Файл: Разработка стратегии диверсификации продукции компании "КАМАЗ"..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии диверсификации
1.1 Стратегии развития компании
1.2 Диверсификация как внутренняя стратегия
1.3 Диверсификация как стратегия внешнего роста
Глава 2. Анализ стратегия развития ОАО "КАМАЗ"
2.1 Краткие сведения о предприятии ОАО "КАМАЗ"
2.3 Построение мультиатрибутивной модели товара
3.1 Повышение конкурентоспособности ОАО "КАМАЗ" через стратегию диверсификации
Введение
Развитие мировой экономической системы в направлении постиндустриального уклада меняет традиционные представления о рыночных отношениях и социально-экономическом пространстве. Одним из факторов, ускоряющих данный процесс, является корпоратизация. Сегодня глобальными хозяйствующими субъектами, наряду с государствами и регионами, выступают корпорации и альянсы. Корпоративные образования, возникшие в России сравнительно недавно, обнаружили высокую динамику своего количественного и качественного роста. Вместе с тем, в процессе их становления выявились серьезные проблемы, и в частности, отсутствие стратегической концепции у значительного числа российских корпораций.
Группа организаций ОАО "КАМАЗ" – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО "КАМАЗ" выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы, тракторы. Помимо этого производятся двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. За последние годы гамма выпускаемой "КамАЗом" продукции значительно расширилась. Появились новые модели и целые семейства автомобилей – от городских развозных грузовичков до автомобилей повышенной грузоподъемности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой 120 тонн. Всего в группу компаний "КАМАЗ" входит более 100 предприятий.
ОАО "КАМАЗ" предстоит осуществить процесс последовательных шагов развития, чтобы приобрести признаки, свойственные западным корпорациям, и это, в первую очередь, касается развития и внедрения принципов корпоративного и стратегического управления.
В условиях развитого рынка и высокого уровня банкротств успеха добиваются лишь те компании, которые способны создавать и реализовывать на соответствующем организационном уровне долговременные стратегии. Сегодня на рынке выживают лишь профессионалы. Создание и реализация стратегии становятся важнейшим условием существования корпорации в современных условиях. Современный менеджер должен иметь глубокую теоретическую подготовку в области стратегического управления и обладать в этой сфере необходимыми практическими навыками.
Объектом работы является ОАО "КАМАЗ",
Предметом – формирование стратегии диверсификации ОАО "КАМАЗ".
Цель работы – разработать стратегию диверсификации продукции компании "КАМАЗ".
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты стратегии диверсификации;
выявить конкурентную позицию ОАО "КАМАЗ" на рынке большегрузных автомобилей методом SWOT-анализа;
при помощи мультиатрибутивной модели определить позиции продукции ОАО "КАМАЗ" по сравнению с конкурентами;
рассмотреть пути улучшения продукции компания "КАМАЗ".
Теоретической основой данного исследования являются фундаментальные положения экономической науки, теории стратегического управления и стратегического синергизма, теории организации и управления, ресурсной концепции стратегического управления; логический анализ, исследования зарубежных специалистов в области управления И. Ансоффа, А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда, М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, P.M. Гранта, М. Портера, Д. Дойл; а также отечественных ученых и исследователей А.Т. Зуба, В.А. Квартального, В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, С.А. Попова, О.С. Виханского.
Основными методами исследования выбраны сравнительный анализ, простая табуляция, анкетирование, SWOT-анализ, мультиатрибутивная модель.
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии диверсификации
1.1 Стратегии развития компании
В терминологии менеджмента, стратегия – это генеральное направление действий компании, следование которому в перспективе должно привести к запланированным целям.[20. C. 142]
Процесс выбора стратегии (табл. 1) происходит после уяснения текущей стратегии компании и проведения тщательного анализа портфеля продукции. Последнее действие представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Ведь анализ портфеля позволяет сбалансировать риски бизнеса, его денежные поступления, что приводит к повышению общей финансовой отдачи. [15. C. 72]
Таблица 1- Эталонные стратегии развития компании
Типы стратегий |
Виды стратегий |
Стратегии концентрированного роста |
Стратегия усиления позиций на рынке Стратегия развития рынка Стратегия развития продукта |
Стратегии интегрированного роста |
Стратегия обратной вертикальной интеграции (экспансия на рынке поставщиков) Стратегия вперед идущей интеграции (экспансия на рынке систем распространения и торговых структур) |
Стратегии диверсифицированного роста |
Стратегия центрированной диверсификации Стратегия горизонтальной диверсификации Стратегия конгломератной диверсификации |
Стратегии сокращения |
Стратегия ликвидации Стратегия "сбора урожая" Стратегия сокращения Стратегия сокращения расходов |
Остановимся более подробно на стратегиях диверсификации.
1.2 Диверсификация как внутренняя стратегия
Компания может диверсифицироваться внутренне путем создания товаров или услуг, сходных с имеющимися в смысле технологии или рынков, либо за счет создания продуктов, которые совершенно отличны от существующих. Могут существовать разные причины, почему компания стремится диверсифицироваться. [2, C. 21]
Выделим некоторые из них: новые продукты могут иметь циклические схемы продаж, уравновешивающие цикличность продаж существующих продуктов организации; существующие каналы распределения организации могут использоваться для сбыта новых продуктов имеющимся покупателям; прибыль, получаемая от имеющихся у организации продуктов или услуг, может значительно возрасти за счет добавления новых, не связанных с ними, продуктов; диверсификация может быть необходима в связи с тем, что организация конкурирует в высоко конкурентной или не растущей отрасли, имея в результате низкие уровни прибыли. [11, C. 242]
Рассмотрим направления, в которых может проходить диверсификация как внутренняя стратегия, используя для этого матрицу диверсификации (табл. 2).
Таблица 2-Матрица диверсификаций
Внутреннее развитие |
Внешнее развитие |
|
Горизонтальная диверсификация |
||
Рынок Концентрический |
Разрабатывать продукты, которые служат одним и тем же покупателям на тех же самых рынках |
Приобретать продукты, которые служат одним и тем же покупателям на тех же самых рынках |
Конгломератный |
Разрабатывать продукты, которые отличаются от существующих продуктов или рынков |
Приобретать компании по производству товаров, обслуживающие других покупателей или другие рынки |
Технология Концентрическая |
Разрабатывать продукты или услуги, которые используют технологии, схожие с существующими |
Приобретать компании, которые используют технологии, схожие с имеющимися |
Конгломератная |
Разрабатывать продукты, которые используют технологии, отличные от существующих |
Приобретать компании, которые используют технологии, отличные от имеющихся |
Вертикальная диверсификация |
||
Прямая |
Развивать сеть сбыта для продажи потребителям имеющихся и связанных с ними продуктов или отличающихся продуктов |
Приобретать сеть сбыта для продажи продуктов потребителям |
Обратная |
Создать собственное подразделение снабжения для того, чтобы покрыть потребность в существующих или других материалах |
Приобретать компании, поставляющие сырье |
Компания может диверсифицироваться с точки зрения рынков или технологии. Она также может развить сеть сбыта или органично диверсифицироваться внутренне. Отметим определенные преимущества и недостатки диверсификации. [15, C. 72]
Преимущества: может быть необходима для того, чтобы фирма могла выжить и течение продолжительного времени; вести к синергии; способствовать эффективному использованию избытка средств; предоставляет организации более широкий набор продуктов или услуг.
Недостатки: для стратегического успеха диверсификация необходима больших масштабах; требует знаний и опыта, чтобы хорошо управляться с новыми продуктами или услугами; могут понадобиться значительные инвестиции в новую технологию; это приростная стратегия - для получения прибылей необходимо время. [9, C. 31]
Ключевым вопросом в выборе стратегии являются финансовые воздействия. Мы отметили четыре стратегии внутреннего роста. Каждая из них имеет различные финансовые воздействия с точки зрения: объема финансовых ресурсов, необходимых для осуществления стратегии; уровня финансовой отдачи, ожидаемой от выбранной стратегии; распределения финансовой отдачи во времени; возможности финансовой синергии; уровня риска, связанного с проведением стратегий. [20, C. 41]
В таблице 3 представлен анализ каждой из внутренних стратегий, проведенный на основе этих критериев.
Таблица 3-Финансовые воздействия различных стратегий внутреннего роста
Финансовые критерии |
Стратегии внутреннего роста |
|||
Проникновение на рынок (концентрация) |
Развитие рынка |
Разработка продукта или обновление рынка |
Диверсификация |
|
Необходимые финансовые ресурсы |
Умеренные |
Умеренные до значительных |
Значительные/ очень значительные |
Очень значительные |
Уровень ожидаемой финансовой отдачи |
Умеренный |
Умеренный до высокого |
Очень высокий |
Очень высокий |
Распределение финансовой отдачи во времени |
Средний до долгосрочного |
Краткосрочный |
Долгосрочный |
Долгосрочный |
Существование финансовой синергии |
Нет |
Есть |
Возможно |
Есть |
Степень связанного со стратегией риска |
Низкая |
Умеренная или высокая |
Очень высокая |
Высокая |
На основании рассмотрения матрицы финансовых воздействий различных стратегий внутреннего роста можно прийти к следующим выводам. [19, C. 31]
Диверсификация - это стратегия высокого риска. С точки зрения финансов, она требует значительных вложений. Финансовая же отдача, скорее всего, будет получена в долгосрочном плане. В то же время, если стратегия удачна, уровень финансовой отдачи может быть значительным и существует высокая вероятность достижения финансовой синергии. [7, C. 112]
Разработка продукта или обновление также должны рассматриваться как стратегия высокого риска. С финансовой точки зрения, поглощает значительное количество финансовых ресурсов, однако затрат может быть значительным в том случае, если продукт удался. В случае с модификацией продукта отдача может быть значительно меньше, как, впрочем, и риск, содержащийся в этом выборе. Возврат, всего скорее, будет получен в долгосрочном плане. [6, C. 18]
Развитие рынка требует от умеренных до высоких уровней финансовых ресурсов. Это в основном зависит от того, находятся рынки и стране или за рубежом. В последнем случае финансовые ресурсы могут быть значительными. Уровень финансовой отдачи будет также от умеренного до высокого, однако отдача может быть получена в короткие сроки. Уровень риска - от умеренного до высокого, в зависимости от разрабатываемого рынка. При этом иностранные рынки могут иметь более высокий уровень риска. Существует большая вероятность финансовой синергии, нарастающая по мере реализации этой стратегии. [14, C. 41]
Более глубокое проникновение или концентрация на одном продукте или на одном рынке оцениваются как стратегии с невысоким уровнем риска, требующая умеренных уровней финансовых ресурсов и обещающая приемлемую отдачу, обычно в долгосрочном плане. Так как затраты не распределяются на многие продукты, финансовая Университет в этом случае не возникает. Часто оказываются в подобной ситуации малые фирмы.
1.3 Диверсификация как стратегия внешнего роста
Возможности стратегии внешнего роста значительны. Внешний рост может включать деятельность, которая напрямую связана с имеющимися технологиями или рынками, либо деятельность, прямо с ними не связанную. Основными задачами, стоящими за этими различными формами роста, являются увеличение доли рынка и возможности достижения финансовой синергии. [20, C. 91]