Файл: Государственное регулирование инновационной деятельности. Зарубежный опыт. Состояние отечественной экономики (Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в России).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 5
Введение
Переход российской экономики к инновационному типу развития предполагает ускоренное обновление, модернизацию и техническое перевооружение основных фондов предприятий в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует увеличения объемов финансовых ресурсов, предназначенных для инвестирования, их диверсификации по отраслям экономики.
Инвестиционная привлекательность предприятия является тем интегральным показателем, по которому инвесторы принимают управленческие решения о вложении финансовых средств в конкретные инвестиционные проекты.
Сложные экономические условия, обострение социальных и экологических проблем, нестабильная правовая база требуют от компании создания такой системы, которая бы дала возможность эффективно использовать все имеющиеся и потенциально возможные финансовые ресурсы, быстро реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать достижение высоких финансовых результатов не только в текущем периода, но и в долгосрочной перспективе.
Именно такие параметры характеризуют финансовый потенциал компании. Проблема формирования оптимального по своим составу и размеру финансового потенциала компании, а также его эффективное использование характеризуется чрезвычайной актуальностью в современных экономических условиях
Финансовый потенциал служит одним из важных индикаторов реакции экономики России на принимаемые управленческие решения, а его увеличение показывает эффективность реализуемой политики, конкурентоспособность и устойчивость развития не только компаний, но и всей страны в целом: чем эффективные функционируют компании и чем больше денег они аккумулируют в своей деятельности, тем больше средств поступает в бюджет региона, так и в федеральный бюджет государства в виде налогов, штрафов и отчислений. А это, в свою очередь, повышает уровень социального обеспечения в стране
1.Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в России
Повышение конкурентоспособности России на глобальном экономическом пространстве невозможно без эффективного функционирования национальной инновационной системы (НИС).
Ведущую роль в развитии и функционировании инновационной системы в развитых странах играет частный сектор экономики. Тем не менее, в целях повышения конкурентоспособности национальных экономик и устойчивости НИС используются различные меры государственного регулирования. Общеизвестно, что для инновационной деятельности характерна высокая степень неопределенности, спрос на инновационную продукцию подвержен колебаниям. Поэтому, вопросы эффективности мер государственной поддержки инновационной деятельности в РФ, сочетания различных форм и методов государственного вмешательства несомненно представляют большой интерес.
Сегодня в России локомотивом развития инновационной деятельности выступает государство. Для создания благоприятной инновационной среды и развитие высокотехнологичных секторов экономики в нашей стране разработаны ряд государственных программ: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., Экономическое развитие и инновационная экономика, Развитие науки и технологии и другие. Также активно создаются и функционируют институты развития, стимулирующие появление и внедрение инноваций: научно-технологические парки, государственные корпорации инновационной направленности, бизнес-инкубаторы, структуры предпосевных и посевных инвестиций, федеральные и региональные венчурные фонды, исследовательские университеты и научно- исследовательские центры, и другие. К наиболее известным институтам развития инноваций можно отнести: фонд «ВЭБ-Инновации», Фонд «Сколково», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям).
Согласно исследованиям, The WallStreet Journal, по итогам 2014 года Россия была на четвертом месте по объемам инвестиций и признана самым быстрорастущим венчурным рынком Европы. По результатам исследования Bloomberg, в рейтинге 50 самых инновационных стран TheGlobalInnovationIndex 2015 Россия заняла 14 место, поднявшись за год на 4 позиции, оставив позади Норвегию, Бельгию, Гонконг, Китай и другие страны[1].
Тем не менее, несмотря на весомые успехи в инновационной сфере в России существуют негативные моменты в данной сфере: недостаточное взаимодействие государства и бизнес-структур при формировании и реализации инновационной политики; неэффективное расходование финансовых ресурсов государства предназначенных на НИОКР; значительные барьеры для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием; недостаточное качество бизнес-среды; неконкурентоспособный инвестиционный климат и т.п. Особенно эти проблемы актуализируются в нынешних условиях функционирования экономической системы.
Сложившаяся в России политическая и экономическая ситуация, в частности введение санкций и контрсанкций двойственным образом повлияли на инновационную сферу. Так, с одной стороны, прослеживается стимулирующее воздействие санкций. По данным Национальной Ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) в нашей стране в 2014 году наблюдается рост инновационной активности отечественных предприятий: на 18% вырос общий индекс инновационной активности, на 15% выросло число новых стартапов за счет 2,8 тысяч новых проектов. Причем реальному сектору экономики посвящена большая их часть - 68%. В отраслях, где наблюдается наибольшая зависимость от западных технологий, также наблюдается значительный рост: в биотехнлогиях – на 18%,
микроэлектронике – на 17%, фармацевтике – на 14%. Значительный рост можно проследить и в сфере создания беспилотных средств и робототехники - на 21%3.
С другой стороны, по данным НАИРИТ в результате введения санкций за первое полугодие 2014 года отрасль инноваций в России потеряла 50 миллионов долларов инвестиций. Также сократилось финансирование инноваций за счет средств государственного бюджета практически на 30%.
Также, при достаточно высоких темпах роста объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг, который наблюдался в период с 2009 г. по 2013 г., к началу 2015 наблюдается снижение данного показателя (таблица 1). Сокращается удельный вес инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции с 8,9% до 8,2%. Снизился и удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации с 9,1% в 2012 году до 8,8% к началу 2015 года.
Таблица 1 Объем инновационных работ, товаров услуг в промышленном производстве[2]
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Объем отгруженных товаров, работ, услуг, млрд. руб. |
||||||||
- в действующих ценах |
545,5 |
916,1 |
1047,0 |
877,7 |
1165,7 |
2509,6 |
3072,5 |
3037,4 |
- в процентах от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг |
5,0 |
5,5 |
5,1 |
5,0 |
4,9 |
7,8 |
8,9 |
9,2 |
На Гайдаровском форуме 2016 «Россия и мир: взгляд в будущее»,13 января 2016 года был представлен «Национальный доклад об инновациях в России в 2015» в котором приведены неутешительные цифры: удельный вес инновационной продукции в общем выпуске составляет 8–9% (в странах-лидерах ~15%) и не растет за последние 3 года; низкая конкурентоспособность российских инноваций – в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров доля Росси не превышает 0,4% (однако данный показатель демонстрирует положительную динамику – в 2010 году удельный вес России составлял 0,21%).
Таким образом, сложившаяся ситуация предопределяет необходимость совершенствования государственной поддержки инновационной деятельности в РФ. Методологической основой для этого может стать, в том числе и изучение зарубежного опыта государственного регулирования инновационной деятельности
Как показывает мировой опыт государственного стимулирования инновационной деятельности, каждая страна формирует меры государственной поддержки инноваций самостоятельно, исходя из целей инновационной политики. Так, в одних странах применяется
прямое активное вмешательство государства в инновационную сферу, в других странах инновационное регулирование предполагает косвенное вмешательство. Общеизвестно, что к прямым методам государственного стимулирования инноваций можно отнести прямое государственное финансирование инновационных проектов, создание эффективной инновационной инфраструктуры, подготовка кадров и др. Косвенные методы должны воздействовать на инновационные процессы опосредовано и оказывать воздействие на стимулирование инновационных процессов.
Например, прямое финансирование инновационных предприятий (гранты, займы на льготных условиях, иные программы финансирования) характерны для таких стран как Великобритания, Германия, Дания, Индия, КНР, Норвегия, США, Франция, Швеция. Наибольшую финансовую поддержку развитию НИОКР оказывается в странах-членах ЕС – около 35% в общей ее сумме (против 27% в США и 20% в Японии). Наибольшая доля государственного финансирования отмечена во Франции (около 37%), Германии (31%) и Великобритании (почти 29%). В России бюджетные ресурсы были и остаются главным источником финансирования внутренних затрат на исследования и разработки (таблица 2). При этом их доля за исследуемый период практически неуклонно возрастает, что свидетельствует о том, что главным спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научно-технических разработок и инновационных проектов в нашей стране остается государство.
Таблица 2
Затраты на исследования и разработки в РФ[3]
2010 г. |
2011г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Внутренние затраты на исследования и разработки, по источникам финансирования, % |
|||||
- бюджетные средства |
58,8 |
65,6 |
66,0 |
65,8 |
67,1 |
- внебюджетные средства |
31,2 |
34,4 |
34,0 |
34,2 |
32,9 |
Для создания благоприятных условий функционирования инновационной системы и повышения инновационной активности государством используются, в основном, косвенные методы. Их главной целью является привлечение частных инвестиционных ресурсов в сферу инноваций.
Косвенные методы регулирования инновационной деятельности в основном направлены на создание благоприятных условий для повышения инновационной активности и должны стать стимулом для того, чтобы привлекать частные инвестиционные ресурсы в инновационную сферу.
В мировой практике активно используют четыре группы косвенных методов: 1) налоговые льготы, в том числе ускоренная амортизация; 2) льготное кредитование (занижение процентных ставок по кредитам); 3) отсрочка налогообложения; 4) специальные законодательные нормы .
Так, налоговые льготы для организаций, занимающихся исследованиями и разработками, являются одним из ключевых механизмов государственной поддержки инновационной деятельности в Великобритании. Также это механизм для стимулирования деятельности инновационных предприятий широко применяется в США, КНР, Франции, Индии и др. странах.
Создание инфраструктуры инновационной деятельности в развитых странах является одним из весомых рычагов стимулирования инновационной деятельности. Например, для Германии, Дании, Швеции, КНР характерна поддержка таких институтов развития как технопарки и технологические инкубаторы.
Стимулирование патентования, информационную и методическую поддержку участников инновационной деятельности осуществляют Германия, США, Швеция.
В Бельгии и Нидерландах в целях стимулирования инновационной активности для занятых в НИОКР снижается подоходный налог на заработную плату.
Во многих странах основным инструментом стимулирования НИОКР является уменьшение налогооблагаемой базы или ускоренная амортизация. Этот механизм активно используется в Финляндии, Дании, Великобритании, Бельгии.
Таким образом, в инновационно развитых странах мира сбалансировано применяются прямые и косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности: как путем прямого государственного финансирования инновационных проектов, так и созданием инновационной инфраструктуры и косвенной поддержки субъектов инновационного предпринимательства .
В целях активизации инновационной деятельности в РФ также используются прямые и косвенные методы государственного регулирования, которые активно реализуются через их инструменты.