Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Теоретические основы конкурентной стратегии организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы конкурентной стратегии организации
1.1. Понятие конкурентной стратегии организации
1.2. Типы конкурентных стратегий организации
1.3. Выбор организацией стратегии конкуренции
2. Анализ конкурентной стратегии ООО «Имола-Моторс»
2.1. Общая характеристика ООО «Имола-Моторс»
2.2. Анализ конкурентной позиции ООО «Имола-Моторс»
2.3. Разработка мероприятий совершенствования конкурентной стратегии предприятия
Введение
Быстрое формирование рыночной экономики представляет собой соперничество разных производителей товара, выступающая как форма конкуренции, форма экономической конкуренции производителей товара на конкретных рынках.
Конкурентная борьба формирует обстановку неэквивалентного положения организации к покупателям и к рыночной среде. Понимание рынка и соперников всегда было заботой предпринимателей. Оно давало им возможность принимать решения, предварительно настраиваясь к соперничеству с конкурентами, уменьшать уровень неминуемого риска, планировать на перспективу.
Соперничество дает ценовой знак и делает организационные предпосылки для вырабатывания конкурентоспособных преимуществ в условиях ситуации риска и неточности. Колебания предложения, вызываемые соперничеством, отображаются на положении рынка и вынуждают организации воплощать в жизнь стратегии, позволяющие формировать конкурентные преимущества. На сегодняшний день соперничество переходит от производственной ориентации к ориентации на покупателя. Ориентация на покупателя, несомненно, требует удовлетворения потребности потребителя.
Конкурентные стратегии организации обязаны отвечать ее рыночным позициям и содействовать поддержанию баланса в ориентации на покупателя и на соперников. От правильного подбора стратегии конкурентной борьбы зависит и жизнеспособность, и надёжность успеха организации. Исполнение этой задачи дает фирме возможность занимать сильную конкурентную позицию и воплощать конкурентные преимущества.
На основе этого можно сделать вывод о том, что выбранная тема работы актуальна и имеет практическую значимость для эффективной деятельности организации в условиях конкуренции.
Цель работы – анализ и разработка мероприятий по совершенствованию конкурентной стратегии ООО «Имола-Моторс».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и содержание конкурентной стратегии организации;
2) изучить методику выбора конкурентной стратегии;
3) провести анализ текущей конкурентной стратегии «Имола-Моторс»;
4) проанализировать и оценить конкурентную позицию предприятия;
5) разработать комплекс мероприятий по совершенствованию конкурентной стратегии «Имола-Моторс».
Объект исследования: ООО «Имола-Моторс».
Предмет: конкурентная стратегия ООО «Имола-Моторс».
Теоретическую основу работы составили труды Е.М. Белого, Е.П. Голубкова, В.А. Горемыкина, М.И. Кныша, П.П. Логинова, А.П. Панкрухина.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения можно использовать при изучении данной темы студентами экономического направления, а также как основу для написания дипломной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
1. Теоретические основы конкурентной стратегии организации
1.1. Понятие конкурентной стратегии организации
Склонность предприятий к повышению доходов фактически всегда значит надобность усиления его рыночной власти на рынке. Но в практические работы компании больше всего считается не о потребности усиления рыночной власти, а о получении превосходств над соперниками. Присутствие у предприятия большей или меньшей рыночной власти по сопоставлению с соперниками, по существу, значит присутствие у него превосходств в чем-либо над определенными соперниками.[1]
С данной целью предприятия хотят сделать конкурентную стратегию. Под стратегией полагается понимать набор правил и приемов, с содействием которых добиваются основополагающие цели формирования той или иной системы. Под конкурентной стратегией, в общем смысле, подразумевается стратегия покорения, и удержания превосходств над соперниками, где бы то ни было. На практике всякое предприятие придерживается своей уникальной конкурентной стратегии.[2]
Сколько предприятий - столько стратегий. При исследовании конкурентной стратегии предприятие обязано принимать к сведению влияние 5 конкурентных сил. Согласно модели Портера (рисунок 1) отделяются следующие конкурентные силы, оказывающие систематическое влияние на компанию:
1. Конкурентные силы изнутри отрасли. Уровень конкурентной борьбы изнутри отрасли будет завесить от вида рынка, в условиях которого работают предприятия, и от того на каких разделах они предлагают свои товары.[3] С целью умещения соперничества изнутри отрасли предприятия применяют дифференциацию товара, а также часто следуют стратегии рыночной ниши. В этом случае всякая компания предлагает свой товар только тесному разделу рынку, либо фирма предлагает различные модификации товара разным разделам рынка. И то, и другое усложняет вход на рынок ранее неизвестных предприятий. Также распространено формирования всяческого рода сообществ предприятий на основе горизонтальной концентрации, заключение разнообразного рода картельных договоров об уровне цен, о разделе сфер влияния, использование всяческих форм неявного сговора и т.п.[4];
Рисунок 1. Модель конкурентных сил Портера
2. Конкурентные силы со стороны близких товаров-заменителей. Конкурентные силы со стороны близких товаров-заменителей обладают особым значением в том случае, в случае если цены на товары, производимые отраслью, и цены на товары-заменители сравнимы.[5]
Для того чтобы уменьшить влияние конкурентных сил в товаров - заменителей имеет первостепенное значение придание продукту исключительные свойства, за которые потребитель готов платить более высокую цену.[6]
3. Конкуренты со стороны поставщиков. Конкурентные силы поставщиков имеют особое значение в том случае, если поставщик имеет монополию на одного, двух или более потребителей. При данных условиях именно он будет обладать решающим словом при установлении размера поставок ресурсов и цен на них и, как заключение, станет задавать размеры изготовления и уровень цен в отрасли;
4. Конкурентные силы со стороны потребителей. Конкурентные силы со стороны потребителей обладают особым значением в том случае, если потребитель является единым для некоторых или большого количества предприятий отрасли. В итоге при установлении цен и размеров все будет зависеть от целей и желаний потребителя.[7]
С целью снижения влияния конкурентных сил, как со стороны поставщиков, так и со стороны потребителей предприятия рвутся часто к формированию разного рода обществ на основе вертикальной интеграции;
5. Конкурентные силы со стороны возможного появления в отрасли новых соперников. Фирмы в отрасли сумеют спасти свои позиции на рынке в продолжительной перспективе только в том случае, если на рынке не зародится малоизвестный конкурент, представляющий тот же товар, но по более низкой цене, если не появится новый товар-заменитель, лучше всего удовлетворяющий необходимости потребителей.[8]
Рассматривая это с другой точно зрения, компания также предпринимает конкретные шаги в области нерыночных малоизвестных конкурентов, приверженных этой цели, компании стремятся установить все типы барьеров на пути вхождения в отрасль.[9]
1.2. Типы конкурентных стратегий организации
Имеются разные названия стратегий конкуренции, но при более детальном анализе становится ясно, что по существу всегда говорится о 4 типах, которые четко определены. М.И. Кнышем как виолентная («силовая») стратегия, патиентная («нишевая») стратегия, коммутантная («приспособительная») стратегия и эксплерентная («пионерская») стратегия.[10] В таблице 1 представлено распределение конкурентных стратегий, обозначенных в наиболее интересных по данной тематике работах М.Портера, И.Ансоффа, Г.Л.Азоева, А.А.Томпсона и А.Дж. Стрликленда, по типам, определенным М.И.Кнышем.
Таблица 1
Современная типология конкурентных стратегий
Авторы |
Виолентная стратегия |
Патиентная стратегия |
Коммутантная стратегия |
Эксплерентная стратегия |
Стратегии М.Портера |
Стратегия лидерства по издержкам |
Стратегия фокуса (на сегменте рынка) |
Стратегия дифференциации |
Стратегия фокуса (на новых товарах) |
Стратегии И.Ансоффа |
Стратегия максимизации доли рынка |
Стратегия развития рынка |
Стратегия развития товара |
Стратегия диверсификации |
Стратегии Г.Л.Азоева |
Стратегия снижения себестоимости |
Стратегия сегментирования рынка |
Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка. Стратегия дифференциации |
Стратегия внедрения новшеств |
Стратегии А.А.Томпсона и А.Дж. Стрикленда |
Стратегия лидерства по издержкам |
Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе более низких издержек |
Стратегия наилучшей стоимости |
Виолентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на улучшение производства, обеспечивающее уменьшение его издержек. Основной эффект от применения стратегии связан с возможностью снижать себестоимость продукта за счет массовости.[11]
При этом предприятия формируют и вводят на рынок весьма высококачественный товары. Виолентная стратегия характерная для больших предприятий. Размеры, экономические возможности и особенности поведения таких предприятий во многом характеризуются принятыми для основных их видов названиями: «гордые львы», «могучие слоны» и «неповоротливые бегемоты».[12]
Мощные стороны виолентов складываются не только тем, что серийное производство, как правило, намного более эффективно и различается меньшими издержками, чем мелкосерийное и тем более единичное. Они употребляют и другие выдающие качества больших предприятий в области организации обширных научных исследований, развития сбытовой сети, систем поддержки продукции при ее использовании по назначению, а также потенциалы реализации глубоких рекламных программ.[13] Виоленты, несмотря на относительно маленькую гибкость, опираясь на свои экономические способности, стремятся господствовать на обширном рынке, вытесняя с него соперников. Поэтому рынки виолентов - это, как правило, рынки монополий или олигополий. Следует отметить, что, побеждая конкурентов и, увеличивая масштабы своей деятельности, «виоленты-львы» постепенно превращаются в огромных «могучих слонов». Дальнейшее функционирование такого гиганта в условиях монополии при отсутствии реальной конкуренции может привести к тому, что «могучий слон» станет «неповоротливым бегемотом». Такое перевоплощение может пагубно сказаться на потенциальной конкурентоспособности виолента. Возможности такой перспективы должны учитываться данными предприятиями при разработке своих стратегий развития.[14]
Патиентная (нишевая) Стратегия - стратегия конкурентной борьбы, на основе выпуска определенного количества узкоспециализированных продуктов высокого качества. Фирмы, которые придерживаются этой стратегии, получают название «хитрых лис». Они побеждают своих конкурентов, потому что умеют определить и удовлетворить своеобразные необходимости разных групп потребителей.[15]
Преимущества предприятий - патиентов в том, что их продукты с точки зрения их функциональных возможностей и особенностей качества в соответствии с требованиями некоторых однородных групп клиентов. Главное правило таких товаропроизводителей зацикливать внимание на отдельных сегментах, а не распыляться на большом рынке, тем самым зарабатывать как можно больше.[16]
Коммутантная (приспособительная) стратегия - конкурентная борьба, базирующаяся на предельно гибком удовлетворении маленьких по объему, стремительно изменяющихся потребностей рынка. Предприятия- коммутанты основывают свой успех на гибком реагировании на изменения запросов потребителей. Обычно это незначительные фирмы - «серые мыши», которые не имеют высококачественного оборудования и выдающимися научно-техническим возможностями.[17]