Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий
Понятие естественных монополий и особенности их развития в современных условия
Содержание и необходимость регулирования естественных монополий
2.1. Регулирование жилищно-коммунальной отрасли в Великобритании
2.2. Регулирование жилищно-коммунальной отрасли в США
2.3. Регулирование жилищно-коммунальной отрасли во Франции
2.4. Регулирование жилищно-коммунальной отрасли в Германии
Глава 3. Пути реформирования жилищно-коммунальной отрасли в России с учетом зарубежного опыта
Введение
Актуальность. Продукция естественных монополий имеет высокую социальную значимость, следовательно, от эффективности государственного регулирования данных отраслей зависит непосредственно функционирование экономики в целом. Следует отметить, что на сегодняшний день в мире не существует универсального метода государственного регулирования естественных монополий, так как каждый имеет свои преимущества и недостатки, а выбор зависит от целого ряда факторов, основным из которых является уровень социально-экономического развития страны.
Цель курсовой работы – исследование зарубежного опыта реформирования естественных монополий и возможности его применения в России.
Задачи работы:
- исследовать понятие естественных монополий и рассмотреть особенности их развития в современных условиях;
- выявить современные проблемы регулирования естественных монополий;
- рассмотреть содержание и необходимость регулирования естественных монополий;
- проанализировать регулирование и реформирование жилищно-коммунальной отрасли в Великобритании, США, Франции, Германии;
- определить пути реформирования жилищно-коммунальной отрасли в России с учетом зарубежного опыта.
Предмет исследования – регулирование естественных монополий.
Объект исследования – регулирование и реформирование естественных монополий в зарубежных странах.
Теоретической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, антимонопольное законодательство РФ и зарубежных стран.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежных стран, информация периодических изданий, сети Интернет.
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий
Понятие естественных монополий и особенности их развития в современных условия
История монополий берет свое начало в начале XIX в., в эпоху великих индустриальных революций. Создание различных технологических процессов способствовало развитию более жесткой несовершенной конкуренции, апогеем которой являлся именно монополизм.
Российский монополизм имел свои особенности по сравнению с западными аналогами: своеобразие развития заключалось в изначальном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность)[1]. Это привело к появлению системы «государство — монополия», где государство занимало доминирующую позицию в регулировании деятельности монополий[2].
До начала XX в. роль монополистических образований в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900—1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаше всего образовывались в виде картелей и синдикатов[3]. Возникали объединения трестовского типа — Товарищество «Бр. Нобель» (1879—1920), Ниточный трест, объединивший до 65% ниточного и бумагопрядильного производства. В период промышленного подъема (1910—1914) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150—200. В финансовой сфере, как и во всем мире в данный период, в монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами концентрации и комбинирования производства способствовало укреплению и развитию трестов, концернов. Как пример, можно привести следующие компании: Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово». «Россуд-Наваль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка[4].
Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) — уровень монополизации был невысок[5].
Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Однако советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. Таким образом, структурные компоненты монополии оказали положительное влияние на развитие экономики СССР[6].
При переходе России к рынку в 90-х гг. XX в. вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними, такие как коррупция, контроль научно-технического прогресса, недостаточно прозрачная политика компании, проблемы налогообложения[7]. Как и прошлым аналогам, современным монополиям характерно доминирование на определенном сегменте рынка. Стоит отметить, что господство в той или иной сфере производства может иметь под собой основу в виде как положительных, так и отрицательных факторов. К первым относятся уровень производственных мощностей, доля в рыночном сегменте, цена и качество продукта. Вторая категория включает в себя вероятность коррупционной деятельности, превышение полномочий, контролируемое ценообразование[8].
Более того, в современном мире существуют страны, в которых субъекты монополий зиждутся на сращивании интересов бизнеса и государства. При этом контрольный пакет акций данных компаний находятся в руках государства. Именно здесь мы сталкиваемся с понятием естественных монополий. Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях»[9], данный специфический хозяйствующий субъект представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами[10].
Поэтому спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Вдобавок эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики Российской Федерации на мировых рынках. Так, доля экспорта газа страна составляет более 30% от общей массы продукции и сырья, вывозимого за рубеж[11]. Более того, данная группа хозяйствующих субъектов играет важную роль внутри страны, в частности в формировании государственного бюджета путем налоговых выплат (рис. 1)[12].
Рис. 1. Налоговые выплаты АО «Газпром» (в млрд руб.) [13]
Процентная доля налогов АО «Газпром» от всей доходной части бюджета РФ равна приблизительно 14%.
Существует большое количество разновидностей естественных монополий. В зависимости от однородности ассортимента они бывают монотоварными и мультитоварными. Говоря об отраслевой спецификации, стоит выделить транспортные, сервисные (дистрибутивные), природные, технологические естественные монополии[14]. Их процентное соотношение на товарном рынке Российской Федерации показано на рис. 2. В настоящий момент происходит процесс стирания границ между вышеупомянутыми разновидностями. Наличие огромного количества компаний, специализирующихся на транспортировке обусловлено тем, что представители остальных разновидностей, в частности природные естественные монополии, обладают разветвленной системой передачи продукции до конечного потребителя благодаря компаниям-партенам[15].
Рис. 2. Разновидности естественных монополий в Российской Федерации (в %)[16]
Примером может послужить АО «Газпром». Данный хозяйствующий субъект имеет тесные связи со многими другими предприятиями во многих
секторах экономики[17]. Вместе с тем деятельность компаний, являющихся единоличными производителями на конкретном рынке, далека от совершенства ввиду отсутствия теоретических и методологических подходов к их реформированию. Это связано с усилением бюрократизации, нерациональным использованием ресурсов, недостаточно прозрачной политикой руководящих органов компаний, злоупотреблением ими монопольной властью, что затрудняет учет интересов всех сторон, существующих на рынке, особенно конечного потребителя[18].
В связи со сложностью осуществления синхронного сбалансированного регулирования деятельности естественных монополий, а также рядом других факторов (ограниченности ресурсов у органов регулирования для выполнения контрольных функций, не универсальность нововведений) возникает конфликт интересов между физическими и юридическими лицами, так или иначе вовлеченных в деятельность субъектов естественных монополий[19]. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о крайне противоречивом характере деятельности субъектов естественных монополий[20].
Впрочем, субъекты естественных монополий выступают основой конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках, хотя несоответствие их структуры системам государственного регулирования, достигнутая степень развития рыночных отношений и условия интеграции в мировую экономику обусловливают необходимость реформ. Прежде всего, следует ограничить доходы отдельных представителей естественных монополий, особенно лиц, занимающих ключевые посты, так как, к примеру, в АО «Газпром» речь идет об общественной собственности. Прибыль с ее продажи должна распределяться между всеми членами социума.
Образцовым примером является Норвегия. Поскольку на момент открытия богатейших месторождений углеводородов и нефти (60—70-е гг. прошлого века) это скандинавское государство было неспособно к тому, чтобы развивать их добычу, оно сделало ставку на иностранные инвестиции. При этом норвежцы исходят из того, что природные ресурсы, нефть и газ — это не достояние отдельных лиц, отдельных компаний, а всего общества и от их разумного использования зависит будущее страны. Это проявляется в том, что разведка и добыча нефти находятся под контролем государства, а с частных, иностранных компаний берутся огромные проценты (80%) в доход государства. При этом каждый гражданин Норвегии на свой банковский счет получает весомые отчисления от продажи полезных ископаемых. В этой связи стоит подчеркнуть, что согласно данным МВФ (2013 г.). ВВП на душу населения Норвегии составляет 101 271 долларов (3-е место в мире), а России — 14 973 долларов (48-е место в мире)[21].
Содержание и необходимость регулирования естественных монополий
Необходимость государственного регулирования естественных монополий в настоящее время признается даже теми исследователями экономической теории, которые относятся к приверженцам радикальных рыночных воззрений[22]. В этой связи наиболее важные проблемы в данной области связаны не столько с дискуссией о необходимости проведения политики регулирования, сколько с поиском ее оптимальных механизмов и наиболее эффективных средств и методов воздействия[23].
В России важность государственного регулирования естественных монополий признается всеми учеными и считается необходимостью. При этом отсутствует системная концепция единой политики государственного регулирования естественных монополий, которая была бы увязана с прочими блоками государственной политики, поддерживающей экономическое развитие страны и регионов[24]. Вместе с тем, с отсутствием такой концепции регулирования могут быть связаны причины увеличения тарифов на товары и услуги естественных монополий. Это, в свою очередь, способствует росту инфляции, транзакционных издержек, углублению структурных диспропорций, разбалансированности в едином хозяйственном комплексе страны. Следствием этого может стать деградация, как отдельно взятых отраслей отечественной экономики, так и всего национального хозяйства[25].