Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (Теоретические основы исследования рентабельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Казахстан экономический лидер центральной Азии. Для улучшения

жизни казахстанцев правительство Казахстана постоянно проводит

экономические реформы, направленные для блага страны. В 2015 г. был

разработан План нации-100 конкретных шагов по реализации пяти

институционных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева. Это

четкая реализация фронтальных задач, раскрывающих колоссальный потенциал

развития Казахстана.

«100 шагов»- это 100 конкретных поручений Лидера Нации, которые

охватывают реформирование всех сторон государственного развития и жизни

общества. Одной из задач для повышения эффективности хозяйствования

работы предприятий является грамотное управление рентабельностью.

Одним из наиболее важных показателей конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Рентабельность является основным показателем эффективности работы предприятия и характеризует эффективность его хозяйствования.

В широком смысле понятие «рентабельность» означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают затраты на их производство и сбыт, обеспечивают прибыль, достаточную для нормального функционирования и развития предприятия.

Управление рентабельностью предприятия является существенным элементом финансового менеджмента и применяется не только для оценки финансового состояния предприятия, но и для принятия управленческих решений. Однако одного умения реально оценивать финансовые результаты недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в его распоряжении.

Анализ рентабельности предприятия является важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятия и финансово-экономического благополучия, обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, расширенного воспроизводства, удовлетворения материальных ценностей и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов, характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. Таким образом, показатели финансовых результатов становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия и служат основой эффективного менеджмента.


Сказанное выше позволяет заключить, что данная тема исследований имеет актуальность и практическую значимость, что и послужило основанием для ее выбора.

Целью работы является систематизация теоретических аспектов определения основных показателей рентабельности, изучение аналитических сведений практической деятельности ТОО «Назик», а также выявление на основе изучения данных способов увеличения рентабельности анализируемого предприятия.

Основными задачами представленной работы выступают:

- обобщение теоретических основ методики расчетов и анализа показателей рентабельности и особенностей управления ей;

- анализ прибыли и рентабельности ТОО «Назик»в динамике;

- выявление резервов, а также разработка предложений по увеличению рентабельности анализируемого предприятия с учетом перспектив его развития.

Объектом исследования является эффективность хозяйственной деятельности ТОО «Назик». Предметом исследования является рентабельность предприятия.

В ходе исследования применялись методические приемы анализа хозяйственной деятельности (способы сравнения, способы измерения влияния факторов при детерминированном анализе и т.п.). Методы исследования данной работы используют табличные и графические способы выражения информации.

Период исследования 2014-2016 гг.

Информационной базой работы послужила бухгалтерская и финансовая отчетность ТОО «Назик».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Теоретические основы исследования рентабельности предприятия

1.1. Рентабельность, как основной показатель экономической эффективности деятельности предприятия и её функции

Необходимость исследования такой категории как рентабельность обусловливается потребностью теории и хозяйственной практики. При этом некоторые авторы отождествляют понятия «рентабельность» и «доходность», другие их разделают [26, с. 163].


В других источниках научной литературы данные понятия отождествляются [5, с. 121].

Необходимо отметить, что, признавая значимость анализа рентабельности, методика расчета и совокупность используемых коэффициентов в анализе рентабельности, по мнению разных авторов также различаются.

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности деятельности предприятия. Отличительной особенностью рентабельности является комплексность, что позволяет ей отражать степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов в целом. Рентабельность выражается в расчетах коэффициентом рентабельности, рассчитываемым как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим [4, c. 164].

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли получено на каждую единицу реализованной продукции [7, с. 64]. Он будет увеличиваться при повышении цен на продукцию или услугу при стабильных и неизменных затратах на производство, то есть себестоимости. Если будут снижаться себестоимость, затраты на производство продукции при сохранении неизменных цен на продукцию, показатель рентабельности продукции тоже будет увеличиваться. Показатель рентабельности капитала отражает уровень эффективности использования имущества, находящегося в распоряжении предприятия. Рентабельность капитала является отдачей на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли. Следующий показатель – общая рентабельность. Она отражает отношение фондов предприятия к его затратам, что показывает доходность предприятия. Показатель общей рентабельности является самым важным и ключевым в анализе рентабельности и финансового положения.

В процессе анализа рентабельности организации могут применять различные методы экономического анализа, позволяющие получить количественную и качественную оценку:

1.    Горизонтальный анализ прибыли и рентабельности позволяет исследовать их динамику во времени, установить закономерности и тенденции.

2.    Вертикальный анализ прибыли основывается на изучении структуры агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования.

3.    Сравнительный анализ при оценке прибыли и рентабельности состоит в сопоставлении значений аналогичных показателей между собой.

4.    Факторный анализ рентабельности направлен на определение влияния факторов на результативный показатель.

5. Анализ коэффициентов предполагает соотношения абсолютных показателей между собой, при этом рассчитываются разные относительные показатели, отражающие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли организации. К основным коэффициентам можно отнести группу коэффициентов рентабельности.


Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии.

Основными показателями рентабельности являются:

- коэффициент валовой прибыли;

- коэффициент (маржа) чистой прибыли (коммерческая рентабельность);

- коэффициент рентабельности продаж (реализованной продукции);

- коэффициент рентабельности основной деятельности (рентабельности продаж продукции к затратам на ее производство);

- коэффициент рентабельности активов (общая рентабельность предприятия, рентабельность совокупного капитала);

- экономическая рентабельность (рентабельность активов по чистой прибыли);

- коэффициент рентабельности внеоборотных активов;

- коэффициент рентабельности оборотных активов (текущих средств);

- коэффициент рентабельности собственного капитала (финансовая рентабельность);

- коэффициент рентабельности инвестированного капитала;

- коэффициент рентабельности заемного капитала;

- коэффициент рентабельности персонала.

Таким образом, рентабельность - это характеристика финансового состояния компании, позволяющая оценить способность приносить прибыль на вложенные средства. Рентабельность вычисляется как прибыль, приходящаяся на единицу вложенных средств.

1.2. Особенности управления рентабельностью

Процесс управления рентабельностью представляет собой целостную систему, включающую в себя определение целевых показателей и критериев эффективности, разработку различных моделей управления рентабельностью и тому подобное.

Одним из важнейших моментов для повышения рентабельности компании является взаимоувязка целей самой компании с целями всех ее контактных групп, представляемых акционерами, менеджментом компании, ее сотрудниками и так далее.

Возможным вариантом повышения показателя рентабельности производственных компаний является снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет различных факторов, таких как: - изменение технологии производства с целью снижения объема затрат;

- техническое перевооружение предприятия;

- совершенствование работы обслуживающих производств; - повышение квалификации и уровня профессионализма сотрудников; - улучшение организации труда;


- поиск альтернативных производственных ресурсов и так далее.

Для повышения рентабельности на основе выявленных влияний вышеуказанных факторов принято определять величину затрат на тенге произведенной продукции, динамику изменений отдельных статей затрат и выявление возможных резервов снижения себестоимости [9, с.40].

При управлении рентабельностью осуществляются мероприятия не только с объемами производства и ценой выпускаемой продукции, но также и со структурой активов, оптимизацией структуры капитала в зависимости от стоимости конкретных источников финансирования и тому подобное.

При управлении рентабельностью необходимо уделять внимание оперативному учету, а именно: - контролю за первичной документацией;

- непосредственному наблюдению за работой всех структурных подразделений организации посредством использования единой электронной системы документооборота, за счет которой возможно отследить этапы тех или иных хозяйственных процессов и так далее;

- оперативному контролю за соблюдением текущих планов путем сравнения запланированных показателей и объемов с фактически достигнутыми значениями.

Стоит отметить, что вопрос управления рентабельностью нельзя выделять в отдельный объект управления, поскольку все принимаемые решения еще на этапе их обсуждения и рассмотрения стоит оценивать с позиции их возможного влияния на показатели рентабельности деятельности организации.

Кроме рассмотрения возможных нововведений финансовым менеджерам следует проводить мониторинг деятельности в целях выявления нерентабельных видов продукции / неэффективных структурных подразделений, что позволит привести к росту рентабельности бизнеса. В одной из своих книг Питер Друкер писал о необходимости ежедневной траты некоторого времени для размышлений о возможных ликвидациях нерентабельных частей организации. Так, при помощи своевременной ликвидации возможно было бы поправить дела компании General Motors, которая в 80 - ые годы XX века выпустила новую марку автомобиля - Saturn. Однако, вместо эффективного использования выгод от запуска новой марки, все средства уходили на поддержание Oldsmobile и Buick, которые было необходимо сократить в силу отсутствия даже их самоокупаемости [12, с. 110].

Кроме того, процесс изменения организации носит постоянный характер и не прекращается в долгосрочной перспективе. Как один из вариантов реализации данного положения на практике возможно использование разработанной схемы по подразделениям организации, в рамках которой будет разработан план представления каждым структурным подразделением своих предложений по модернизации и изменении деятельности организации в рамках конкретного отдела. Например, изменение учетной политики организации, которая позволит максимизировать показатели получаемой прибыли, или модернизация отдельных технологических этапов производства, которая позволит увеличить объемы выпускаемой продукции или ее качество.