Файл: Государственное регулирование инновационной деятельности. Зарубежный опыт. Состояние отечественной экономики (Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России основным механизмом, стимулирующим инновационную деятельность, остается прямое финансирование НИОКР На сегодняшний день, по данным Росстата в РФ государственные расходы на НИОКР составляют 1,1% от ВВП (для сравнения в Китае этот показатель составляет 2,1%, Великобритании – 1,6%). При этом практически все финансовые ресурсы государства направлены на коммерческие НИОКР – 0,4% от ВВП. В 2014 году Россия занимала второе место в мире по абсолютному уровню государственных расходов на коммерческие НИОКР (рис. 1). По этому показателю (14,9 млн. дол.) Россия находится на уровне стран, лидирующих по основным показателям инновационной активности.

Китай Юж.Корея Великобр. Япония Австрия Турция

Россия

США

40

35

30

25

20

15

10

5

0

Рисунок 1. Государственная поддержка коммерческих инновация (в млн. дол.)

При этом затраты коммерческого сектора на НИОКР находятся на низком уровне (рис. 2)Для анализа было взято шесть стран, с наибольшими затратами на НИОКР.

0

средства предпринимательского сектора

средства государства

60

40

20

другие источники

120

100

80

Рисунок 2. Структура внутренних затрат на НИОКР по источникам финансирования

Как видно из диаграммы, в развитых странах наибольшую долю затрат на НИОКР несет предпринимательский сектор экономики. Например, в Китае и Южной Корее удельный вес этого сектора находится на уровне 75%. В России средства коммерческого сектора находятся на уровне 25-27% в структуре общих затрат на НИОКР.

В результате по суммарным расходам на НИОКР Россия находится на одном из последних мест в рейтинге развитых стран мира. При этом отметим, что в нашей стране традиционно на низком уровне находится государственная поддержка фундаментальных научных исследований.

В 2010-2014 гг. в РФ на создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. было выделено 6 млрд. 483,8 млн. В результате государственного финансирования в регионах страны были открыты 87 центров поддержки субъектов МСП, в том числе 29 центров кластерного развития, 28 центров инжиниринга, 13 центров прототипирования и два центра сертификации в 2014 году была оказана финансовая поддержка 25 кластерам в размере 2,5 млрд. руб. При этом на 2015 год предусмотрено финансирование кластеров в том же объеме.


К основным же инструментам косвенного государственного вмешательства в инновационную деятельность в РФ в целях стимулирования НИОКР на современном этапе можно отнести4[4]:

    1. Для предприятий, осуществляющих НИОКР в определенных видах деятельности предусмотрено освобождение от НДС.
    2. Повышенный вычет расходов (с 1 января 2012 г. вступали в силу уточненные правила вычета расходов на определенные типы НИОКР с коэффициентом 1,5).
    3. Налоговый кредит (Налоговый Кодекс РФ позволяет получать компаниям такой кредит при наличии: НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; внедренческой или инновационной деятельности; инвестиций в создание энергоэффективных объектов).
    4. Механизм ускоренной амортизации предусматривает по некоторым видам нематериальных активов двухлетний срок амортизационных отчислений.
    5. Вычет капитальных затрат в текущем периоде (амортизационная премия) . Хочется отметить, что в российском налоговом законодательстве понятие «инновации»

не употребляется и налоговые льготы и прочие послабления касаются только НИОКР. В целом, в России существует некоторое несоответствие между признанием инновационных приоритетов социально-экономического развития и реальным состоянием дел в отрасли налогового стимулирования НИОКР. Несовершенство отечественной налоговой системы проявляется в таких аспектах: сложность налогового регулирования; необоснованная неравномерность налоговой нагрузки на субъекты ведения хозяйства; непоследовательность предоставления и отмены налоговых льгот. Таким образом, неэффективная налоговая система приводит к уклонению от налогов, роста теневого сектора экономики, что в свою очередь приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и является одной из причин дефицита бюджетных средств, в частности – на стимулирование инновационной деятельности и НИОКР.

В последние годы в РФ разработана система мер для активизации экономической деятельности. Так созданы и работают действенные институты стимулирования инновационной деятельности. Но, несмотря на это существует ряд проблем, которые особенно актуализируются в условиях кризиса. В этих условиях усиливается роль государства, которое не только определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационной системы, но и вырабатывает стимулы для активизации инновационных процессов.


2.Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Перед экономической наукой на современном этапе стоит задача изучения зарубежного опыта и его творческого развития с тем, чтобы в каждый момент достигалась максимальная эффективность . Решение этой задачи должно протекать с глубоким изучением условий и особенностей нашей экономики, без учета которых невозможно исключить механическое перенесение зарубежного опыта.

В период ускорения темпов научно-технической революции эффективность и результативность регулирования экономики государством во многом определяются тем, на- сколько оно способно оказывать влияние на инновационный процесс (3). Большинство индустриально развитых стран достигло передовых рубежей в приоритетных отраслях экономики именно в результате опережающего роста науки и инноваций. Даже в самые трудные времена Япония, например, неизменно увеличивала вложения в НИОКР. Что касается России, то в создавшихся ныне условиях инновационный бизнес является чрезвычайно рискованным делом, привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов сюда весьма сложно без соответствующих государственных гарантий. Необходимо подчеркнуть, что для успешного продвижения в этом направлении у России есть все необходимые как материальные, так и интеллектуальные условия.

Выделяются 3 основных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран .

  1. Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция).
  2. Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).
  3. Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и техники (Япония, Южная Корея).

Воздействие государства в области инноваций можно подразделить на прямые и кос- венные меры. Соотношение в каждом конкретном случае определяется экономической ситуацией в стране и избранной концепцией государственного регулирования.

Начиная с 80-х годов в высокоразвитых странах государственное участие в поддержке НТП превратилось в одну из основных проблем инновационной политики развитых зарубежных стран. При этом наблюдается появление двух противоречивых тенденций: с одной стороны, это усиление централизованного регулирования и вместе с тем централизован- ное инвестирование средств, с другой, - это активизация частнопредпринимательского сек- тора и в связи с этим уменьшение объемов государственного финансирования.


Особого внимания заслуживают методы прямого государственного влияния на ин- новационную деятельность, которые проявляются, как правило, в 2-х формах: администра- тивно-ведомственной (прямое дотационное финансирование) и программно-целевой.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предпола- гает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых про- грамм поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Контрактное фи- нансирование является одним из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений, договоров между заказчиками и подрядчиками. В США этим спо- собом финансируется 77% федеральных затрат на НИОКР.

Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

Для ведущих капиталистических стран характерно четкое деление научной деятель- ности на фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно- конструкторские работы. В статистической отчетности отражаются, как правило, затраты на НИОКР и источники финансирования строго по этим трем направлениям. При этом основная часть работ, выполняемых учебными заведениями США, представляется фундаментальными исследованиями. В этом направлении государственной политики проявляется ее перспектив- ная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций.

Косвенные методы государственной инновационной политики направлены на стимулирование самих инновационных процессов, и одновременно на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. К их числу относятся: налоговые льготы, ускоренная амортизация, инвестиционные скидки, льготное кредитование и т.д.

В целом в системе государственного стимулирования инновационной деятельности прямые формы сочетаются с косвенными формами финансовой поддержки инновационного процесса. Можно выделить такие основные формы стимулирования инновационной деятельности, характерные для западных стран:

  • прямое финансирование, которое достигает 50% от расходов на создание новой продукции и технологии (США, Франция, и др.);
  • предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);
  • дотации (практически все страны);
  • создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Франция, Германия, Великобритания, Швейцария, Нидерланды);
  • безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
  • снижение госпошлины для индивидуальных изобретений (Австрия, Германия, США и др.);
  • отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
  • бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бес- платные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).

Необходимо отметить, что специального законодательства по налогообложению инновационной деятельности в развитых странах нет. Однако статьи, регулирующие налоги, скидки, льготы предусмотрены в законе об охране промышленной собственности, законах о передаче технологий, стимулировании малого бизнеса, а также поддержки некоммерческих организаций.

Таким образом, характерными свойствами инновационной политики развитых стран являются: а) согласованность инновационной политики со всеми видами государственной политики вообще; б) широта воздействия ; в) учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, этапности, вероятного характера, высоко степени риска и т.д.

При ориентации инновационной политики на конкретные модели, используемые в разных странах, необходимо сосредоточить национальные усилия на ключевых областях народного хозяйства, науки и техники, по которым страна может занять определенные позиции на мировом рынке.

Общепризнанно также то, что исследования, напрямую связанные с промышленным производством, способны оказывать особенно сильное воздействие на экономику страны. Поэтому неудивительно, что в таких передовых странах как Япония, Германия и Швеция гораздо больший, чем в США и Великобритании, процент правительственных ассигнований на цели исследований приходится на промышленные исследования.

С учетом всего этого России необходимо разработать и реализовать собственную концепцию долгосрочной (на 10 - 15 лет) стратегии научного обеспечения предпринимательства и на этой базе строить свою инновационную политику.

Во всех индустриально развитых странах государство довольно активно участвует в модернизации экономики через соответствующие программы в области НИОКР. Практически каждая индустриально развитая страна проводит собственную политику, направленную на поощрение НИОКР. Со своей стороны государство также непосредственно участвует в проведении исследований в государственных лабораториях. В Германии частично финансируются исследовательские проекты, осуществляемые на частных фирмах. В США расходуются миллиарды долларов на исследования и разработки в федеральных лабораториях, таких как Национальный институт здравоохранения, финансируются исследования через Национальный фонд науки и прилагаются огромные усилия в области оборонных исследований.

В США механизм государственного экономико-правового регулирования научно- технологического развития определяется блоком актов федерального законодательства. Реализация научно-технических и военно-технических программ, создание новой техники и технологии, проведение исследований в области фундаментальных наук по заказам государства, как и все формы его хозяйственной деятельности, опираются на всесторонне разработанные правовые нормы. Четко разграниченная иерархия законов представлена в таблице.