Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 738
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1. Теоретические основы управленческого учета
1.2. Бюджетирование как основной инструмент управленческого учета
ГЛАВА 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К БЮДЖЕТИРОВАНИЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Традиционное бюджетирование
2.2. Бюджетирование «на нулевой основе»
2.3. Процессно - ориентированное бюджетирование
2.5. Бюджетирование, ориентированное на результат
2.6. Скользящее бюджетирование
2.5. Пооперационное бюджетирование
ГЛАВА 3. ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ СПЕЦИФИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВЫБОРЕ БЮДЖЕТНОЙ МОДЕЛИ
1.2. Бюджетирование как основной инструмент управленческого учета
В условиях рынка вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, то есть все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше – денежное выражение [28].
Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом [4].
Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого организация будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования – это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах [28].
Целью бюджетирования является повышение эффективности деятельности организации путем усилий всех его сегментов.
Понятие бюджетирования, также как и понятие управленческого учета, не имеет конкретной трактовки. В таблице 2 приведены мнения различных авторов по данному вопросу.
Таблица 2 – Трактовка понятия «бюджетирование» различными авторами
Автор, источник |
Определение |
Щиборщ К.В. |
Бюджетирование — это процесс составления и реализации бюджета в практической деятельности компании [2] |
Босенко Е.В. |
Бюджетирование – процесс составления финансовых планов и смет одновременно управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений[4] |
Красова О.С. |
Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных [5] |
Кощеев В.А., Грахов В.П. |
Бюджетирование – это комплекс планирования, отчетности и контроля на основе системы бюджетов. С одной стороны, оно является процессом составления финансовых планов и смет, а с другой, - управленческой технологией, предназначенной для выработки управленческих решений и повышения их финансовой обоснованности, т. е., это инструмент бюджетирования [17] |
Н.В. Бекетов |
Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на месяц) [18] |
Шинкарѐва Л.И. Садочков М.Е. |
Бюджетирование – это технология планирования, учѐта и контроля активами и финансовыми результатами предприятия [19] |
Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. |
Бюджетирование на предприятии – это особый вид планирования, в основу которого положены принципы и методы составления, исполнения, корректировки, контроля и оценки бюджетов как специфической формы планов. Другими словами, бюджетирование – это процесс планирования будущей хозяйственной деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов [12] |
На основе вышеперечисленного под бюджетированием следует понимать комплекс планирования, отчетности и контроля на основе системы бюджетов.
Основные задачи бюджетирования:
- обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
- своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
- выявление резервов роста доходов предприятия;
- оптимизация использования прибыли;
- определение дивидендной политики;
- обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
- поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.
Функция - это деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит.
Таблица 3 – Функции бюджетирования на предприятии и их особенности [29]
Функция бюджетирования |
Особенности функции |
Планирование согласно выбранной стратегии с учетом анализа прошедшего периода и накопленного опыта |
Основная функция системы бюджетирования. Конкретизирует стратегические корпоративные планы. Консолидирует информацию тактического и оперативного характера. В бюджете соединяются между собой стратегическая и оперативно-тактическая плоскости планирования |
Принятие решений |
Решения управления по бюджетированию являются обязательными для исполнения всеми подразделениями и оформляются в письменном виде. Разрабатываются четкие процедуры принятия управленческих решений. Если менеджера не устраивают результирующие показатели, рассчитанные при бюджетировании, такие как ликвидность, оборот, валовая прибыль, показатели рыночной цены акций, он может изменить свои решения и установки |
Взаимодействие, обучение и мотивация персонала |
Деятельность по формированию, корректировке, контролю и анализу бюджета предусматривает тесное общение сотрудников практически всех служб организации. Кроме того, бюджет должен оказывать мобилизующее воздействие и обеспечивать заинтересованность персонала в достижении запланированных показателей |
Координация, взаимосвязь |
Устанавливает определенные рамки, внутри которых принимаются все последующие управленческие решения. Развитие предприятия становится более планомерным и предсказуемым, без перекосов |
Оценка деятельности центров ответственности |
Показатели исполнения бюджета и могут служить одной из характеристик текущей позиции предприятия и качества бизнеса. Достижение запланированных показателей и отсутствие негативных отклонений от плана свидетельствуют о стабильности и устойчивости. Наоборот, существенные отклонения от плана говорят о несовершенстве системы планирования, либо о недостаточной предсказуемости бизнеса |
Делегирование полномочий по центрам ответственности |
Разграничение ответственности, подразумевает то, что право (и обязанность) принятия решений делегируется именно тому менеджеру, который отвечает за конкретную область деятельности. Снижается нагрузка на руководителей высшего уровня им больше не приходится тратить время на принятие решений, находящихся в компетенции подчиненных. Для менеджеров среднего звена в условиях отсутствия излишнего вмешательства «сверху» они получают новые возможности для проявления инициативы и реализации своего потенциала |
Мониторинг и информационная система |
Полное информационное обеспечение центра планирования; мониторинга денежных потоков, включающий контроль поступающих средств и контроль расходов для центров ответственности всех уровней; консолидация оперативных данных, в том числе данных, поступающих от территориально удаленных подразделений компании. Мониторинг исполнения бюджета и анализ отклонений может оказать неоценимую помощь в случаях, когда базовые ожидания, прогнозы и тренды требуют переоценки. Это может произойти как из-за погрешностей в первоначальных прогнозах, так и при изменении внешних направлений |
Контроль и анализ |
Контроль исполнения финансовых планов (проверку соблюдения контрольных цифр доходов и лимитов расходов); план-факт- анализ выполнения финансовых планов, финансовый анализ: расчет плановых и фактических показателей для анализа их взаимных отклонений. Регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными дает возможность анализировать отклонения и своевременно принимать необходимые решения |
Оценка и переоценка тенденций и направлений внешних и внутренних факторов |
Корпоративный бюджет, построен на бюджете продаж и во многом отражает состояние «внешней среды», точнее оценку ее динамики в будущем. Внешние условия могут изменяться, при этом в корпоративный бюджет также должны вноситься необходимые коррективы. Вариации внешней среды должны восприниматься системой бюджетирования отдельно от отклонений, возникших по причинам внутреннего характера |
Результатом бюджетирования является возможность:
- планирование управленческих решений относительно использования ресурсов предприятия;
- осуществления оценки финансового состояния отдельных видов деятельности и организации в целом;
- укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов подразделений интересам компании в целом;
- выявления потребностей в ресурсах и повышения эффективности их использования;
- оптимизации затрат и прибыли;
- координации (согласованности) деятельности различных подразделений предприятия [12].
Ярош О. Н., Туряница Е. А. выделяют пять основных этапов процесса бюджетирования (рисунок 1).
Рисунок 1 - Основные этапы бюджетирования [31]
В качестве основных принципов бюджетного планирования выделяются:
- унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
- совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
- совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
- обеспечение возможности составления сводного бюджета;
- стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
- разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделении;
- непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
- заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
- учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых единицах учета;
- детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.
Результатом бюджетирования является формирование бюджетных форм, служащих основой бюджетного управления. При этом по степени обобщения информации бюджеты следует разделять на основные и функциональные. Совокупность основных бюджетных форм образует генеральный бюджет компании – комплекс взаимоувязанных показателей, достижение которых необходимо для выполнения целей деятельности и развития компании (рисунок 2) [34].
Рисунок 2 – Генеральный бюджет организации [34]
Учитывая среду функционирования современной организации, бюджетирование способствует рациональному использованию денежных средств, благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков и систематическому контролю за ними.
Бюджетирование обеспечивает целевую ориентацию и координацию деятельности всех служб организации, четко определяет круг ответственных лиц по каждой задаче и направлению деятельности, стимулирует руководителей структурных подразделений к достижению намеченных целей, позволяет выявить и минимизировать различные риски. Все это делает работу структурных подразделений прозрачной для руководства и других заинтересованных лиц [45].
Особенно актуальной является необходимость бюджетирования в условиях современного финансово-экономического положения в стране, когда точность планирования финансовых ресурсов организации напрямую влияет на финансовое положение, а следовательно, и на инвестиционную привлекательность организации.
ГЛАВА 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К БЮДЖЕТИРОВАНИЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В настоящее время качество принимаемых управленческих решений является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность ведения финансово-хозяйственной деятельности организации.
Правильно разработанная и внедренная система бюджетирования помогает руководству не только произвести оперативную оценку результатов своей деятельности, спрогнозировать показатели на будущее, но и способствует принятию решений, направленных на снижение затрат и увеличение прибыли. Существуют разнообразные подходы к бюджетированию на предприятии (рисунок 3).
Рисунок 3 – Подходы к бюджетированию на предприятии
2.1. Традиционное бюджетирование
Традиционный подход к бюджетированию – это повторяющийся процесс, используя который компания стремится определить доходы и расходы планируемых периодов. Для определения плановых значений используется подход сверху-вниз, при котором формы бюджетов спускаются от руководства компании до уровня операционных подразделений. Данные формы заполняются и снова направляются руководству, на этот раз уже снизу-вверх [37].
Данный алгоритм повторяется снова, пока результат не будет устраивать как руководителей, так и операционные подразделения. В результате утверждаются бюджеты на планируемый период, обычно на один год.
На протяжении бюджетного периода формируются промежуточные отчеты, которые показывают отклонение фактических значений от предусмотренных бюджетом [37].
Данный подход позволяет улучшить координацию работы предприятия в целом, совершенствовать информационный обмен и взаимодействие подразделений между собой, повысить эффективность использования финансовых ресурсов, создать базу для сравнения достигнутых и желаемых результатов.
К недостаткам традиционного бюджетирования следует отнести:
- длительность разработки бюджетов – довольно долгий процесс, требующий значительных затрат времени руководящего персонала компании;
- в случае появления у предприятия новых внеплановых возможностей бюджеты значительно снижают гибкость принятия решений;
- бюджеты в большинстве случаев не ориентированы на стратегию компании, либо совсем противоречат ей, традиционно целью бюджетов является увеличение суммы прибыли в краткосрочном периоде, а не достижение долгосрочных результатов;
- бюджеты сами по себе имеют малую ценность для организации, особенно учитывая затраты времени, требуемые на их разработку и обновление;
- бюджетирование ориентировано, прежде всего, на снижение издержек, а не на поиск способов увеличения стоимости компании;
- бюджетирование бюрократизирует работу персонала в организации, не способствуя использованию творческих и нестандартных подходов;
- многие компании переходят к децентрализации своей деятельности, созданию всевозможных альянсов и совместных организаций для увеличения конкурентного преимущества на рынке, бюджетирование при этом не способствует поддержанию подобных организационных систем управления компанией. Бюджетирование, основанное на принципах централизованного управления, становится малоэффективным методом управления для таких организационных структур;
- большая часть менеджеров во время составления бюджетов стремится максимизировать существующие ресурсы и минимизировать необходимый результат. Поэтому на бюджетный процесс влияет еще и способность руководителей выигрывать в борьбе между структурными подразделениями. Данный подход особенно характерен для тех компаний, в которых система оплаты труда связана с достижением бюджетных показателей;
- как правило, за бюджетный период принимают большой промежуток времени, не менее года. В условиях постоянно меняющейся ситуации на рынке редкое обновление бюджетов может негативно сказаться на эффективности управления предприятием;
- при разработке бюджетов зачастую зачастую используется малообоснованная информация. В то же время руководство предприятия решением сверху просто «урезает» изначально разработанные версии бюджетов на определенный процент;
- бюджеты укрепляют барьеры между различными структурными подразделениями внутри организации вместо того, чтобы поддерживать свободный обмен знаниями и информацией. Это вызвано тем, что кадры предприятия преследуют, в первую очередь, достижение собственных целей, в то время как мотивация действий, направленных на достижение синергетического результата, практически отсутствует;
- традиционное бюджетирование расценивает персонал в большинстве случаев как «затраты», которые требуется минимизировать, чем как