Файл: Переманивание наиболее ценных сотрудников (Теоретический анализ проблем переманивания кадров предприятия).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретический анализ проблем переманивания кадров предприятия
1.1 Общая характеристика переманивания сотрудников
1.3 Профилактика угрозы переманивания сотрудников
2 Анализ проблем переманивания наиболее ценных сотрудников (на примере ООО «Ремонт-93»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ремонт-93»
2.2 Анализ текучести кадров ООО «Ремонт-93» по причине переманивания кадров
2.3 Разработка рекомендаций по защите от переманивания наиболее ценных сотрудников
Для ООО «Ремонт-93» характерен высокий уровень текучести кадров ценных работников. Только за последние шесть месяцев пришло 28% новых работников. Коэффициент постоянства кадров за 2016 г. составил 54%, а текучести – 46% при норме 5-10%. Очень четко фиксируется обратная связь между удовлетворенностью работой и текучестью персонала. По данным И.М. Поповой, соответствующий коэффициент корреляции составляет 0,6, причем среди неудовлетворенных работой текучести гораздо выше, чем среди удовлетворенных.
Чтобы выявить причины текучести кадров, было принято решение о проведении анкетирования и тестирования персонала по Н. Самоукиной. В анкетировании приняло участие 74 человека, т.е. весь коллектив предприятия.
Результаты анкетирования персонала ООО «Ремонт-93» в декабре 2016 г. представлены в таблице 6.
Таблица 6. Результаты анкетирования до внедрения мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала ООО «Ремонт-93»
Факторы |
Количество человек |
||
Низкая мотивация |
Средняя мотивация |
Высокая мотивация |
|
1. Количество времени, уделяемого работе |
10 |
37 |
26 |
2. Прилагаемые усилия |
- |
42 |
32 |
3. Сосредоточенность |
5- |
22 |
52 |
4. Удовлетворение от работы |
14 |
50 |
10 |
5. Планы на будущее |
1 |
47 |
26 |
6. Стремление добиться лучших результатов |
3 |
41 |
30 |
7. Добровольный вклад в работу |
20 |
48 |
12 |
Таким образом, результаты исследования показали:
1. Анализ системы мотивации с помощью тестирования по Н. Самоукиной в контрольно-измерительном срезе, проведенным в декабре 2016 г. выявил, что сотрудники:
1) работают в неполную силу;
2) недовольны работой в организации;
3) не рассчитывают работать в организации длительное время;
4) не берут на себя дополнительные обязанности.
2. Результаты анализа удовлетворенности трудом с помощью анкетирования показали:
1) социально-бытовые условия не соответствуют ожиданиям сотрудников;
2) система бонусов и премий нуждается в доработке;
3) необходимо систематическое повышение квалификации сотрудников
Большая часть работников ООО «Ремонт-93», а именно около 80 %, воспринимают только один тип мотивации - оплата труда и другие нетрудовые ценности, иными словами, они ориентированы на высокой (в их понимании) заработной плате. ООО «Ремонт-93» использует оплату труда как средство мотивации работы. В ООО «Ремонт-93» существуют следующие методы материального стимулирования:
Таблица 7. Методы материального стимулирования
Материальное стимулирование |
|||
Оплата труда |
Надбавки |
Доплаты в ночные смены |
Доплаты в сверхурочные, праздничные дни |
Размер оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам устанавливается в соответствии с трудовым договором. Оплата труда работников производится согласно тарифных ставок (окладов) за фактически отработанное время, так же для них предусмотрено применение повышающих коэффициентов. Так, например, тарифные ставки специалистов (жестянщики, токари, и т.д.) за характер и специфику труда могут повышаться на 10%, а специалистов другого профиля, а именно - автомойщики - на 5%. |
Ежемесячно выплачиваются надбавки за стаж работы на предприятии (после одного года работы) – 5% должностного оклада. |
Компенсируется работа в сменном режиме. То есть для персонала основной деятельности и работников структурных подразделений, работающих в сменном режиме и режиме круглосуточного обслуживания, производится доплата в размере 40% повременной ставки за работу в ночное время (с 22.00 до 6.00) |
Так же оплачивается каждый час работы в сверхурочное время и работа в выходные и праздничные дни в размере двойной сдельной расценки для работников со сдельной оплатой труда, либо в размере двойной часовой тарифной ставки (оклада), для работников с повременной оплатой труда и получающих должностные оклады. Либо, по договоренности с Нанимателем, работнику может предоставляться другой день отдыха (отгул). |
Так же, при выполнении установленного объема работ с меньшей численностью персонала (отсутствие по причине болезни, отпуска и т.д.) производятся доплаты в размере: до 30% тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, увеличения объема выполняемых работ; до 50% тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника при выполнении подсобных или хозяйственных работ, обязательных к исполнению и не терпящих отлагательств.
Вместе с тем, в ООО «Ремонт-93» мероприятия по социальной мотивации, а именно: повышение квалификации сотрудников компании, обучение происходит за счет ООО «Ремонт-93»; строгое соблюдение гарантий, установленных в законодательстве о труде для работающих женщин-матерей.
Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении бизнес-системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения к имуществу предприятия вплоть до прямого воровства и т.д.
С другой стороны, полностью удовлетворенный работник - плохой работник, у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда.
Таким образом, удовлетворенность трудом у работников должна быть не максимальной, а оптимальной. Для целей повышения эффективности труда определенный уровень неудовлетворенности у работников (особенно в области содержания работы) должен присутствовать.
Таким образом, анализ показал, что персонал в своей основе неудовлетворен системой мотивации и условиями труда, вследствие чего и происходит большая текучесть кадров. Следовательно, для снижения текучести кадров необходимо разработать систему мотивации, направленную на выявленные недостатки в работе.
2.3 Разработка рекомендаций по защите от переманивания наиболее ценных сотрудников
Для минимизации риска переманивания сотрудников, были разработаны следующие рекомендации:
Несмотря на непродолжительный стаж работы некоторых сотрудников в компании, предлагается установить очередность на отдельные виды предлагаемых льгот. Предложенные мероприятия положительно повлияют на многие мотивационные сферы деятельности работников ООО «Ремонт-93». Так, целесообразно будет провести еще один опрос сотрудников по тем же вопросам через определенное время по результатам внедрения предлагаемой программы. Так как большинство неудовлетворенных системой мотивации было из категории "Рабочие" и "Специалисты", составим для них отдельный профиль, демонстрирующий удовлетворенность до и после предложенных мероприятий. Профиль изображен в виде диаграмм и представлен на диаграмме 1. Программа мотивации персонала представлена в приложении Б.
Диаграмма 1. Мотивационный профиль категории рабочих ООО «Ремонт-93» до и после внедрения предложений по совершенствованию системы мотивации.
На основании предложенных мероприятий, можно сделать вывод, что у технического персонала значительно возрастет удовлетворенность такими критериями, как: потребность в высокой заработной плате (до 73 %), потребность в ощущении востребованности (до 59 %), потребность в хороших условиях работы (до 45 %), потребность в медицинском обслуживании (до 58 %). Отдельные критерии, влияющие на мотивационный профиль данных сотрудников возрастут незначительно (потребность в социальных контактах, стремление избегать рутины), т.к. данные критерии относительно \категории рабочих развиты в достаточной степени.
Как видно из диаграммы 6, мотивационный профиль специалистов значительно возрастет по следующим критериям: потребность в высокой заработной плате (до 70 %), потребность в разнообразии, переменах (до 68 %).Также, исследовалась повышение предполагаемой меры удовлетворенности различными сторонами работы сотрудников ООО «Ремонт-93» после внедрения предложений (таблица 8).
Таблица 8. Прогноз повышения удовлетворенности сотрудников элементами мотивации.
Критерии |
Доля удовлетворенных сотрудников различными элементами мотивации |
||||||||
Рабочие |
Специалисты |
Руководители |
|||||||
Факт |
Прогноз |
Уд. вес,% |
Факт |
Прогноз |
Уд. вес,% |
Факт |
Прогноз |
Уд. вес,% |
|
Размер заработной платы |
12 |
34 |
283,3 |
34 |
56 |
164,7 |
58 |
62 |
106,9 |
Режим работы |
80 |
80 |
100,0 |
85 |
85 |
100,0 |
73 |
73 |
100,0 |
Разнообразие работы |
23 |
34 |
147,8 |
46 |
52 |
113,0 |
57 |
59 |
103,5 |
Необходимость решения новых задач |
14 |
27 |
192,9 |
52 |
53 |
101,9 |
66 |
67 |
101,5 |
Самостоятельность |
9 |
23 |
255,6 |
47 |
54 |
114,9 |
69 |
71 |
102,9 |
Соответствие личным способностям |
34 |
45 |
132,4 |
58 |
60 |
103,4 |
74 |
76 |
102,7 |
Возможность должностного продвижения |
6 |
8 |
133,3 |
38 |
42 |
110,5 |
42 |
48 |
114,3 |
Санитарно-гигиенические условия |
39 |
57 |
146,2 |
71 |
75 |
105,6 |
82 |
89 |
108,5 |
Уровень организации труда |
54 |
65 |
120,4 |
63 |
69 |
109,5 |
85 |
88 |
103,5 |
Комфортность рабочего места |
18 |
38 |
211,1 |
52 |
59 |
113,5 |
76 |
82 |
107,9 |
Решение социально-бытовых проблем |
34 |
56 |
164,7 |
68 |
72 |
105,9 |
86 |
87 |
101,2 |
В соответствие с данной таблицей, можно сделать вывод, что наибольшее увеличение числа удовлетворенных сотрудников ожидается в группе рабочих по следующим параметрам: необходимость решения новых задач (192,9 %), самостоятельность (255,6 %), комфортность рабочего места (211,1 %), решение социально-бытовых проблем (164,7 %).Среди группы специалистов наиболее значимые изменения в таких параметрах как: разнообразие работы (113 %), возможность должностного продвижения (110,5 %), комфортность рабочего места (113,5 %).В группе руководителей произошли незначительные изменения: наибольшее изменение наблюдается по критерию "Возможность должностного продвижения" (114,3 %), санитарно-гигиенические условия (108,5 %).
Различия в мотивирующих факторах по должностным группам работников после внедрения предложений представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Различия в мотивирующих факторах по должностным группам работников после внедрения предложений
Таким образом, можно сделать следующие выводы: разработанная система материального стимулирования и льгот для сотрудников ООО «Ремонт-93» повлияет на многие мотивационные сферы работников компании. Так, был проведен еще один опрос по тем же вопросам.
Затраты на предлагаемые мероприятий представлены в таблице 9.
Таблица 9. Предполагаемые затраты на совершенствование системы мотивации в ООО «Ремонт-93» на 2017 год.
Мероприятия |
Единовременная сумма затрат на одного человека, тыс. руб. |
Сумма затрат за год, тыс. руб. |
Награждение ценным подарком |
1 |
50 |
Премирование работников (сумма будет распределяться на каждый квартал) |
13 |
30 |
Затраты на аттестацию сотрудников |
5 |
15 |
Доплаты и компенсации |
11,5 |
100 |
Улучшение особых условий труда |
- |
130 |
Улучшение мероприятий по отдыху сотрудников |
- |
80 |
Улучшение медицинского обслуживания |
5 |
50 |
Улучшение материальной помощи в сфере материнства и детства |
20 |
70 |
Улучшение уровня образования |
25 |
25 |
Предоставление финансовых услуг |
20 |
20 |
Предоставление льгот за стаж работы |
6 |
50 |
Итого |
- |
620 |
Таким образом, бюджет на предложенные мероприятия по совершенствованию мотивации сотрудников в 2017 г. составляет 620 тыс. руб. Предложенные мероприятия также повлияют на коэффициент удовлетворенности работой. Предлагаемые мероприятия также позволят снизить коэффициент текучести кадров. В таблице 10 представлен расчет прогноза коэффициента текучести кадров на 2017 год.