Файл: Государственное регулирование инновационной деятельности. Зарубежный опыт. Состояние отечественной экономики (Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное экономико-правовое регулирование технического развития США.

Структура законодательных актов правового регулирования

Основные уровни гос. регулирования

Конституция США, ее положения и дополнения, вносимые или при нимаемые Конгрессом.

Федеральный закон о бюджете, ежегодно принимаемый Конгрессом, как главный инструмент управления и организации государственного хозяйствования и предпринимательства.

Федеральные законы о бюджетах государственных ведомств, министерств, агентств и комитетов.

1 уровень

Исполнительные приказы Президента, издаваемые Белым домом как подзаконные акты в развитие федеральных законов.

Федеральные законы о целях, задачах и функциональной деятельности федеральных ведомств, принимаемых Конгрессом при их создании.

2 уровень

Федеральные законы-программы в сфере науки, техники и НТП, периодически принимаемые Конгрессом в соответствии с потребностями научной, технической, экономической, военной и внешней политики.

3 уровень

Федеральные законы о государственной заказах на товары и услуги. Федеральное внутриведомственной регулирование (подзаконные акты в азвитие федеральных законов).

4 уровень

Федеральный контракт на программу (проект НИОКР). Федеральное контрактное право.

5 уровень

Государственный арбитраж.

Решения апелляционных судов.

6 уровень

В рамках данных законов государство-предприниматель, размещая на государственном рынке контракт на НИОКР, предъявляет следующие требования к корпорациям- поставщикам новой техники и технологии или научным центрам и университетам- исполнителям программ НИОКР:

  • эффективное использование государственных финансовых ресурсов, рационализация промышленного и технического производства;
  • применение современных методов управления и оргтехники, выполнение условий государственной технической и экономической политики;
  • совершенствование методов хозяйствования и управления;
  • активное осуществление государственной политики межотраслевой или внутриотраслевой передачи технологии - внедрение в экономику новейших образцов техники и технологии, стимулирование НТП;
  • постоянная реконструкция производства или его модернизация, если это связано с выполнением госзаказов в сфере науки, техники и НТП,

В качестве примера можно рассматривать программы государственной поддержки малого бизнеса SBIR и STTR, действующие в научно-технической сфере США уже 20 и 10 лет соответственно .

Программа SBIR.

Программа призвана обеспечить начальным капиталом и помочь американскому малому бизнесу участвовать в осуществляемых американскими федеральными агентствами научных и опытно-конструкторских работах. Принятое последующее законодательство расширило и усилило программу SBIR, придав более существенное значение развитию коммерческих применений новшеств, созданных при использовании финансирования по программе SBIR, улучшению занятости и увеличению конкурентоспособности американских высоко- технологичных товаров на мировом рынке.

С 1982 г. в поддержке этой программы принимают участие 11 федеральных агентств. В 1998 г. на цели программы SBIR было потрачено 1,1 млрд. долл. США. Основной вклад в финансирование программы вносят Департамент обороны (50%), Службы охраны здоровья (20%), Национальное космическое агентство (13%), Департамент энергетики (8%) и Национальный научный фонд (5%). В соответствии с законом, общую координацию работ по программе SBIR осуществляет американская Администрация малого бизнеса (SBA).

Программа STTR.

STTR - это новая пилотная программа поддержки малого бизнеса. Ее начало относится к 1992 году. Центральным пунктом программы является расширение финансовых возможностей поддержки инновационного процесса, рождаемого в стенах мощных исследовательских неприбыльных организаций. Цель, которую преследовал Конгресс США, выдвигая такую программу, состояла в создании более благоприятных условий для неприбыльных организаций (в первую очередь университетов) в продвижении разработанных ими высокотехнологичных продуктов на рынок с использованием коммерческого опыта предприятий мало- го бизнеса.

В отличие от программы SBIR программа STTR предоставляет финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса только для осуществления ими совместных с неприбыльными исследовательскими организациями (такими как университеты). При этом предполагается, что вклад в исследовательскую работу в научно-исследовательские организации составляет не менее 30%, а вклад малого предприятия должен быть не менее 40%. Организация и предприятие должны заключить между собой соглашение о том, как создаваемая совместно интеллектуальная собственность будет распределена между ними.

Так же как и программа SBIR, программа STTR предусматривает участие в про- грамме федеральных агентств (в 1998 г. 5 агентств); направление каждым агентством на поддержку этой программы определенного процента средств внешнего бюджета (в 1997 г. - 0,15%).


Программа STTR как это и соответствует пилотным программам, пока очень небольшая. Ее объем составил в 1998 г. 65 миллионов долларов США.

Цель исследования состоит в раскрытии новых условий протекания инновационных процессов, вызванных радикальными изменениями в экономике России, избирательной адаптации зарубежного опыта к существующим российским условиям в области управления инновационной деятельностью и выработке на этой базе концептуальных основ государственного регулирования инновационных процессов, направленных на создание благоприятных условий для инновационной деятельности в российской сфере высоких технологий.

  1. Разработаны концептуальные основы государственного регулирования инновационных процессов в сфере высоких технологий.
  2. Обобщены основные тенденции реализации научно-технической политики странами- лидерами в научно-технической области (обязательная государственная поддержка фундаментальных исследований; целевые программы; содействие процессу интеграции науки и производства; повышенное внимание к стадии внедрения новшеств; государственная поддержка органично сочетается с механизмом рыночной саморегуляции).
  3. Показано, что к одному из научно-технических направлений , которому необходимо придать статус приоритетности, относятся лазерные технологии.
  4. В современных российских условиях существует необходимость внесения изменений и дополнений в механизм формирования реализации государственных программ.
  5. Государственная поддержка субъектов сферы высоких технологий при реализации ими своей продукции на внешних рынках является эффективным методом воздействия на инновационную активность этих субъектов. Показано, что государственная поддержка может оказываться путем продвижения продукции субъектов сферы высоких технологий через государственную торговую сеть, представляющую собой одноуровневый канал сбыта.

Опыт США по стратегическому управлению научно-техническим развитиемможет быть полезен для России. Нужно исходить из того, что чисто рыночный механизм, применяемый частным сектором, не способен обеспечить решение стоящих перед экономикой проблем. Необходимо вмешательство государства и новые методы государственного регулирования в сфере науки, техники и НТП, широко используемые в США и странах Западной Европы.


3. Государственное регулирование инновационной деятельностью на примере ООО «Алиот»

Производственная компания АЛИОТ была организована осенью 2008 года.

Основная цель создания была и есть организация производства пластиковых карт как средства доступа к различным сервисам и услугам с учётом потребностей рынка.

С первых дней существования компания активно приступила к реализации поставленных бизнес задач, а сформированная команда специалистов и рабочих буквально с нуля построила и организовала производство.

Основные задачи, которые стояли на начальном этапе организации производства, были поиск помещения и формирование производственной линии, с учётом требований и характера производства. Особое внимание уделялось формированию производственной линии. Номенклатура оборудования, производственная логистика, производственная безопасность формировались с учетом многолетнего опыта работы подобных предприятий, как в России, так и за рубежом.

Первыми проектами, реализованными на производстве АЛИОТ были клубные и бонусные карты систем лояльности торговых сетей. В декабре 2009 года компания стала обладательницей лицензии на оказание услуг в области шифрования информации и обслуживании шифровальных средств. Полученные лицензии позволили компании оказывать услуги в области графической и электрической персонализации. В феврале 2010 года компания была сертифицирована на производство банковских пластиковых карт международными платёжными системами VISA и Mastercard и выпустила свой первый тираж банковских карт совместно с банком «Кубань Кредит».

Для производственной компании наступил новый этап развития. Сейчас компания АЛИОТ — это полноценная современная компания по производству пластиковых карт на базе технологии известных зарубежных фирм: LAUFFER, KURZ, DataCard,KOMORI, Muhlbauer, Argon, Spartanics, DGIngenierie. В 2011 производственная мощность компании достигла 3 миллионов пластиковых карт в месяц.

Производственная компания АЛИОТ обеспечивает полный цикл производства пластиковых карт от разработки дизайна до доставки готовой продукции, а также персонализацию, сортировку и упаковку пластиковых карт. Каждый клиент компании – это партнёр, цель партнёрства – получение взаимовыгодного результата. Компания предоставляет услуги по графической и электрической персонализации, сортировке, упаковке, обеспечению ответственного хранения и доставке карт. Пластиковые карты АЛИОТ используются банками, торгово-сервисными предприятиями, транспортными компаниями, клубами, спортивными организациями, предприятиями досуга и отдыха, органами социальной защиты и т.д Основные продукты и услуги компании отражены в таблице 2.1.1.


Таблица 3

Основные продукты и услуги компании

ПРОИЗВОДСТВО БАНКОВСКИХ КАРТ

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ

Производство и персонализация всех типов банковских карт VISA International и Mastercard с магнитной полосой и чипом, а также комбинированных и дуальных карт, в т. ч. использующих технологии: PayPass, PayWave.

Банковские карты с чип-модулем от: Gemalto (Optelio, Clarista), Morpho (EMV Plus/JMV Pro), NXP (JCOP) и др., поддерживающие SDA, DDA и CDA, полностью соответствующие спецификациям: VISA VSDC и Mastercard MChip4, Global Platform.

Весь спектр графической и электрической персонализации, включая конвертование и рассылку.

В рамках услуги персонализации обычно осуществляется: графическая персонализация: эмбоссирование с окрашиванием (типпингом), индент-печать, термопечать, лазерная гравировка; электронная персонализация: кодирование магнитной полосы, чип-модуля; сортировка, упаковка, конвертование с вложениями; доставка (Москва и регионы), почтовая рассылка (будущим держателям).

УЭК: АЛИОТ уже выступает одним из сервис-партнеров (центром персонализации карт) для эмитента карт УЭК (уполномоченной организации субъекта или банка).

КЭП: Завершается подключение к проекту по изготовлению и персонализации КЭП (карт электронного правительства) совместно с Ростелекомом.

PayPass и PayWave: В настоящий момент компания предлагает дуальные карты, производства партнеров, имеет все возможности для локального выпуска тиражей под вейверы. Получение сертификатов планируется до конца 2012 года.

АЛИОТ стремится осваивать новые технологии производства и материалы с целью снижения себестоимости, повышения эффективности и качества производства, а также освоения выпуска новых видов продукции. Компания поощряет новаторство среди сотрудников предприятия. АЛИОТ информирует партнёров о ходе реализации заказов, а также оказывает экспертную технологическую поддержку партнёрам в рамках подготовки производства с целью получения наиболее качественного решения. Производство открыто для проведения внешнего аудита и посещений партнёров компании.

АЛИОТ уделяет особое внимание соблюдению сроков исполнения заказов и эффективному использованию ресурсов (контроль и учёт). В рамках производства обеспечивается сквозной контроль исполнения заказа от подписания договора до выпуска готовой продукции. Автоматизированная система управления заказами позволяет рассчитать и построить план выполнения заказов, а по исполнении заказа провести анализ соотношений плановых и фактических показателей.  Оптимальное построение бизнес-процессов, их формализация и соблюдение сотрудниками производства — необходимое условие достижения цели. Модель управления построена на делегировании и доверии к сотрудникам при наличии централизованного контроля и понимания сотрудниками меры возлагаемой ответственности.