет представить информационную систему в виде совокупности трех компонент: сервера баз данных, клиентского приложения и сервера приложений, отвечающего за выполнение логики приложения.

В качестве технологии для разработки многоуровневой архитектуры была выбрана технология Java EE 5. Основным преимуществом технологии Java EE является компонентный подход к разработке и реализации приложений.

Для хранения данных необходимых для функционирования служб управления информацией был использован MySQL Server 5.0.16.

MySQL – компактный многопоточный сервер баз данных. MySQL характеризуется большой скоростью, устойчивостью и легкостью в использовании. MySQL-сервер является бесплатным для некоммерческого использования, что является неоспоримым плюсом.

Таким образом, разработанные диаграммы вариантов использования системы, архитектура приложения и программные средства позволят предприятию сократить сроки разработки служб поддержки управления информационными ресурсами и повысить производительность среды хранения и эффективность распространения информации и организовать совместную работу сотрудников.


При разработке модели представления предметной области использовалось CASE-средство AllFusion Process Modeler 7 (BPwin). BPwin автоматизирует задачи, связанные с построением моделей развития, обеспечивая семантическую строгость, необходимую для гарантии правильности и непротиворечивости результатов [15].

В данном проекте была применена методология IDEF0, в рамках которой бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, обмениваясь информационными и материальными потоками с помощью людских и производственных ресурсов, потребляемых каждой работой.

Исходными данными для осуществления централизованного управления информационными ресурсами являются ресурсы предприятия и данные по каждому сотруднику.

Организация процесса управления ресурсами компании основывается на существующей политике безопасности, модели совместного использования ресурсов, выбранной семантики чтения и записи файлов, протоколов передачи данных, модели защиты ресурсов и модели работы с контентом.

Механизмами организации централизованного управления информационными ресурсами будут выступать службы корпоративного хранилища данных.

Предоставленные информационные ресурсы, права доступа к ресурсам, резервные копии ресурсов, архивы ресурсов, версии ресурсов и уведомление об изменении контента являются результатом работы служб корпоративного хранилища данных.

Процесс централизованного управления информационными ресурсами компании включает ряд подпроцессов. Эти подпроцессы делят процесс организации управления ресурсами на следующие этапы: организовать доступ к файлам, организовать совместное использование ресурсов, организовать управление версиями ресурсов, организовать защиту ресурсов, уведомить об изменениях ресурсов.

Организация доступа к ресурсам осуществляется через службу доступа и включает ряд подэтапов: организацию авторизированного доступа к информационным ресурсам и предоставления доступа к данным. Данный процесс, основываясь на выбранной политике безопасности и модели совместного использования ресурсов, позволяет разграничить права доступа сотрудников к ресурсам предприятия.

Для организации процесса защиты ресурсов необходимо, чтобы служба безопасности предоставляла следующие сервисы: архивное копирование и резервное копирование. Защита ресурсов предприятия является ключевым моментом при реализации процесса управления информационными ресурсами компании и позволяет предприятию обезопасить себя от потери данных.


Уведомление об изменениях ресурсов компании реализуется посредствам службы подписки и службы доставки и позволяет сотруднику компании своевременно получать информацию об изменениях документов, на изменение которых была осуществлена подписка.

Для организации данного процесса необходимо осуществить подписку на изменение ресурса, а в случае изменения ресурса служба доставки доставит уведомление об изменении контента подписчику.

На рисунке 1.4 представлена функциональная модель системы централизованного управления информационными ресурсами.

Рисунок 1.4 – Контекстная диаграмма

Декомпозиция контекстной диаграммы приведена на рисунках 1.5-1.8.

Рисунок 1.5 – Декомпозиция контекстной диаграммы

Рисунок 1.6 – Декомпозиция блока "Организовать доступ к ресурсам"

Рисунок 1.7 – Декомпозиция блока "Организовать защиту ресурсов"

Рисунок 1.8 – Декомпозиция блока "Уведомить об изменениях ресурсов

На основании разработанной функциональной модели осуществляется построение информационной модели и моделей представления сервисных служб управления информацией.

Совершенствование процесса управления информационными ресурсами

Информационная модель

В процессе построения информационной модели были выделены пять сущностей, описание которых приведено ниже.

Сущность Пользователь была введена для предоставления информации о сотрудниках компании такой, как логин и пароль сотрудника, его электронный адрес почты для того, чтобы он мог получать уведомления в случае подписки на изменение какого-либо документа, состояние пользователя и дата регистрации пользователя в системе.

Сущность Роли предназначена для разграничения прав доступа в системе и содержит такую информацию, как название роли и ее описание. Данная сущность и сущность Пользователь являются базой для работы службы доступа, реализованной через сервис авторизации.

Документ – сущность, которая предназначена для предоставления информации о ресурсах системы, а именно: версии документа, пути его размещения и текущего состояния.


Сущность Подписка была введена для хранения всех подписок пользователей на получение уведомлений об изменении конкретного ресурса. При этом когда проводится подписка, проставляется дата поступления заявки на нее.

Сущность Доступ является основой для реализации службы доступа, которая гарантирует отсутствие доступа для других пользователей к тем данным, к которым они не имеют права доступа.

Далее при разработке информационной модели были определены зависимости между сущностями.

Для каждого пользователя системы может быть определено несколько ролей, которые разграничивают права доступа пользователей к различным частям системы. Поэтому между сущностями Роль и Пользователь определена связь один-ко-многим. На основании роли пользователя предоставляется доступ к ресурсам (документам) системы. Т.к. для каждого пользователя может быть определен свой собственный или один и тот же набор документов, то между таблицами Пользователь и Документ была определена связь многие-ко-многим.

Система управления информацией предоставляет пользователям возможность осуществить подписку на изменение ресурсов системы, поэтому между сущностями Пользователь и Подписка, Документ и Подписка определена неидентифицирующая связь один-ко-многим.

Логическая модель разработанной информационной системы представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Логическая модель разработанной системы

Физический уровень разработанной информационной модели представлен на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Физический уровень информационной модели

Таким образом, разработанная информационная модель системы позволит наиболее эффективно организовать централизованное управление информационными ресурсами.

1.2. Описание работы системы

Для начала работы с системой пользователь должен запустить любой браузер и набрать в адресной строке адрес узла и номер порта (если он отличен от 8080) (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Ввод адреса приложения в адресной строке браузера

Система предложит пройти процедуру авторизации, для этого пользователю необходимо ввести свой логин и пароль. На основании этих данных система определит статус пользователя и его права доступа для каждого из ресурсов (рисунок 2.4).


Рисунок 2.4 – Панель авторизации пользователя

Приложение поддерживает две группы пользователей, которым соответствуют следующие роли: администратор и пользователь системы. Выделенные роли разграничивают доступ к различным частям системы.

В результате успешной авторизации внизу главной страницы системы (строка состояния) появится логин текущего пользователя системы (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – Строка состояния после входа в систему

Рисунок 2.6 – Страница управления пользователями системы

Администрирование системы осуществляется пользователем с правами администратора на странице "Администрирование". Кроме того администратор может просматривать информацию по использованию ресурсов предприятия, о подписке на их изменение и другие данные.

В разделе "Пользователи" (рисунок 2.7) администратор системы осуществляет управление пользователями системы (добавляет и изменяет данные пользователей, определяет их роли и удаляет старых пользователей).

Работа с пользователями осуществляется через контекстное меню, которое вызывается нажатием правой клавиши мыши.

Администратор может добавить нового пользователя системы в одну из групп путем выбора соответствующей роли на странице и нажатия на кнопку "Создать". При создании нового пользователя необходимо указать также логин и пароль, адрес электронной почты и т.д. (см. рисунок 3.13). После чего новый пользователь появится в списке пользователей системы.

Рисунок 2.7 – Создание нового пользователя системы

Рисунок 2.8 – Информация по использованию ресурсов предприятия

Для изменения информации о пользователе необходимо выбрать его из списка пользователей системы и выбрать в контекстном меню пункт "Изменить". На панели редактирования данных вводится новая информация, для сохранения которой необходимо нажать на кнопку "Обновить". Удаление пользователя осуществляется путем выбора соответствующего пользователя из списка и нажатием пункта "Удалить" в контекстном меню.

Для работы с ресурсами предприятия, расположенными на сервере, требуется перейти на главную страницу приложения. Данная страница содержит дерево ресурсов, хранимых на сервере, и позволяет осуществлять работу с ними, например, забрать последнюю версию файла или заменить ее новой, заблокировать версию для изменения ее другими пользователями или осуществить подписку на получение уведомления по электронной почте об изменении ресурса и другие операции.